kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытое занятие для родителей по развитию речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить детей с содержанием русской народной сказки. Довести до понимания детей двойной смысл названия сказки: «У страха глаза велики». 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие для родителей по развитию речи»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №26 общеразвивающего вида»

г.Сыктывкара (МБДОУ «Детский сад №26»)




















Конспект занятия по развитию речи

«Пересказ русской народной сказки

«У страха глаза велики» (подготовительная группа)





















Составил: воспитатель МБДОУ № 26

Костина Елена Николаевна





г.Сыктывкар



Программное содержание:
1. Познакомить детей с содержанием русской народной сказки. Довести до понимания детей двойной смысл названия сказки: «У страха глаза велики». Помочь понять присутствие юмора в поступках героев. Продолжить учить понимать предметно-схематические модели по содержанию произведения.
2. Продолжить учить детей связно, последовательно, выразительно, эмоционально и грамматически правильно пересказывать содержание сказки (по моделям). Упражнять в образовании существительных с суффиксами преувеличения.

3. Развивать умение передавать эмоциональные состояния с помощью мимики. Развивать внимание, память, логическое мышление.
4. Воспитывать у детей умение оценивать пересказ сказки сверстниками.

Ход занятия:

1. Детям предлагается построиться в круг. Воспитатель предлагает упражнение «Говорящая мимика».
- Ребята, представьте, что вы хмуритесь, как осенняя тучка (брови сдвинуты, глаза из-под лобья).
- А сейчас вы - человек, который сердится, изобразите это как? (недовольное лицо).
- А теперь улыбнитесь, как улыбается солнышко (на лице улыбка)
- Покажите, как пугается заяц, увидевший волка. Вы широко раскрыли глаза, некоторые открыли рот. Точно, видно, что заяц испугался.
- Ребята, а что такое страх? (ответы детей и обобщение ответов: страх - это когда кто-то чего-то боится).
- А чего можно испугаться? (ответы детей: темноты, чужого человека, грома, сказочного существа и т.п.).
- Ребята, как можно избавиться от страха? (ответы детей).
- А мы с вами узнаем «прогонялку», с помощью, которой можно прогнать страх. 
Страх, страшок, страшилка.
Брысь, брысь, брысь!
В смех, смешок, смешинку
Превратись! (выполняется с движениями, 2 раза)
- Ребята, были ли у вас такие случаи, когда вы испугались того, чего можно было бы и не бояться, чего на самом деле и не было? (предположительные ответы детей)

Я к вам пришла не с простыми руками. В моей корзиночке есть сказочные персонажи. Я их сейчас выставлю, а вы мне скажете из каких они сказок?

– В какой сказке живёт бабка? (Воспитатель достаёт рисунок бабки.)

– В какой сказке живёт внучка? (Воспитатель достаёт рисунок внучки).

– В какой сказке живёт курочка? (Воспитатель достаёт рисунок курочки).

– В какой сказке живёт мышка? (Воспитатель достаёт рисунок мышки).

– В какой сказке живёт зайчик? (Воспитатель достаёт рисунок).

– А в какой сказке эти герои живут все вместе?

- Я вас хочу познакомить со сказкой, где с главными героями случилась именно такая история, где они испугались того, чего бояться не надо.

Ребята, а вы слышали такие пословицы?

• Волков бояться – в лес не ходить.

• Семь раз отмерь – один раз отрежь.

• У страха глаза велики.

- Какая пословица наиболее удачно подходит к сегодняшней нашей теме?

А чтобы попасть в сказку, надо взяться  за руки и чётко повторять  за мной волшебные слова:

         Ра-ра-ра – в сказку нам идти пора,                                                 

           Ги-ги-ги – нам,  зайчонок,  помоги.

(детям предлагается пройти за столы).
2. Слушайте, внимательно, чтобы потом ответить на вопросы. Русская народная сказка «У страх глаза велики» (чтение сказки).
3. Беседа по содержанию сказки.
Вопросы: 
- Как называется эта сказка? (ответы детей).

Как вы понимаете название сказки? (Когда человек пугается, основной чертой его мимики являются большие выпученные глаза)

От чего это происходит? (От неизвестности)

Воспитатель: А теперь давайте разберемся, кто в этой сказке испугался и чего испугался.

Вспомните, как начинается сказка. (Жили-были)

Воспитатель: Совершенно верно, эта сказка начинается  со слов, с которых начинаются многие русские народные сказки «жили-были», а далее мы узнаем, кто главные герои сказки. Вспомните кто.

Воспитатель добивается, чтобы дети назвали героев с точной характеристикой, анализируя, почему так названы герои:

  • Бабушка-старушка, потому что старенькая,

  • внучка-хохотушка, потому что много хохочет,

  • курочка-клохтушка, потому что клохчет,

  • мышка-норушка, потому что живет в норке.


- Как называют в сказке бабушку, внучку, курочку и мышку? (ответы детей - водоносы).
- Как вы думаете, почему они так названы? От каких двух слов образовалось это слово? (ответы детей: воду - носить).
- Какие ведра были у водоносов? (ответы детей)- воспитатель выставляет модели и голосом выделяет: у бабушке - большие (басом), у внучки - поменьше (обычным голосом), у курочки - ещё меньше (тонким голосом), с чем сравнивали вёдра: у курочки - с огурчиком; у мышки - маленькое, малюсенькое (писк) с наперсточек.
- Откуда брали воду наши водоносы? (ответы детей: бабушка из колодца; внучка из колоды (колода - это такое толстое бревно, середина которого выдолблена и залита водой; курочка из лужицы; мышка из поросячьего копытца) - воспитатель показывает на моделях.
- Когда несли воду, он как плескалась? (ответы детей: у бабушке - тре-е-х,пле-е-х; у внучки - трех, плех; у курочки - трех-трех, плех-плех; у мышки - трех-трех-трех, плех-плех-плех) - воспитатель показывает на моделях.
- Кто почудился героям сказки? (ответы детей: бабушке - медведь, как она про него говорила с испуга - медведище - показать, какие глаза были; внучке - волк страшный, как можно назвать большого сильного волка - волчище; курочке - лиса; мышке - кот, котище, покажите мышку; зайцу - четыре охотника, и все с собаками).
что же на самом деле произошло? (ответы детей и обобщение ответов детей: все герои сказки испугались, а сами даже не знали чего на самом деле).
-А может ли быть так, что мы испугаемся и глаза будут очень большие от испуга? Да, так тоже бывает. Иногда так испугаешься, что глаза действительно станут большими.
- Какими словами заканчивается сказка? (ответы детей: у страха глаза велики: чего нет, и то видят). 
- Как вы понимаете эти слова? (ответы детей).

– Ребята, есть такая же пословица, как и название нашей сказки: «У страха глаза велики». Как вы понимаете эту пословицу? В каких случаях так говорят? (Когда людям от страха чудится то, чего нет на самом деле).
- Как вы думаете, ребята, могли ли герои сказки, после того, что с ними случилось, посмеяться над собой? (Да, они испугались, того, чего не надо было бояться. (донести до детей юмор сказки).
4. Физминутка.

«Бабушка-старушка ведёрки взяла

И по воду пошла.

А за ней вприпрыжку

Внучка да мышка.

А за ними бегом

Курочка с ведром.

Воды набрали и

Домой зашагали» (дети имитируют движения).
5. Игра «Закончи предложение». Дети становятся в круг

– А теперь поиграем в игру «Закончи предложение», а поможет нам яблочко из сказки. Я начинаю предложение, а вы заканчиваете словами из сказки.

– У бабушки были большие вёдра, а у внучки – ….(поменьше).

– У мышки вёдра были с напёрсток, а у курочки – …(с огурчик).

– Внучка брала воду из колоды, а бабушка – …(из колодца).

– Мышка брала воду из поросячьего копытца, а курочка – …(из лужицы).

– Бабушка испугалась и на лавку упала, а внучка – …(за бабушку спряталась).

– Курочка на печку взлетела, а мышка – …(под печку схоронилась).

– Бабушке привиделся медведúще, а мышке – …(котúще).


6.Повторное чтение с установкой на пересказ (воспитатель читает сказку, используя эмоции).
- Ребята, когда будете пересказывать, не забудьте рассказать о водоносах. куда они пошли, какие вёдра у них были, откуда набирали воду, затем как испугались и куда разбежались, кто почудился, и чем сказка закончилась (воспитатель выставляет модели - последовательности содержания сказки).

Подготовка к пересказу сказки.

– Ребята, сказку, которую вы услышали, будем пересказывать. Чтобы легче было пересказывать, я предлагаю опираться на картинки с героями заменителями.

– Как вы думаете, что это за герои?

              

             бабушка      внучка     курочка       мышка      заяц

Перед вами 3 картинки-схемы с героями заменителями. Чтобы использовать эти схемы при пересказе, расставим их в нужном порядке.


7. Пересказы детей
- по частям (выбирают 4-х детей)
Оценка детских пересказов даётся воспитателем.
- по цепочке (используем яблоко - страх).
Детям, которые уже пересказывали, предлагается внимательно слушать и затем оценить пересказы сверстников.
8. Оценка пересказов (по вопросам воспитателя, если дети затрудняются)
- Чем пересказ больше всего понравился и почему?
- Кто сумел передать чувство страха?
Чему же нас учит сказка? (ответы детей)

9. Итог: вопросы детям:
- С какой сказкой мы познакомились? Что помогло вам запомнить сказку? Что было трудным?

Скажите, эта сказка смешная или грустная?! (смешная, потому что все герои испугались того, чего нет на самом деле, а грустная, потому что все герои оказались трусливыми. Нам и смешно и грустно одновременно. Ведь и бояться то было нечего, всё началось с яблока, которое к нам прикатилось из сказки, именно оно упало зайцу на голову. А наши герои выдумали себе страхи сами, когда зайка бросился к ним под ноги).

Чему вас научила эта сказка? Быть смелым и решительным, если чего-то испугался, нужно подумать, на самом ли деле это так страшно и постараться преодолеть страх. Надеюсь, что эта сказка вас многому научила и вы никогда не попадете в такую ситуацию.

– Вот и закончилось наше путешествие по сказке, надо возвращаться домой. Давайте встанем и повторим волшебные слова: «Ра-ра-ра – возвращаться нам пора»
Рефлексия: раскрасить яблочко-смайлик




Беседа по содержанию.

Воспитатель: Кто запомнил, как называется сказка? (Русская народная сказка «У страха глаза велики»)

Воспитатель: Как вы понимаете название сказки? (Когда человек пугается, основной чертой его мимики являются большие выпученные глаза)

Воспитатель: От чего это происходит? (От неизвестности)

Воспитатель предлагает упражнение «Говорящая мимика».

Я буду называть эмоцию, а вы передайте ее с помощью мимики своего лица.

Отрабатывается мимика следующих эмоций: радость, печаль, злость, страх.

Воспитатель: Молодцы. Ребята, вы обратили внимание какое замечательное и точное название у этой сказки, а ведь это еще и пословица «У страха глаза велики».

Давайте произнесем ее хором.

Воспитатель: А теперь давайте разберемся, кто в этой сказке испугался и чего испугался.

Вспомните, как начинается сказка. (Жили-были)

Воспитатель: Совершенно верно, эта сказка начинается  со слов, с которых начинаются многие русские народные сказки «жили-были», а далее мы узнаем, кто главные герои сказки. Вспомните кто.

Воспитатель добивается, чтобы дети назвали героев с точной характеристикой, анализируя, почему так названы герои:

  • Бабушка-старушка, потому что старенькая,

  • внучка-хохотушка, потому что много хохочет,

  • курочка-клохтушка, потому что клохчет,

  • мышка-норушка, потому что живет в норке.

Воспитатель: А чтобы вам было понятно, я приготовила для вас схемы-помощники. Ребята, мы уже с вами вместе рисовали схемы по сказкам.

Показывает детям первую схему.

Посмотрите внимательно на 1 схему, можно ли по ней узнать героев нашей сказки?

Посмотрите большой круг белого цвета — это бабушка-старушка,

круг поменьше белого цвета — это внучка-хохотушка,

ещё меньше желтого цвета — курочка-клохтушка,

и самый маленький серого цвета — мышка-норушка.

Воспитатель: Куда герои ходили каждый день? (За водой) добиваться полного ответа

Воспитатель: С чем они ходили за водой? (С ведрами)

Воспитатель показывает вторую схему.

Воспитатель: Какие ведра были у героев? Словами из текста сказки (большие, поменьше, с огурчик, с наперсток)

Воспитатель уточняет, что у курочки ведра сравниваются по размеру с огурчиком, а у мышки с наперстком (при этом показывает наперсток и объясняет значение этого слова)

Воспитатель: Откуда брали воду наши герои? (из колодца,  колоды,  лужицы,  следа поросячьего копытца)

Воспитатель показывает третью схему.

Если дети затрудняются, воспитатель сам говорит, что из колоды, при этом поясняет, что колода - это старинное слово, который обозначает бревно с выдолбленной серединой, использующееся как корыто.

Воспитатель: Оно и понятно, нет этого слова в нашей современной речи.

Воспитатель обращает внимание детей на прилагательное поросячий, но не свинячий (потому что поросенок — это детеныш свиньи и его след меньше, чем у свиньи)

Воспитатель: Ребята, кто запомнил, как в сказке названы наши герои одним словом? (водоносы)

Почему они так названы? (потому что каждый день носили воду)

Логическая задача

Скажите, для чего все наши герои носили воду? (ответы детей)

Правильно, яблоньку поливали. И не только яблоньку, в сказке говориться, что у них был огород.

А что растет на огороде? (ответы детей)

Воспитатель: В этот день водоносы донесли воду? (ответы детей)

Воспитатель: Кто им помешал? (зайка)

Где он сидел? (под яблоней)

Как он помешал? (зайке яблоко упало в лоб, он испугался и бросился под ноги водоносам)

Давайте все вместе встанем и покажем, как упало яблоко и испугало зайку (повтор слов из текста)

Динамическая пауза

А под яблонькой зайка сидел (ушки показали)

Налетел на яблоньку ветерок (руками помахали)

Яблоньку качнуло, яблочко хлоп (хлопаем в ладоши 1 раз)

И зайке в лоб (хлопают по лбу ладошкой)

Вот так все и произошло.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Присаживайтесь на свои места.

Воспитатель: Что произошло с водоносами дальше? (они испугались,побросали ведра и убежали домой)

Куда спряталась бабушка? (на лавку)

Куда спряталась внучка? (за бабушку)

Куда взлетела курочка? (на печку)

Куда схоронилась мышка? (под печку)

Воспитатель: Как вы понимаете слово схоронилась?

4. Дидактическое упражнение.

Какими словами близкими по смыслу можно заменить это слово? (спряталась, укрылась, затаилась)

Воспитатель: Молодцы ребята, много интересных слов назвали.

Воспитатель: Каждому водоносу в сказке со страху кто-то померещился. Перечислите кому и кто именно: Бабушке — медведище.

Воспитатель обращает внимание детей на ту форму слова, которая употреблена в сказке.

Воспитатель: Почему медведище сказано в сказке? (потому что огромный и страшный медведь привиделся бабушке)

Воспитатель: Внучке — волк, а если и он, огромный и страшный, то волчище. Курочке — лиса, значит лисище, а мышке — кто привился? Котище.

Воспитатель показывает следующую схему.

Воспитатель: Что произошло с зайчиком? (спрятался под кустом)

Как вы думаете, что он испытал? (страх)

Кто привиделся зайчику? (четыре охотника с собаками)

Воспитатель: Какими словами заканчивается сказка? (у страха глаза велики: чего нет, и то видят)

Почему я так насмешливо произнесла последнюю фразу (потому что все герои испугались того, чего нет на самом деле)

Давайте произнесем эти слова все вместе с насмешкой.

  1. 5. Театрализованная физкультминутка.

Воспитатель: А сейчас давайте отдохнём, превратимся в героев сказки и покажем как они несли воду.

Покружитесь, покружитесь и в героев сказки превратитесь!

Дети показывают, как плескалась вода у бабушки (тре-е-х, пле-е-х), у внучки (трех, плех), у курочки (трех-трех, плех-плех), у мышки (трех-трех-трех, плех-плех-плех)

Воды набрали и домой пошагали.

Давайте опять превратимся в ребяток.

Покружитесь, покружитесь и в ребяток превратитесь!

Молодцы, как у вас все здорово получилось! Вы были настоящими артистами.

6. Повторное прослушивание сказки с установкой на пересказ.

Воспитатель: Сейчас, я ещё раз расскажу вам сказку, а вы вслушайтесь, обратите внимание на то как я буду менять интонацию (голоса, мимику лица), потому что потом вы будете её пересказывать с помощью схем-подсказок.

(Рассказывает сказку, затем предлагает пересказать детям, советует обязательно использовать в своем пересказе слова из текста, передать содержание выразительно, последовательно, чтобы всем было интересно и понятно. Стараясь передать страх героев. Выслушиваются пересказы детей по цепочке).

7. Итог занятия. Анализ пересказа детьми.

Предлагаю оценить друг друга.

Воспитатель: Легко ли вам было пересказать по схемам-подсказки? В чем они вам помогли? (Схемы — подсказки помогают нам вспомнить сказку, пересказать ее без пропусков и помощи воспитателя).

Скажите чей пересказ вам больше всего понравился и почему?

Чей пересказ был интересным?

Кто из детей сумел передать чувства страха героев сказки?

Воспитатель: Скажите, эта сказка смешная или грустная?! (смешная, потому что все герои испугались того, чего нет на самом деле, а грустная, потому что все герои оказались трусливыми. Нам и смешно и грустно одновременно. Ведь и бояться то было нечего, всё началось с яблока, которое к нам прикатилось из сказки, именно оно упало зайцу на голову. А наши герои выдумали себе страхи сами, когда зайка бросился к ним под ноги).

Чему вас научила эта сказка? Быть смелым и решительным, если чего-то испугался, нужно подумать, на самом ли деле это так страшно и постараться преодолеть страх. Надеюсь, что эта сказка вас многому научила и вы никогда не попадете в такую ситуацию.

8. Рефлексия.

Воспитатель: А сейчас подойдите к столу и возьмите то яблочко-смайлик, какое настроение у вас было сегодня на занятии и прикрепите его к нашей яблоне, так чтобы оно больше не упало и никого не испугало. (Звучит музыка)

Я очень рада, что вы уходите с занятия с хорошим настроением.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытое занятие для родителей по развитию речи

Автор: Костина Елена Николаевна

Дата: 26.12.2016

Номер свидетельства: 373606

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Консультация для родителей  «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности» "
    ["seo_title"] => string(146) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-izobrazitiel-noi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "166094"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422899943"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "открытое занятие для родителей Тема:" Звуки [в], [в’]. Профессии". "
    ["seo_title"] => string(63) "otkrytoie-zaniatiie-dlia-roditieliei-tiema-zvuki-v-v-profiessii"
    ["file_id"] => string(6) "204793"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1429723981"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Занятие  для родителей на тему:  «Приобщение детей к здоровому образу жизни  через использование экологических знаний о природе» "
    ["seo_title"] => string(145) "zaniatiie-dlia-roditieliei-na-tiemu-priobshchieniie-dietiei-k-zdorovomu-obrazu-zhizni-chieriez-ispol-zovaniie-ekologhichieskikh-znanii-o-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "170826"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423588000"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "ПРЕЗЕНТАЦИЯ: " ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ" "
    ["seo_title"] => string(95) "priezientatsiia-innovatsionnyie-formy-raboty-s-roditieliami-po-razvitiiu-riechi-u-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "246110"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446296465"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "План работы с родителями на год "
    ["seo_title"] => string(34) "plan-raboty-s-roditieliami-na-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "188710"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426734295"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства