kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Песочные фантазии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с песком. Как используя подручный материал, заниматься песочной терапией.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Песочные фантазии"»

Мастер-класс

«Песочные фантазии»

Коновалова У.А.

педагог дополнительного образования

МАУ ДО «Центр информационных

и коммуникационных технологий»


В буддизме есть духовная практика - построение Мандалы. Мандала - это буддийская модель Вселенной, обитель всех просветленных существ, которая сооружается из песка. Это удивительное по красоте и гармонии произведение буддийского искусства, составляемое по строгим канонам из мелко толченого мрамора, окрашенного в традиционные цвета. По буддийской традиции мандала просветленного божества живет ровно столько, сколько длится сам ритуал. Ее нельзя оставлять как экспонат, главное назначение мандалы - служить основой для медитационной практики. Разрушение мандалы является особым ритуалом, смысл которого - подчеркнуть один из важнейших постулатов буддизма - идею о непостоянстве всего сущего.

Еще Карл Густав Юнг (1875-1961) (швейцарский психиатр) обращался к арттерапии, когда чувствовал необходимость в поддержке. Он рисовал мандалы, в том числе и на песке. Многие из психологов указывают, что именно так появилось одно из направлений арт-терапии — песочная терапия, которая так популярная сегодня (в песочной терапии создаются миры в песочнице с помощью воды и различных фигурок).

И это наверно не случайно, ведь песочная терапия – прекрасный способ избавиться от негатива и агрессии, стать увереннее в себе.

Рисование песком - искусство достаточно молодое, появилось в 70-х годах ХХ столетия, когда американский аниматор Кэролайн Лиф создала свой песочный анимационный фильм «Песок, или Петя и серый волк». Позднее ее опыт переняли многие аниматоры, они попробовали создать динамический песочный фильм, т.е. без монтажа, на одном дыхании. Их опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду искусства – искусству рисования песком. А как метод арттерапии рисование песком стало использоваться только в наши дни. И пока что это большая редкость.

Актуальность методики песочной терапии в современном обществе очень высока. Человек все больше отходит от природы, забывает свое естественное начало. Именно песок сможет напомнить первобытные чувства и ощущения. Детям вдвойне полезно играть в песочнице, нежели взрослым. Игры с песком развивают воображение, мышление, фантазию и, что немало важно, – мелкую моторику пальцев.

Работая в учреждении дополнительного образования, я заметила, что у детей часто преобладает гиперактивное, агрессивное, тревожное, ни к чему хорошему не приводящее, состояние. Детям на занятиях не всегда интересно, не всегда они активно выполняют определённые задания, скорее всего, чисто механически, быстро, не задумываясь о результате.

Загруженность современного мира техникой телевизоры, компьютеры, планшеты, гаджеты и т.п., которые своими ненормированными играми, передачами, фильмами ужесточают поведение ребенка, искажают его мировоззрение. Негативно влияют на раскрытие творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развития у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развития у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения.

Принцип взаимодействия с таким природным материалом как песок может быть положен и в основу арт-терапевтического метода воздейтсвия на личность человека. К этому мнению склоняются и парапсихологи. Они утверждают, что песок, обладающий свойством пропускать сквозь себя воду, заодно поглощает и негативную психическую энергию, вредную для психического здоровья организма. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное и волевое состояние.

Сегодня я хочу вам рассказать о том, как используя подручный материал, заниматься песочной терапией.

Для применения песочной терапии необходимо специальное оборудование: это стол для рисования песком (он может быть с подсветкой) – в домашних условиях, стол можно заменить однотонным разносом или самим построить ящик. Схемы для изготовления таких ящиков есть в интернете. Кварцевый песок – он может быть как однотонным, так и цветным. Также можно использовать речной песок, прошедший специальную обработку. Привезя песок с речки, мы его тщательно промыли в нескольких водах кисточки, стеки, различные игрушки животных, машинки, камушки, ракушки, палочки т.п. Так как мы еще апробируем данную методику, мы используем мультстанок, однотонные разносы, промытый, прокаленный речной песок.

Я пробовала использовать песок на разных этапах занятия: перед занятием (когда дети собираются и настраиваются на занятие), в середине (в качестве релаксационной разминки) и в течении всего занятия, которые логично вписались в мою образовательную программу мультстудия «Страна Чудес», в которой есть блок песочная анимация).

На занятиях я давала возможность воплотить в песке свои идеи теми способами, которые им больше нравятся. Дети в процессе песочной игры имели возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, тем самым освобождаясь от психоэмоционального напряжения. Наблюдая за детьми, я заметила, что некоторые дети просто просеивали песок сквозь пальцы, получая от этого огромное удовольствие и спокойствие.

Важным компонентом этих занятий является спокойная музыка, которую мы слушаем во время рисования.

Многие дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за проблем с речью, недостаточным словарным запасом, задержки развития и поэтому на одном из занятий мы с ребятами строили различный рельеф с использованием песка, воды и разнообразных предметов. Ребенок начинает общение от лица своего героя, тем самым разыгрывая ситуацию в песочнице, имеет возможность посмотреть на нее со стороны.

На своих занятиях также использовала упражнения в парах, направленные на развитие коммуникативных возможностей и улучшение взаимоотношений с другими детьми.

Используя упражнения с песком мы тем самым тренируем мелкую моторику рук, координацию движения, пластику.

Песочная терапия – это эффективный способ гармоничного развития двух полушарий головного мозга и внутреннему центрированию. Этому способствует рисование двумя руками.

Сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем позволяет «оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и прочее.

Серьёзный учебный процесс превращается для учащихся и воспитанников в увлекательное и захватывающее занятие.

Опыт работы с рисованием песком у нас еще небольшой. Но на данном этапе прослеживается положительная динамика в эмоционально-личностном развитии детей:

1.У детей появился интерес к занятиям. Они стали более раскрепощенными, активными, внимательными.

2.Появилось умение управлять своими эмоциями, свободно выражать свои чувства.

3.Дети научились преодолевать робость, неуверенность, страх перед тем, что не получается, так как у детей есть уникальная возможность исправить, дополнить, изменить свою картину.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
"Песочные фантазии"

Автор: Кононвалова Ульяна Алексеевна

Дата: 30.05.2016

Номер свидетельства: 331300

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "«Песочные фантазии» - экология, исследовательская деятельность"
    ["seo_title"] => string(61) "piesochnyiefantaziiekologhiiaissliedovatielskaiadieiatielnost"
    ["file_id"] => string(6) "272167"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451914935"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Проект "Песочные фантазии""
    ["seo_title"] => string(25) "proekt_pesochnye_fantazii"
    ["file_id"] => string(6) "499334"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1549883407"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Песочные фантазии. Игры с песком и водой во время летних каникул."
    ["seo_title"] => string(66) "pesochnye_fantazii_igry_s_peskom_i_vodoi_vo_vremia_letnikh_kanikul"
    ["file_id"] => string(6) "585460"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1629354033"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Мастер - класс "Песочная фантазия""
    ["seo_title"] => string(33) "master_klass_pesochnaia_fantaziia"
    ["file_id"] => string(6) "593315"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1638478081"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "Песочная фантазия"
    ["seo_title"] => string(20) "pesochnaia_fantaziia"
    ["file_id"] => string(6) "634794"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1688916512"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства