Знакомство педагогов ДОУ с основными принципами игры с песком, с задачами, целями занятий по дополнительному образованию, организованному в ДОУ «Песочная фантазия»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс "Песочная фантазия"»
МАСТЕР-КЛАСС
по песочной игротерапии
с использованием световых столов и песочниц К. Юнга
Подготовила и провела: Белова Н.В.
педагог-психолог ДОУ №22
Участники мастер-класса: педагоги ДОУ г. Дубны.
Цель:
-Представление и распространение опыта работы с детьми в песочницах Юнга, на световых столах, с цветным песком.
Задачи:
-Познакомить педагогов ДОУ с основными принципами игры с песком, с задачами, целями занятий по дополнительному образованию, организованному в ДОУ№22 «Песочная фантазия».
Принцип «Терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической терапии.
К. Юнг писал: "Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум" .
Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении созданного ею Лондонского Института Детской Психологии она установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, а другой водой, и формочки для игры с песком. Игрушки «жили» в коробке. Маленькие пациенты института использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли «миром». Поэтому М. Ловенфельд называла свой игровой метод «построение мира».
Формированием концепции «песочной терапии» (или «sand-play») занимались, в основном, представители юнгинианской школы. Однако, для обучающих целей уникальные возможности песка до недавнего времени практически не использовались. Чтобы заполнить этот пробел, была создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом.
Основные принципы игры на песке
1. Создание естественной и стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность.
С этой целью подбираются задания, соответствующее возможности ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход.
2. «Оживление» абстрактных символов: цифр, букв, геометрических фигур, и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.
4. Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства.
5. Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии.
6. Снижение психофизического напряжения.
7. Актуализация эмоций.
Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей - вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре в «куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони.
Игра с песком – это своеобразная самотерапия ребёнка. Ребёнок является хозяином в ящике с песком и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения. Дети часто не могут ясно сформулировать или назвать то, что с ними происходит. Строя сюжеты, ребёнок проигрывает различные трудности в своей жизни (сложности в общении с детьми, нерешительность, свои страхи).
В играх на песке идут войны, борьба добра и зла, но ребёнок всегда знает, что добро победит! И этот опыт очень важен для его будущей жизни. В игре с песком дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что их никто не осудит и примет их такими, какими они есть.
Обучающие, корректирующие, развивающие игры с песком способствуют комплексному и гармоничному развитию ребенка и приносят радость и пользу.
Опыт работы с дошкольниками по рисованию песком на световых столах.
Рисуя на песке, дети проявляют уверенность и любознательность. Песок привлекает их гораздо больше, чем чистый лист бумаги. Нетронутая поверхность песка побуждает ребенка к свободному и нестандартному творчеству.
Рисовать на песке можно как разные линии (строгие прямые, круглые, волнистые, спиральные), так и традиционные орнаменты. Рисование геометрических фигур является оптимальной методикой при обучении письму.
На световых столах мы рисуем по образцу, на заданную тему, на свободную тему, рисуем, прослушивая стихотворение.
На песке можно рисовать как указательными пальцами, так и всеми остальными, можно рисовать, высыпая струйку песка из ладони. Рисование двумя руками одновременно формирует межполушарное взаимодействие.
На ровной поверхности песка сделать отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.
поскользим ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.),
выполним те же движения, поставив ладонь на ребро,
пройдемся ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы,
создадим отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаемся найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр.),
пройдемся по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после — одновременно (сначала только указательным, потом—средним, затем—безымянным, большим, и наконец — мизинчиком).
поиграем по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз.
Давайте развеселим песочек. Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком. Затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками. - Давайте его погладим между ладонями.
- Возьмите за руки песок крепко- крепко, потихоньку отпустите. Еще раз давайте его возьмем за руки крепко -крепко, чтобы ни одна песчинка не упала с кулачков и опять отпустим . А теперь давайте устроим песочный дождик: возьмите песочек в кулачок и сыпьте его на другую ладошку.
Эти незатейливые упражнения на самом деле имеют колоссальное значение для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное — ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
В нашей Песочной стране есть правила. Они написаны в стихотворной форме, и дети быстро их запоминают.
Здесь нельзя кусаться, драться И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять! Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить, Можно много сотворить:
Горы, реки и моря, Чтобы жизнь вокруг была.
Участникам мастер-класса предложено свободное строительство в песочницах Юнга с использованием игрового материала.
Далее, предложены дидактические игры в парах в песочницах К. Юнга:
1.«Собери бусы правильно» (закономерности). Оборудование: разноцветные бусины, камни. Цель: Один участник выкладывает бусы с ошибками, другой должен найти и исправить ошибки.
2. «Что спрятано?» Оборудование: несколько маленьких игрушек.
Игрушка прячется в песок. Участник должен на ощупь определить, что спрятано.