Тема _____«Петушок и его семья»___________________________
Программное содержание:
Расширять представление детей о домашних птицах: курице, петухе, цыплятах; продолжать учить различать их.
Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями, в которых рассказывается о петушке, курочке, цыплятах. Формировать познавательную активность.
Развивать мелкую моторику рук, координацию пальцев через упражнения и массаж рук предметами.
Воспитывать доброе отношение к «братьям нашим меньшим», поощрять инициативные проявления детей.
Ход занятия:
1. На столе стоит ширма.
Первая полоса – белый фон, изображения нет.
Вторая – петушок, третья – курочка, четвертая – цыплята.
Другая сторона: там, где белый фон – изображение речки;
Вторая – домик, третья – двор, четвертая – лес.
Ширма устанавливается к детям белой стороной.
- Ребята, отгадайте загадку: «Кто рано встает, громко песни поет, детям спать не дает?» (ответы детей).
- Правильно, петушок. Вы хотите, чтобы петушок к вам в гости пришел? Давайте его позовем. «Петушок, петушок! Иди к нам!» Не идет! А давайте мы про петушка расскажем потешку, он услышит и придет к нам в гости.
2. Потешка про петушка:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
3. Ширма поворачивается, появляется петушок.
Рассматриваем картинку, выделяя особенности петуха. .
воспитатель обращает внимание детей на особенности птицы: гребешок, перышки, клюв, лапки. Предлагает показать, где у петушка глазки, головка, крылья и.т.д.
- Как поет петушок? (ответы детей)
- А кого зовет петушок? Как вы думаете? (ответы детей).
Петушок зовет курочку. Как он ее зовет? Ку-ка-ре-ку!
4. Ширма поворачивается, появляется курочка.
Рассматриваем курочку, выделяя ее характерные особенности. Затем сравниваем курочку и петушка. Дети рассматривают курочку и петушка, находят различие (хвостики, гребешки).
- Ой, ребятки, а кто это там пищит, маму курочку зовет?
Правильно, цыплятки. А как мама курочка зовет цыпляток? Ко-ко-ко!
Прибежали цыплята (ширма поворачивается, появляются цыплята). Давайте их покормим, посыплем зернышки.
Посмотрите , какие они….(маленькие, пушистенькие, жёлтенькие и т.д.)
-Какие у них маленькие клювики , крылышки, лапки. Вот вся петушиная семья.
Папа – петушок, Мама – курочка, Дети – цыплята.
Каждый член этой семьи знает свою песенку.
Как кудахчет курочка?.. (ко-ко-ко)
Как поет петушок? (кукареку)
Воспитатель: Ребята, как пищат цыплята?
Дети: Пи-пи-пи.
5. Дети сыплют зернышки и зовут цыплят: цып-цып-цып (показ руками).
Физкультминутка
«Как пищат у нас цыплятки? – пип-пип-пип.
(звукоподражание)
Как они играют в прятки? – шмыг-шмыг-шмыг.
(закрывают лицо ладошками)
Как по лужицам шагают? – плюх-плюх-плюх.
(топают ножками)
Как на солнце загорают? – ух-ух-ух.»
(ложатся на ковёр в свободном положении)
Какие вы молодцы.
- Что такое? Почему цыплята так громко запищали? Пить захотели. Пошла курочка за водой.
6. Ширма поворачивается, появляется картинка с речкой.
Читается потешка:
— Курочка — рябушечка, Куда ты пошла? — На речку. — Курочка — рябушечка, Зачем ты пошла? — За водичкой. — Курочка — рябушечка, Зачем тебе водичка? — Цыпляток поить. — Курочка — рябушечка, Как цыплята просят пить? — Пи-пи-пи, пи-пи-пи!
Вопросы к детям по потешке.
Курочка ставится на другой берег, в это время появляется цыпленок. Увидела курочка цыпленка и закудахтала: кудах-тах-тах!
Как закудахтала курочка? (ответы детей).
7. Давайте поможем цыпленку перебраться к маме.
Построим для него мостик. Массаж шестигранным карандашом (дети руками раскатывают карандаш между ладонями – раскатаем бревнышки). Построили из карандашей мостик. Помогли цыпленку добраться до мамы.
8. Услышал петушок, что цыплятки громко пищат, пошел курочку искать (ширма поворачивается, появляется лес).
В лесу темно, не видно петушку курочки. Давайте для петушка сделаем солнышко (берется кружок и прищепки).
9. Дети прищепляют прищепки к кружку, получается солнышко. Увидел петушок курочку, закричал: Ку-ка-ре-ку! Услышала курочка петушка и домой пошла. Принесла целое ведро воды и напоила цыпляток.
Была еще у курочки корзинка с яйцами, да пока она через речку переходила, все яйца в речку обронила.
Плачет курочка: Ко-ко-ко, ко-ко-ко, помогите мне достать яйцо. Поможем курочке достать с воды яйца. Дети ложками достают яйца (киндер-сюрприз) из таза с водой.
-Вот какая дружная семья. Мама в этой семье кто? А папа? А детки?
-Как кричит курочка? Как поёт петушок? А как пищат цыплятки?
-А почему они пищат так громко? Да они есть хотят. А мама курочка заботливая, она очень любит своих деток. Вот она зовёт их за собой. Сейчас она своих деток накормит и они будут отдыхать. Давайте попрощаемся с семьёй петушка. -До свидания, петушок, курочка и цыплятки!