Просмотр содержимого документа
«"Песочные фантазии"»
Мастер-класс
«Песочные фантазии»
Коновалова У.А.
педагог дополнительного образования
МАУ ДО «Центр информационных
и коммуникационных технологий»
В буддизме есть духовная практика - построение Мандалы. Мандала - это буддийская модель Вселенной, обитель всех просветленных существ, которая сооружается из песка. Это удивительное по красоте и гармонии произведение буддийского искусства, составляемое по строгим канонам из мелко толченого мрамора, окрашенного в традиционные цвета. По буддийской традиции мандала просветленного божества живет ровно столько, сколько длится сам ритуал. Ее нельзя оставлять как экспонат, главное назначение мандалы - служить основой для медитационной практики. Разрушение мандалы является особым ритуалом, смысл которого - подчеркнуть один из важнейших постулатов буддизма - идею о непостоянстве всего сущего.
Еще Карл Густав Юнг (1875-1961) (швейцарский психиатр) обращался к арттерапии, когда чувствовал необходимость в поддержке. Он рисовал мандалы, в том числе и на песке. Многие из психологов указывают, что именно так появилось одно из направлений арт-терапии — песочная терапия, которая так популярная сегодня (в песочной терапии создаются миры в песочнице с помощью воды и различных фигурок).
И это наверно не случайно, ведь песочная терапия – прекрасный способ избавиться от негатива и агрессии, стать увереннее в себе.
Рисование песком - искусство достаточно молодое, появилось в 70-х годах ХХ столетия, когда американский аниматор Кэролайн Лиф создала свой песочный анимационный фильм «Песок, или Петя и серый волк». Позднее ее опыт переняли многие аниматоры, они попробовали создать динамический песочный фильм, т.е. без монтажа, на одном дыхании. Их опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду искусства – искусству рисования песком. А как метод арттерапии рисование песком стало использоваться только в наши дни. И пока что это большая редкость.
Актуальность методики песочной терапии в современном обществе очень высока. Человек все больше отходит от природы, забывает свое естественное начало. Именно песок сможет напомнить первобытные чувства и ощущения. Детям вдвойне полезно играть в песочнице, нежели взрослым. Игры с песком развивают воображение, мышление, фантазию и, что немало важно, – мелкую моторику пальцев.
Работая в учреждении дополнительного образования, я заметила, что у детей часто преобладает гиперактивное, агрессивное, тревожное, ни к чему хорошему не приводящее, состояние. Детям на занятиях не всегда интересно, не всегда они активно выполняют определённые задания, скорее всего, чисто механически, быстро, не задумываясь о результате.
Загруженность современного мира техникой телевизоры, компьютеры, планшеты, гаджеты и т.п., которые своими ненормированными играми, передачами, фильмами ужесточают поведение ребенка, искажают его мировоззрение. Негативно влияют на раскрытие творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развития у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развития у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения.
Принцип взаимодействия с таким природным материалом как песок может быть положен и в основу арт-терапевтического метода воздейтсвия на личность человека. К этому мнению склоняются и парапсихологи. Они утверждают, что песок, обладающий свойством пропускать сквозь себя воду, заодно поглощает и негативную психическую энергию, вредную для психического здоровья организма. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное и волевое состояние.
Сегодня я хочу вам рассказать о том, как используя подручный материал, заниматься песочной терапией.
Для применения песочной терапии необходимо специальное оборудование: это стол для рисования песком (он может быть с подсветкой) – в домашних условиях, стол можно заменить однотонным разносом или самим построить ящик. Схемы для изготовления таких ящиков есть в интернете. Кварцевый песок – он может быть как однотонным, так и цветным. Также можно использовать речной песок, прошедший специальную обработку. Привезя песок с речки, мы его тщательно промыли в нескольких водах кисточки, стеки, различные игрушки животных, машинки, камушки, ракушки, палочки т.п. Так как мы еще апробируем данную методику, мы используем мультстанок, однотонные разносы, промытый, прокаленный речной песок.
Я пробовала использовать песок на разных этапах занятия: перед занятием (когда дети собираются и настраиваются на занятие), в середине (в качестве релаксационной разминки) и в течении всего занятия, которые логично вписались в мою образовательную программу мультстудия «Страна Чудес», в которой есть блок песочная анимация).
На занятиях я давала возможность воплотить в песке свои идеи теми способами, которые им больше нравятся. Дети в процессе песочной игры имели возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, тем самым освобождаясь от психоэмоционального напряжения. Наблюдая за детьми, я заметила, что некоторые дети просто просеивали песок сквозь пальцы, получая от этого огромное удовольствие и спокойствие.
Важным компонентом этих занятий является спокойная музыка, которую мы слушаем во время рисования.
Многие дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за проблем с речью, недостаточным словарным запасом, задержки развития и поэтому на одном из занятий мы с ребятами строили различный рельеф с использованием песка, воды и разнообразных предметов. Ребенок начинает общение от лица своего героя, тем самым разыгрывая ситуацию в песочнице, имеет возможность посмотреть на нее со стороны.
На своих занятиях также использовала упражнения в парах, направленные на развитие коммуникативных возможностей и улучшение взаимоотношений с другими детьми.
Используя упражнения с песком мы тем самым тренируем мелкую моторику рук, координацию движения, пластику.
Песочная терапия – это эффективный способ гармоничного развития двух полушарий головного мозга и внутреннему центрированию. Этому способствует рисование двумя руками.
Сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем позволяет «оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и прочее.
Серьёзный учебный процесс превращается для учащихся и воспитанников в увлекательное и захватывающее занятие.
Опыт работы с рисованием песком у нас еще небольшой. Но на данном этапе прослеживается положительная динамика в эмоционально-личностном развитии детей:
1.У детей появился интерес к занятиям. Они стали более раскрепощенными, активными, внимательными.
2.Появилось умение управлять своими эмоциями, свободно выражать свои чувства.
3.Дети научились преодолевать робость, неуверенность, страх перед тем, что не получается, так как у детей есть уникальная возможность исправить, дополнить, изменить свою картину.