Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришел необычный гость. Кто это такой?
Дети: Воздушный шарик.
Воспитатель: Правильно. Но пришел он к нам не просто так, он принес с собой загадки. Давайте их послушаем и попробуем их отгадать.
Через нос проходит в грудь и обратный держит путь, он невидимый и все же без него мы жить не можем.
Ты без него не сможешь жить: ни есть, ни пить, ни говорить. И даже честно говоря, разжечь не сможешь ты огня.
Чего ни в комнате ни на улице не увидишь?
Что вокруг нас всегда , но мы это не видим?
Раньше мы с вами говорили о воздухе. О том, как он важен для всего живого на нашей планете, для растений, животных и человека.
А сегодня мы с помощью опытов попробуем понять и определить его свойства.
Ребята, а кто знает , что такое опыты или эксперименты ( опыты- это когда мы получаем знания совершая какие- то действия).
А где проводят опыты ( в лаборатории). Давайте посмотрим какую лабораторию я для вас приготовила и представим , что мы ученые. Представили? Садимся за столы, пришло время для наших экспериментов.
Основная часть:
И так, я буду задавать вам вопросы, а вы с помощью экспериментов будете на них отвечать.
Опыт № 1. «В»
Воздух невидим, как его можно обнаружить? С помощью чего можно доказать? «С помощью полиэтиленового пакета».
Дети полиэтиленовым пакетом ловят воздух. Пакет надувается.
Вывод: в пакете есть воздух.
Опыт № 2. «О»
Воздух обладает упругостью? «Соломенный буравчик».
1 вариант: дети прокалывают картошку трубочкой, она ломается.
2 вариант: отверстие трубочки закрывают пальцем и прокалывают картошку- трубочка остается целой.
Вывод: в первом варианте воздух выходит из трубочки, поэтому она ломается. Во втором варианте воздух остался в трубочке, давит на стенки трубочки, поэтому она не сломалась.
Опыт № 3. «З»
В человеке есть воздух? «Воздух есть везде».
1 вариант: Через трубочку из коробочки дети вдыхают, коробочка сжимается.
2 вариант: через трубочку в коробочку дети выдыхают, коробочка надувается.
Вывод: в человеке тоже есть воздух.
Кстати, ребята дыхательная гимнастика развивает наши легкие, а еще для нашего здоровья полезна физкультура.
Физкультминутка:
Мы вдыхаем глубоко,
Дышим мы легко, легко.
Плавно руки вверх подняли
И кистями помахали
Руки мы к плечам прижали
И локтями повращали
Сделали по два прыжка
Раз, два, раз, два
Вот и кончилась игра
Заниматься нам пора
Ребята, давайте продолжим наши опыты.
Опыт № 4 «Д»
Бывают не лопающиеся шарики? « Не лопающийся шарик»
Дети сверху и снизу зубочисткой прокалывают шарик. Шарик не лопается.
Вывод: шарик не лопнул, потому что его прокололи, где меньшее натяжение. Если проколоть его в месте, где более сильное натяжение, он лопнет.
Опыт № 5 «У»
Можно ли изменить состав воздуха? «Свечка в банке».
1 вариант: горящую свечку накрыли бутылкой с обрезанным дном- свечка горит: есть воздух.