kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Песочные фантазии» - экология, исследовательская деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экология

Тема: «Песочные фантазии»

Цель:

- формировать представления  о песке как об объекте неживой природы, его свойствах;

- дать элементарные представления о происхождении песка, об использовании человеком песка в быту;

- учить отвечать на вопросы полным ответом, обогащать словарь детей за счет прилагательных и существительных;

- учить самостоятельно, проводить простые опыты с песком;

- развивать  познавательную активность;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Словарная работа: фильтр, барханы, пустыня, исследователи.

Ход занятия:

Организационный момент

Релаксация: «Мы - друзья!»

Знаем, знаем, да, да, да.

В группе нашей – все друзья!

Очень дружно мы живём,

Группа наша – второй дом!

Все мы дружные ребята,

Мы ребята – дошколята.

Сюрпризный момент:  Письмо от медвежонка Умки

«Здравствуйте ребята. Я живу на северном полюсе в Арктике. Мой край очень красивый – белые бескрайние просторы, ледяная пустыня. А моя мама говорит, что на Земле есть еще пустыни, но другие – из песка. А что такое песок? Напишите мне о нем».

Выставляется картина с изображением пустыни.

Вот желтая страница – 
Пустынная страна. 
Песок по ней кружиться, 
Несется, как волна.

Рассказ о пустыне

- Самая большая пустыня в мире называется – Сахара.

Показ презентации на тему «Пустыня»

- Ну, что поможем Умке  выяснить, чем же удивителен песок. Что нам нужно сделать, чтобы помочь Умке? Будем исследовать его, проводить опыты.

- Ребята, мы с вами будем исследователями. А кто такие исследователи? (Люди, которые исследуют что-то, проводят опыты).

- Что же будет объектом нашего исследования? (песок)

- Сегодня мы узнаем:

  • Как определить песок - влажный и сухой;
  • Какой песок тяжелее мокрый или сухой;
  • Рассмотрим сухой и влажный песок через лупу.
  • Чем отличаются песчинки;
  • Что можно сделать из сухого или мокрого песка;
  • Научимся очищать воду с помощью песка.

Опыты с песком

Опыт 1.

- Возьмите мерной ложечкой, насыпьте немного песка на тарелочку.

- Легко ли сыпется песок?

Дети самостоятельно пересыпают из ладошки в ладошку, из одной емкости в другую.

Работа с лупой.

- Внимательно рассмотрите песок. Найдите как можно больше особенностей у песчинок, чем похожи и чем отличаются.

- Как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет?

Вывод:  Песок состоит из отдельных песчинок – кристаллов, которые не скреплены между собой, поэтому и рассыпаются.

- Какого они цвета? (темные и светлые)

- Давайте посмотрим их размер. Одинаковые ли они? (не одинаковые, есть крупные и мелкие)

- Давайте проверим.

Работа с ситом

- Через сито просеиваем песок, он сыпется из сита в ёмкость и наоборот.

- Если песок сыпется, то он какой?

Вывод:  Песок сыпучее вещество, отдельные крупинки не скреплены между собой и разные по размеру.

Моделируем свойство сыпучести

- Давайте понюхаем песок (не пахнет). Значит, сухой песок не имеет запаха.

- Возьмите 2 баночки и насыпьте в них песок. Давайте представим. Что прошёл дождик и в одну из баночек он попал – намочите водой песок.

- Каким стал песок? (мокрым)

- Давайте понюхаем мокрый песок. Он имеет специфический запах.

- А куда исчезла вода? (она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками)

Опыт 2.

- Возьмите в одну руку ёмкость с сухим песком, а в другую с мокрым. Что тяжелее? Почему? (мокрый – среди сухих песчинок прячется легкий воздух, а среди мокрых – более тяжелая – вода)

Иллюстрация о дюнах, барханах, почему ветер наметает дюны – сухой песок легкий.

- Что такое барханы?

- Как они образуются?

Опыт с феном и трехлитровой банкой, в которой лежит песок.

 - Аккуратно мерной ложечкой возьмите мокрый песок и выложите в тарелочку.

Работа с лупой.

- Рассмотрите мокрый песок – песчинки прилипли друг к другу, т.к. из мокрого песка выходит воздух.

- А теперь попробуйте пересыпать мокрый песок обратно в ёмкость.

Вывод:  Мокрый песок не сыпется, он лепится.

Поутру из мокрой тучи, 
Падал дождик целый час, 
Отсырел песок сыпучий, 
За калиткою у нас.

Сразу взялся я за дело, 
И построил дом с окном, 
В полдень солнышко пригрело – 
И рассыпался мой дом.

Дети лепят «пироги» из песка.

Моделируется свойство – песок лепится.

Физминутка

Игра «Сухой – влажный»

(на слово сухой – дети сидят на корточках, на слово влажный – берутся за руки, на слово ветер – бегают).

- Продолжим наши исследования.

Опыт 3.

- Ребята, давайте проверим, пропускает ли песок воду.

- Возьмем пластиковую бутылку с отрезанным дном, перевернем её, вложим в горлышко кусочек губки (поролона), насыпаем песок. Под бутылку поместим ёмкость для сбора жидкости. Нальем в бутылку воду.

- Что произошло? (вода прошла через песок)

Иллюстрация колючек и кактусов в песках 

- Растения, которые растут в песках, имеют длинные корни, т.к. влага проходит сквозь песок.

- Какой можно сделать вывод?

Вывод:  Песок пропускает воду.

Рассказ: 

- Песок своими свойствами привлёк внимание людей и тем, что, пропуская воду, он задерживает предметы и вещества. Так моряки научились процеживать грязную воду через чистый песок. Получается чистая вода, но не питьевая.

- Хотите проверить?

Опыт 4.

- Берем бутылку, дно отрезаем – в горлышко поролон. Бутылку чуть наполняем песком. Приготовим ёмкость с грязной водой (примесь с глиной). Нальём часть воды в бутылку с песком, и ждём пока, она не просочится в песок.

Дети делают самостоятельно.

Сравнить воду до, и после фильтрации.

- Вода прошла через фильтр. Сравним отфильтрованную, очищенную воду от грязной.

- Как изменилась вода?  (стала прозрачной)

Вывод:  Песок – это природный фильтр, он пропускает воду, очищает её.

Моделируем свойство фильтра.

Домашнее задание: Изготовить картинку из цветного песка в подарок Умке.

Итог занятия:

- Итак, мы помогли  узнать Умке многое об удивительных свойствах песка. Давайте вспомним о них.

- Как узнать, что песок сыпучее вещество?

- Что мы для этого делали? (опыты)

- Что вас самих удивило на занятии? Каковы свойства песка?

- Нужен ли нам песок?

- Где применяется песок? (При строительстве домов; песок очень хороший фильтр; из него делают песочные часы; из песка делают бисер; изготавливают стекло)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Песочные фантазии» - экология, исследовательская деятельность»

Технологическая карта

организованной учебной деятельности

для старшей группы

Образовательная область: познание

Раздел: Экология

Тема: «Песочные фантазии»

Цель:

- формировать представления  о песке как об объекте неживой природы, его свойствах;

- дать элементарные представления о происхождении песка, об использовании человеком песка в быту;

- учить отвечать на вопросы полным ответом, обогащать словарь детей за счет прилагательных и существительных;

- учить самостоятельно, проводить простые опыты с песком;

- развивать  познавательную активность;

- воспитывать бережное отношение к природе.


Словарная работа: фильтр, барханы, пустыня, исследователи.


Ход занятия:

Организационный момент

Релаксация: «Мы - друзья!»

Знаем, знаем, да, да, да.

В группе нашей – все друзья!

Очень дружно мы живём,

Группа наша – второй дом!

Все мы дружные ребята,

Мы ребята – дошколята.


Сюрпризный момент: Письмо от медвежонка Умки

«Здравствуйте ребята. Я живу на северном полюсе в Арктике. Мой край очень красивый – белые бескрайние просторы, ледяная пустыня. А моя мама говорит, что на Земле есть еще пустыни, но другие – из песка. А что такое песок? Напишите мне о нем».

Выставляется картина с изображением пустыни.

Вот желтая страница – 
Пустынная страна. 
Песок по ней кружиться, 
Несется, как волна.

Рассказ о пустыне

- Самая большая пустыня в мире называется – Сахара.

Показ презентации на тему «Пустыня»

- Ну, что поможем Умке выяснить, чем же удивителен песок. Что нам нужно сделать, чтобы помочь Умке? Будем исследовать его, проводить опыты.

- Ребята, мы с вами будем исследователями. А кто такие исследователи? (Люди, которые исследуют что-то, проводят опыты).

- Что же будет объектом нашего исследования? (песок)

- Сегодня мы узнаем:

  • Как определить песок - влажный и сухой;

  • Какой песок тяжелее мокрый или сухой;

  • Рассмотрим сухой и влажный песок через лупу.

  • Чем отличаются песчинки;

  • Что можно сделать из сухого или мокрого песка;

  • Научимся очищать воду с помощью песка.





Опыты с песком


Опыт 1.

- Возьмите мерной ложечкой, насыпьте немного песка на тарелочку.

- Легко ли сыпется песок?

Дети самостоятельно пересыпают из ладошки в ладошку, из одной емкости в другую.


Работа с лупой.

- Внимательно рассмотрите песок. Найдите как можно больше особенностей у песчинок, чем похожи и чем отличаются.

- Как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет?

Вывод:  Песок состоит из отдельных песчинок – кристаллов, которые не скреплены между собой, поэтому и рассыпаются.

- Какого они цвета? (темные и светлые)

- Давайте посмотрим их размер. Одинаковые ли они? (не одинаковые, есть крупные и мелкие)

- Давайте проверим.


Работа с ситом

- Через сито просеиваем песок, он сыпется из сита в ёмкость и наоборот.

- Если песок сыпется, то он какой?

Вывод:  Песок сыпучее вещество, отдельные крупинки не скреплены между собой и разные по размеру.

Моделируем свойство сыпучести

- Давайте понюхаем песок (не пахнет). Значит, сухой песок не имеет запаха.

- Возьмите 2 баночки и насыпьте в них песок. Давайте представим. Что прошёл дождик и в одну из баночек он попал – намочите водой песок.

- Каким стал песок? (мокрым)

- Давайте понюхаем мокрый песок. Он имеет специфический запах.

- А куда исчезла вода? (она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками)


Опыт 2.

- Возьмите в одну руку ёмкость с сухим песком, а в другую с мокрым. Что тяжелее? Почему? (мокрый – среди сухих песчинок прячется легкий воздух, а среди мокрых – более тяжелая – вода)

Иллюстрация о дюнах, барханах, почему ветер наметает дюны – сухой песок легкий.

- Что такое барханы?

- Как они образуются?

Опыт с феном и трехлитровой банкой, в которой лежит песок.

- Аккуратно мерной ложечкой возьмите мокрый песок и выложите в тарелочку.


Работа с лупой.

- Рассмотрите мокрый песок – песчинки прилипли друг к другу, т.к. из мокрого песка выходит воздух.

- А теперь попробуйте пересыпать мокрый песок обратно в ёмкость.

Вывод:  Мокрый песок не сыпется, он лепится.


Поутру из мокрой тучи, 
Падал дождик целый час, 
Отсырел песок сыпучий, 
За калиткою у нас.

Сразу взялся я за дело, 
И построил дом с окном, 
В полдень солнышко пригрело – 
И рассыпался мой дом.


Дети лепят «пироги» из песка.


Моделируется свойство – песок лепится.


Физминутка

Игра «Сухой – влажный»

(на слово сухой – дети сидят на корточках, на слово влажный – берутся за руки, на слово ветер – бегают).

- Продолжим наши исследования.


Опыт 3.

- Ребята, давайте проверим, пропускает ли песок воду.

- Возьмем пластиковую бутылку с отрезанным дном, перевернем её, вложим в горлышко кусочек губки (поролона), насыпаем песок. Под бутылку поместим ёмкость для сбора жидкости. Нальем в бутылку воду.

- Что произошло? (вода прошла через песок)

Иллюстрация колючек и кактусов в песках 

- Растения, которые растут в песках, имеют длинные корни, т.к. влага проходит сквозь песок.

- Какой можно сделать вывод?

Вывод: Песок пропускает воду.


Рассказ: 

- Песок своими свойствами привлёк внимание людей и тем, что, пропуская воду, он задерживает предметы и вещества. Так моряки научились процеживать грязную воду через чистый песок. Получается чистая вода, но не питьевая.

- Хотите проверить?


Опыт 4.

- Берем бутылку, дно отрезаем – в горлышко поролон. Бутылку чуть наполняем песком. Приготовим ёмкость с грязной водой (примесь с глиной). Нальём часть воды в бутылку с песком, и ждём пока, она не просочится в песок.

Дети делают самостоятельно.

Сравнить воду до, и после фильтрации.

- Вода прошла через фильтр. Сравним отфильтрованную, очищенную воду от грязной.

- Как изменилась вода? (стала прозрачной)

Вывод: Песок – это природный фильтр, он пропускает воду, очищает её..

Моделируем свойство фильтра.


Домашнее задание: Изготовить картинку из цветного песка в подарок Умке.


Итог занятия:

- Итак, мы помогли узнать Умке многое об удивительных свойствах песка. Давайте вспомним о них.

- Как узнать, что песок сыпучее вещество?

- Что мы для этого делали? (опыты)

- Что вас самих удивило на занятии? Каковы свойства песка?

- Нужен ли нам песок?

- Где применяется песок? (При строительстве домов; песок очень хороший фильтр; из него делают песочные часы; из песка делают бисер; изготавливают стекло)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Песочные фантазии» - экология, исследовательская деятельность

Автор: Рыжий Наталья Андреевна

Дата: 04.01.2016

Номер свидетельства: 272167


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства