Картины: «Славянская семья», «Старинная русская изба», мини-музей «Реликвии семьи», д/и « Герб семьи».
Предварительная работа: чтение рассказов, беседы о гербе семьи, о семейных реликвиях, их истории, заучивание пословиц о семье, беседы о пословицах, рассматривание семейных фотоальбомов, составление родословного древа, беседы о предметах старины.
Ход занятия:
- Дети, скажите, пожалуйста, что такое семья? Кого называют родственниками? Родственники - это близкие по родству люди. Как вы думаете, что означает слово род? (Род - это большая семья). А сейчас мы узнаем, какая у вас семья.
Игра «Герб - семьи».
На столе разложены карточки (колосок, сердечко, голубь, пирог) символизирующие традиции в семье, каждый из детей выбирает карточку.
Педагог: Почему вы выбрали эту карточку? Ребенок: Я выбрал карточку колосок, потому что у меня семья большая и крепкая.
Ребенок: Я выбрала карточку пирог, потому что у меня семья гостеприимная.
Каждый ребенок рассказывает, почему он выбрал именно эту карточку.
Педагог: Ребята, а вы хотите узнать, как люди раньше жили в старину? Давайте сядем на машину времени и отправимся в путешествие в далекую старину, во времена наших предков. Присели, закройте глаза. (звучит музыка)
Педагог: Посмотрите куда мы с вами попали?
Дети: Эта старинная крестьянская изба.
Педагог:Почему вы так думаете? Что вы видите?
Дети: Одежда у людей необычная, старинная.
Воспитатель: какую одежду носили люди в старину?
Дети: Мужчины носили длинные рубахи с поясом, женщины надевали сарафаны, повязывали платочки.
Педагог: Благодаря машине времени, мы попали в прошлое, оказались в старинной крестьянской избе. Как вы думаете, люди, изображенные на рисунке, чужие или родные друг другу? (Родные). Как их можно назвать одним словом? (Семья). У русского народа были свои традиции, обычаи.
Обычай - это то, что принято делать ежедневно, по привычке. Традиции - это давно принятые обычаи. Обычаи передавались от отцов и дедов - детям, внукам и со временем становились традициями.
Педагог: В старину в семьях обязательной семейной традицией было уважение старших. Их слушались, не смели их перебивать. А еще одной прекрасной традицией русской семьи было трудолюбие. Родители, дедушки и бабушки учили детей и внуков всему, что умели сами, передавали им свой жизненный опыт: быть трудолюбивыми, дружными, гостеприимными, а в праздники или в свободное время они водили с детьми хороводы. Давайте поиграем в старинную игру «Бабушка Маланья».
Физкультминутка
Хороводная игра «Бабушка Маланья».
У Маланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке;
Семь дочерей,
Семь сыновей,
Все без бровей.,
С такими носами,
С таким ушами,
С такими глазами,
С такими усами,
С такой головой,
С такой бородой.
Ничего не ели,
Целый день сидели,
На нее глядели,
Делали вот так.
Дети движутся по кругу в одну сторону, держась за руки.
Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают, о чем говорят в тексте:
закрывают руками брови,
показывают на нос,
делают «круглые глаза»,
изображают усы, показывают на бороду.
Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок.
Повторяют за ведущим любое смешное движение.
Педагог: Чему учили бабушки и дедушки своих детей и внуков?
Дети: Уважать старших, быть трудолюбивыми, дружными, гостеприимными, обращаться друг к другу ласково с уважением, помогать друг другу.
Педагог:Расскажите, кто заботится о вас? Как он заботится?
О ком заботитесь вы? Как?
Какие хорошие замечательные обычаи были у наших предков, и мы стараемся им следовать, поддерживать эти традиции. Мы говорили о семье, о традициях. Кто из вас знает, что такое семейная реликвия?
Дети: Это предметы, которые передаются из поколения в поколения и имеют свою историю.
Педагог: А теперь давайте снова сядем на машину времени и вернёмся в свою группу. Кто из вас расскажет о предмете, который вы принесли на занятие?
Дети рассказывают о вещах и предметах, которые они принесли из дома и объясняют, кто их подарил и кому.
Педагог: Почему они дороги вам и вашим членам семьи?
Дети: Эти вещи, нам очень дороги потому, что они достались от любимых людей.
Психогимнастика Представьте себе, что вы маленькое семечко (дети садятся, сжимаются в комочек, голова опущена и закрыта руками). С весенним теплом солнышко начинает пригревать, и семечко начинает расти (дети медленно поднимаются). У него набухают почки и раскрываются листочки (руки убирают с головы и тянутся вверх). Растет стебелек (вытягивается тело). Появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент, бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки). Росток превращается в цветущее дерево.
Педагог: «А теперь посмотрите, мы очутились с вами в саду с красивыми деревьями семейного счастья, со своей родословной. Я предлагаю вам на этих деревьях разместить каждый свою родословную». Дети размещают фотографии своей семьи на генеалогическом древе.
Игра «Кто кому»
Педагог: Русские люди берегли свои семьи, старались сохранить в своих семьях мир, и свой опыт передавали из поколения в поколение в пословицах.
Назовите пословицы о семье.
Дети называют пословицы и объясняют их смысл.
- На что клад, коли в семье лад. - При солнышке тепло, при матушке – добро. - Вся семья вместе, так и душа на месте. - Дерево держится корнями, а человек – семьей. - Не будет добра, коли в семье вражда.
Итог занятия: Молодцы, ребята. Вы рассказали много интересного о своих родных. А что вы расскажите дома своим мамам, папам, дедушкам, бабушкам? (ответы детей).
Задание на дом: попросите своих родных составить дома генеалогическое древо.