Конспект непосредственной образовательной деятельности
Образовательная область: «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
(развитие речи)
Тема: «Одинокая сосна»
Цель: формирование умения составлять описательный рассказ по пейзажной картине.
Задачи:
Образовательная
- Совершенствовать умение рассказывать связно, плавно, эмоционально; подбирать определения и сравнения.
Развивающая
- Способствовать художественному видению картины, стимулировать желание внимательно её рассматривать; развивать творческие навыки у детей.
Воспитательная
- Приобщать детей к словесному, музыкальному и изобразительному искусствам; помочь получить эстетическое наслаждение, чувства и переживания.
Оборудование: экран, проектор, заготовки рисунков на каждого ребенка, цветные карандаши.
I Организационный момент
Эмоциональный настрой: игра «Назови ласково»
Мотивация: помощь сосне.
Ход
Воспитатель беседует с детьми:
-Ребята, у вас есть семья? (ответы детей)
А друзья?
- О друзьях говорить всегда приятно. Давайте улыбнемся друг другу и скажем ласковое словечко.
Игра «Назови ласково»
Дети придумывают ласковые эпитеты:
Добренькая Катюша, красивенький Женечка, умненькая Наташенька, ласковая Оленька и т.д.
- Вот как хорошо вы относитесь к своим друзьям. Бывает, что у человека нет семьи, нет друзей, и он остается один.
- Ребята, а как вы думаете, быть одному хорошо ?
- А почему плохо? (Скучно, не с кем играть, не с кем поговорить, поделиться своими мыслями, некому сделать что-то хорошее и т.д.)
-Одиночество - чувство, которое можно выразить и в музыке, и в живописи, и в словах.
Воспитатель предлагает детям послушать классическую музыку.
- Какая музыка прозвучала? (Спокойная, медленная, задумчивая, печальная , грустная)
- Как вы думаете, какое настроение было у композитора, когда он писал эту музыку?(Грустное, печальное, тоскливое, ему было одиноко)
Воспитатель выставляет репродукцию картины И.Шишкина «На Севере диком».
- Ребята вам правится эта картина? Её написал русский художник И.Шишкин
- Какие краски выбрал художник для написания этого пейзажа? (Синие, голубые, серые, черные, коричневые)
- Что изображено на переднем плане? (сосна)
- Какими словами можно сказать о сосне? Какая она? ( Тихая, спокойная, красивая, печальная, усталая задумчивая, высокая, стройная, лохматая, могучая, величественная, старая, мудрая, одинокая, грустная, печальная и т.д.)
-Что изображено на заднем плане? (Небо)
-Какими словами можно сказать о небе? Какое оно? (хмурое темное холодное вечернее и т. д.)
-Послушайте стихотворение М.Ю. Лермонтова «На севере диком…»
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой она.
- Художник нарисовал заснувшую под пушистым снежным покровом сосну. Такую тихую, могучую, древнюю, мудрую, одинокую. А какая стоит тишина! Слышите? Вся вершина горы покрыта ослепительным белым снегом, и только в тени снег голубоватый и коричневато-желтый. Холодно, морозно. Кажется, что даже воздух застыл.
-Как вы думаете, с каким настроением писал эту картину художник? (С грустью, тоской, печалью)
- Как вы догадались об этом? Какие краски указывают на это? (Темно-голубая, черная, серая, коричневая)
- Какие детали говорят о тоске, задумчивости, грусти? (Вечернее холодное небо, хмурые тяжелые облака)
- А что в картине говорит о светлых чувствах, о чистоте? (Снег ослепительной белизны)
- А что за яркий свет освещает вершину горы и часть сосны? (Лунный свет)
- Много лет стоит одинокая сосна на горе. За это время у нее были беды, страдания, радости, счастье. Но имела ли возможность сосна рассказать о них кому-нибудь?
- Как вы думаете, о чем думает сосна? Что она видела в своей жизни?
- Ребята, рисовать картину можно не только красками, но и словами. Давайте вместе словами нарисуем эту картину.
Дети составляют описательный рассказ по картине.
-Ребята к нам в группу по почте пришло письмо (показывает большой конверт) посмотрим, что в нем. Ой тут рисунки и письмо.
« Ребята я художник, очень люблю рисовать пейзажи. Однажды в лесу я увидел сосну, и нарисовал ее, но сосна получилась у меня одинокая и грустная . Ребята , помогите, нарисуйте сосне семью, друзей, чтобы ей не было так одиноко»
- Мы поможем художнику? Тогда садитесь за столы и приступайте к работе.
(Под музыку дети рисуют за столами)
- Ну вот, ребята наши рисунки готовы.
III Заключительная часть.
Воспитатель: ребята, что нового интересного для себя вы сегодня узнали? Что вам понравилось? Каких друзей вы нарисовали для сосны?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Мы с вами помогли художнику, сосне не будет больше одиноко, и у неё появились друзья и семья. Теперь мы сложим их в конверт и отправим художнику.
Самоанализ НОД по речевому развитию
Воспитатель:Онищук Наталья Васильевна Возраст детей: 7лет Тема: «Одинокая сосна» Цель: формирование умения составлять описательный рассказ по пейзажной картине.
Задачи:
Образовательная
- Совершенствовать умение рассказывать связно, плавно, эмоционально; подбирать определения и сравнения.
Развивающая
- Способствовать художественному видению картины, стимулировать желание внимательно её рассматривать; развивать творческие навыки у детей.
Воспитательная
- Приобщать детей к словесному, музыкальному и изобразительному искусствам; помочь получить эстетическое наслаждение, чувства и переживания.
Мотивация – сюрпризный момент
(виды деятельности – двигательная, коммуникативная деятельность, продуктивная)
Методы: проблемный ( возможно тогда, когда содержание учебного материала не является новым. А логически продолжает ранее изученный или знакомый материал, когда проблемные ситуации, создаваемые на занятии, находятся в «зоне ближайшего развития» познавательных возможностей детей. В данном случае у детей появляется эпизодическое стремление к самостоятельному поиску ответа.
Приемы: погружение в мир поэзии, живописи и музыки, постановка вопроса, ведение диалога, модуляция голоса, жестикуляция.
Пространство группы - полностью
Форма деятельности – фронтальная .
Тема углублённой работы – нравственно – патриотическое воспитание детей (приобщение к русской живописи)
Тема недели – «Я и моя семья» (семья сосны)
Вывод: при планировании образовательной деятельности детей, учитывалось содержание базовой программы детского сада. Правильно были определены главная цель и задачи. При проведении образовательной деятельности был установлен контакт с детьми. Дети были введены в тему предстоящей деятельности, с помощью показа репродукции картины на слайде. В процессе деятельности регулировалось поведение детей, поддерживался интерес в течение всего занятия.