Экология
Тема: «Песочные фантазии»
Цель:
- формировать представления о песке как об объекте неживой природы, его свойствах;
- дать элементарные представления о происхождении песка, об использовании человеком песка в быту;
- учить отвечать на вопросы полным ответом, обогащать словарь детей за счет прилагательных и существительных;
- учить самостоятельно, проводить простые опыты с песком;
- развивать познавательную активность;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Словарная работа: фильтр, барханы, пустыня, исследователи.
Ход занятия:
Организационный момент
Релаксация: «Мы - друзья!»
Знаем, знаем, да, да, да.
В группе нашей – все друзья!
Очень дружно мы живём,
Группа наша – второй дом!
Все мы дружные ребята,
Мы ребята – дошколята.
Сюрпризный момент: Письмо от медвежонка Умки
«Здравствуйте ребята. Я живу на северном полюсе в Арктике. Мой край очень красивый – белые бескрайние просторы, ледяная пустыня. А моя мама говорит, что на Земле есть еще пустыни, но другие – из песка. А что такое песок? Напишите мне о нем».
Выставляется картина с изображением пустыни.
Вот желтая страница –
Пустынная страна.
Песок по ней кружиться,
Несется, как волна.
Рассказ о пустыне
- Самая большая пустыня в мире называется – Сахара.
Показ презентации на тему «Пустыня»
- Ну, что поможем Умке выяснить, чем же удивителен песок. Что нам нужно сделать, чтобы помочь Умке? Будем исследовать его, проводить опыты.
- Ребята, мы с вами будем исследователями. А кто такие исследователи? (Люди, которые исследуют что-то, проводят опыты).
- Что же будет объектом нашего исследования? (песок)
- Сегодня мы узнаем:
- Как определить песок - влажный и сухой;
- Какой песок тяжелее мокрый или сухой;
- Рассмотрим сухой и влажный песок через лупу.
- Чем отличаются песчинки;
- Что можно сделать из сухого или мокрого песка;
- Научимся очищать воду с помощью песка.
Опыты с песком
Опыт 1.
- Возьмите мерной ложечкой, насыпьте немного песка на тарелочку.
- Легко ли сыпется песок?
Дети самостоятельно пересыпают из ладошки в ладошку, из одной емкости в другую.
Работа с лупой.
- Внимательно рассмотрите песок. Найдите как можно больше особенностей у песчинок, чем похожи и чем отличаются.
- Как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет?
Вывод: Песок состоит из отдельных песчинок – кристаллов, которые не скреплены между собой, поэтому и рассыпаются.
- Какого они цвета? (темные и светлые)
- Давайте посмотрим их размер. Одинаковые ли они? (не одинаковые, есть крупные и мелкие)
- Давайте проверим.
Работа с ситом
- Через сито просеиваем песок, он сыпется из сита в ёмкость и наоборот.
- Если песок сыпется, то он какой?
Вывод: Песок сыпучее вещество, отдельные крупинки не скреплены между собой и разные по размеру.
Моделируем свойство сыпучести
- Давайте понюхаем песок (не пахнет). Значит, сухой песок не имеет запаха.
- Возьмите 2 баночки и насыпьте в них песок. Давайте представим. Что прошёл дождик и в одну из баночек он попал – намочите водой песок.
- Каким стал песок? (мокрым)
- Давайте понюхаем мокрый песок. Он имеет специфический запах.
- А куда исчезла вода? (она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками)
Опыт 2.
- Возьмите в одну руку ёмкость с сухим песком, а в другую с мокрым. Что тяжелее? Почему? (мокрый – среди сухих песчинок прячется легкий воздух, а среди мокрых – более тяжелая – вода)
Иллюстрация о дюнах, барханах, почему ветер наметает дюны – сухой песок легкий.
- Что такое барханы?
- Как они образуются?
Опыт с феном и трехлитровой банкой, в которой лежит песок.
- Аккуратно мерной ложечкой возьмите мокрый песок и выложите в тарелочку.
Работа с лупой.
- Рассмотрите мокрый песок – песчинки прилипли друг к другу, т.к. из мокрого песка выходит воздух.
- А теперь попробуйте пересыпать мокрый песок обратно в ёмкость.
Вывод: Мокрый песок не сыпется, он лепится.
Поутру из мокрой тучи,
Падал дождик целый час,
Отсырел песок сыпучий,
За калиткою у нас.
Сразу взялся я за дело,
И построил дом с окном,
В полдень солнышко пригрело –
И рассыпался мой дом.
Дети лепят «пироги» из песка.
Моделируется свойство – песок лепится.
Физминутка
Игра «Сухой – влажный»
(на слово сухой – дети сидят на корточках, на слово влажный – берутся за руки, на слово ветер – бегают).
- Продолжим наши исследования.
Опыт 3.
- Ребята, давайте проверим, пропускает ли песок воду.
- Возьмем пластиковую бутылку с отрезанным дном, перевернем её, вложим в горлышко кусочек губки (поролона), насыпаем песок. Под бутылку поместим ёмкость для сбора жидкости. Нальем в бутылку воду.
- Что произошло? (вода прошла через песок)
Иллюстрация колючек и кактусов в песках
- Растения, которые растут в песках, имеют длинные корни, т.к. влага проходит сквозь песок.
- Какой можно сделать вывод?
Вывод: Песок пропускает воду.
Рассказ:
- Песок своими свойствами привлёк внимание людей и тем, что, пропуская воду, он задерживает предметы и вещества. Так моряки научились процеживать грязную воду через чистый песок. Получается чистая вода, но не питьевая.
- Хотите проверить?
Опыт 4.
- Берем бутылку, дно отрезаем – в горлышко поролон. Бутылку чуть наполняем песком. Приготовим ёмкость с грязной водой (примесь с глиной). Нальём часть воды в бутылку с песком, и ждём пока, она не просочится в песок.
Дети делают самостоятельно.
Сравнить воду до, и после фильтрации.
- Вода прошла через фильтр. Сравним отфильтрованную, очищенную воду от грязной.
- Как изменилась вода? (стала прозрачной)
Вывод: Песок – это природный фильтр, он пропускает воду, очищает её.
Моделируем свойство фильтра.
Домашнее задание: Изготовить картинку из цветного песка в подарок Умке.
Итог занятия:
- Итак, мы помогли узнать Умке многое об удивительных свойствах песка. Давайте вспомним о них.
- Как узнать, что песок сыпучее вещество?
- Что мы для этого делали? (опыты)
- Что вас самих удивило на занятии? Каковы свойства песка?
- Нужен ли нам песок?
- Где применяется песок? (При строительстве домов; песок очень хороший фильтр; из него делают песочные часы; из песка делают бисер; изготавливают стекло)