kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды….»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель Лалетина Е.В. с Новотроицк. Читинского района.Забайкальского края.

Тема урока: «Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды…»

Цель урока:  раскрыть образный  и содержательный смысл понятия «пейзажная живопись»

 Проанализировав полотна И.И.Шишкина,Левитана, Айвазовского выделить своеобразие творчества каждого из них.

Развитие способностей  к анализу выразительных средств пейзажной живописи и композиционного построения картины.

Воспитывать гордость за свою Родину. Бережное отношение к природе.

Материально-техническое обеспечение урока: проектор, ПК.

Наглядность: презентация

Ход урока

I. Организационный момент

(Проверка готовности класса к уроку.)
Эмоциональный настрой учащихся.

II. Актуализация опорных знаний Сообщение темы урока  постановка задач.

Музыка: И.Штраус «Сказки Венского леса», П.Чайковский «Благословляю вас, леса»

Алексей Константинович Толстой

Благословляю вас,  леса,

Долины, нивы, горы, воды,

Благословляю я свободу

И голубые небеса!

И посох мой благословляю,

И эту бедную суму,

И степь от краю и до краю,

И солнца свет, и ночи тьму,

И одинокую тропинку,

По коей, нищий, я иду,

И в поле каждую былинку,

И в небе каждую звезду!

О, если б мог всю жизнь смешать я,

Всю душу вместе с вами слить,

О, если б мог в свои объятья

Я вас, враги, друзья и братья,

И всю природу заключить!

! Сообщение темы урока Формулирование совместно с учащимися на основе темы урока, его целей, задач, сообщение  плана работы. Определяется место темы в учебном курсе и в жизни.

Сегодня на уроке

1- Проверим домашнее задание.

 2_Мы познакомимся с художниками пейзажистами и   

    заполним таблицу

3 -Выполним небольшую самостоятельную работу

4- Послушаем  сообщения

5-Проверим память и внимание

6- подведём итог и выставим оценки.

! Проверка домашнего задания

Оценочный лист

 Проверка домашнего задания

художник

Картина ( буква)

Название картины

Балл

А.Куинджи

А.Куинджи

А.Куинджи

А.К.Саврасов

И. Левитан

И.Шишкин

В.Д. Поленов

4 Знакомство с художниками пейзажистами.( заполняем таблицу)

ФИО художника

Годы жизни

Название картины

Характерные 

Черты живописи

Это интересно

В этих замечательных словах русского поэта выражено восторженное отношение человека к миру окружающей природы.

         Большая часть людей  любит путешествовать, открывать для себя  все новые и новые горизонты. Я предлагаю вам совершить необычное путешествие в удивительный мир природы, в котором нашими опытными проводниками и экскурсоводами станут замечательные художники, поэты.         Итак, мы отправляемся в лес! Скольких художников он вдохновил на создание прекрасных произведений искусства.

         Мы познакомимся с творчеством русского художника И.И.Шишкина. Среди русских пейзажистов Шишкин бесспорно принадлежит место самого сильного рисовальщика.

Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт всякой породы деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или убавок, - тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обусловливаются почвою и климатом, где художник заставлял их расти. Изображал ли он дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Самая местность под деревьями - камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и пр. - получала в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности. Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собою общее настроение, сообщала им характер картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов.

         Русского художника Шишкина по праву называют певцом русского леса. Во всей мировой живописи вряд ли найдется другой художник, который бы так ясно и величаво, спокойно и строго показал в своих картинах сокровенную красоту необъятных лесных просторов. До Шишкина в живописи никогда так ярко не звучал мотив богатырской силы русского леса, его качеств, созвучных характеру русского человека. "Лесная глушь". Остановимся на этой картине («Лесные дали»).

Эта картина называется «Лесные дали». Перед нашим взором разворачивается величественная панорама лесных массивов, показанных художником как бы с высоты птичьего полета. Справа, слегка наклоняясь, стоит одинокая сосна, рядом две каменные глыбы. Пробежав взглядом небольшую солнечную полянку, погружаемся в глухие дебри девственного бора. Где-то вдалеке, среди темной зелени голубеет лесное озеро или излучина реки. В Высоком небе плывут и тают легкие облака,  отражаясь в зеркальной и сверкающей глади воды. Кажется, всю любовь к Отчизне  выразил художник.

          Главная и любимая тема творчества Шишкина – поэтическое изображение леса, деревьев группами или поодиночке, в разные времена года.

. Знакомство с биографией художника, видом пейзажа – мариной и методом работы художника над ней.  картинам Айвазовского “Девятый вал”, “Волна”, “Радуга”, “Буря на ледовитом океане”.

. Прочтите отрывок из повести А.А. Бестужева – Марлинского “Фрегат “Надежда”:

“Море кипит, волны мечутся, жмутся, толкутся, будто со страху; водяная метель с визгом летит над водою – это раздробленные верхушки валов; и вот вдали, под мутным мраком… белою стеною катится вал… ближе, близко – и ударил! Нет слов, нет звуков, чтобы выразить гуденье, и вой, и шорох, и свист урагана

Постановка задачи перед учениками.…”

Сопоставьте прочитанное с картинами Айвазовского. Какие картины более всего соответствуют описанию шторма.

5. В какой мере удалось художнику передать внутренний мир человека перед лицом разбушевавшейся стихии?
6. В каких произведениях на ваш взгляд людям удастся спастись, а в каких нет? (Ответ обоснуйте)
7. Хочется ли вам “войти” в картины Айвазовского? 
8. Можно ли с натуры написать морскую стихию?
9. Что своими картинами хотел показать художник?
10. Каково ваше впечатление от этих картин? 

.Самостоятельное изучение работ  Ливитана

1 группа ( высокий  уровень для сильных учеников.

Самостоятельная работа. На слайде картина И. Левитана « Осень»

    1 Определите имя автора работы и ее название.

  1. Укажите страну, в которой творил художник.
  2. Назовите эпоху, которой принадлежит творчество художника.
  3. Составьте несколько смысловых рядов из названий произведений искусства и/или их авторов, включая в каждый из них предложенное произведение.
  4. Кратко поясните принцип состава каждого ряда.

 

баллы

Имя автора и название работы (2 балла)

Название страны ( 2 балла)

Название эпохи (2 балла)

Смысловые ряды и принципы их составления

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды….» »

Сегодня на уроке 1- Проверим домашнее задание.  2_Мы познакомимся с художниками пейзажистами и  заполним таблицу 3 -Выполним небольшую самостоятельную работу 4- Послушаем сообщения 5-Проверим память и внимание 6- подведём итог и выставим оценки.

Сегодня на уроке

1- Проверим домашнее задание.

2_Мы познакомимся с художниками пейзажистами и

заполним таблицу

3 -Выполним небольшую самостоятельную работу

4- Послушаем сообщения

5-Проверим память и внимание

6- подведём итог и выставим оценки.

Проверка домашнего задания художник Картина А. Куинджи  буква Название А. К. Саврасов балл  1+2=3  И. Левитан И. Шишкин В.Д.Поле́нов Всего 16 баллов

Проверка домашнего задания

художник

Картина

А. Куинджи

буква

Название

А. К. Саврасов

балл

1+2=3

И. Левитан

И. Шишкин

В.Д.Поле́нов

Всего

16 баллов

Какая картина не принадлежит кисти А.КУИНДЖИ А В Г Б

Какая картина не принадлежит кисти А.КУИНДЖИ

А

В

Г

Б

Д С п Н

Д

С

п

Н

Проверка домашнего задания художник Картина А. Куинджи  буква А Название балл Ночь на Днепре В  3 балла Г Эльбрус. Лунная ночь. С Берёзовая роща » Д Притихло » И. Левитан Грачи прилетели Б И. Шишкин П Тихая обитель ,  В.Д.Поле́нов Рожь Н Заросший пруд ,  Всего 16 баллов

Проверка домашнего задания

художник

Картина

А. Куинджи

буква

А

Название

балл

  • Ночь на Днепре

В

3 балла

Г

  • Эльбрус. Лунная ночь.

С

Берёзовая роща »

Д

Притихло »

И. Левитан

Грачи прилетели

Б

И. Шишкин

П

Тихая обитель , 

В.Д.Поле́нов

Рожь

Н

Заросший пруд

Всего

16 баллов

Тема: «Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды….»

Тема: «Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды….»

Благословляю вас, леса, Долины, нивы, горы, воды, Благословляю я свободу И голубые небеса! И посох мой благословляю, И эту бедную суму, И степь от краю и до краю, И солнца свет, и ночи тьму, И одинокую тропинку, По коей, нищий, я иду, И в поле каждую былинку, И в небе каждую звезду! О, если б мог всю жизнь смешать я, Всю душу вместе с вами слить, О, если б мог в свои объятья Я вас, враги, друзья и братья, И всю природу заключить!  А.К.Толстой

Благословляю вас, леса,

Долины, нивы, горы, воды,

Благословляю я свободу

И голубые небеса!

И посох мой благословляю,

И эту бедную суму,

И степь от краю и до краю,

И солнца свет, и ночи тьму,

И одинокую тропинку,

По коей, нищий, я иду,

И в поле каждую былинку,

И в небе каждую звезду!

О, если б мог всю жизнь смешать я,

Всю душу вместе с вами слить,

О, если б мог в свои объятья

Я вас, враги, друзья и братья,

И всю природу заключить!

А.К.Толстой

Шишкин Иван Иванович –  один из даровитейших русских пейзажистов, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист, сын купца, родился 13 января в Елабуге в 1832

Шишкин Иван Иванович –

один из даровитейших русских пейзажистов, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист, сын купца, родился 13 января в Елабуге в 1832

АКВАФОРТИСТ-гравер на меди крепкой водкой.  Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910.

АКВАФОРТИСТ-гравер на меди крепкой водкой. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910.

. Прочтите отрывок из повести А.А. Бестужева – Марлинского “Фрегат “Надежда”: “ Море кипит, волны мечутся, жмутся, толкутся, будто со страху; водяная метель с визгом летит над водою – это раздробленные верхушки валов; и вот вдали, под мутным мраком… белою стеною катится вал… ближе, близко – и ударил! Нет слов, нет звуков, чтобы выразить гуденье, и вой, и шорох, и свист урагана…”

. Прочтите отрывок из повести А.А. Бестужева – Марлинского “Фрегат “Надежда”:

“ Море кипит, волны мечутся, жмутся, толкутся, будто со страху; водяная метель с визгом летит над водою – это раздробленные верхушки валов; и вот вдали, под мутным мраком… белою стеною катится вал… ближе, близко – и ударил! Нет слов, нет звуков, чтобы выразить гуденье, и вой, и шорох, и свист урагана…”

Иван Константинович Айвазовский.

Иван Константинович Айвазовский.

Биография. Иван Константинович Айвазовский – всемирно известный российский художник-маринист, мастер русского классического пейзажа. Родился 17 июля 1817 года в Феодосии. Айвазовский был последним и самым ярким представителем романтического настроения в русской живописи. Умер 19 апреля 1900 года.

Биография.

Иван Константинович Айвазовский – всемирно известный российский художник-маринист, мастер русского классического пейзажа. Родился 17 июля 1817 года в Феодосии.

Айвазовский был последним и самым ярким представителем романтического настроения в русской живописи. Умер 19 апреля 1900 года.

Последний период творчества Айвазовского. В последний период творчества Айвазовский неоднократно обращается к образу А.С. Пушкина [

Последний период творчества Айвазовского.

В последний период творчества Айвазовский неоднократно обращается к образу А.С. Пушкина ["Прощание Пушкина с Черным морем" (1887), фигура Пушкина написана И.Е. Репиным, "Пушкин у Гурзуфских скал" (1899)], в стихах которого художник находит поэтическое выражение своего отношения к морю.

вернуться на главную

Исаак Левитан Иса́ак Ильи́ч Левита́н (3 (16) октября или 18 (30) августа 1860 — 22 июля (4 августа) 1900) — русский художник, еврей по национальности, мастер «пейзажа настроения».

Исаак Левитан

Иса́ак Ильи́ч Левита́н (3 (16) октября или 18 (30) августа 1860 — 22 июля (4 августа) 1900) — русский художник, еврей по национальности, мастер «пейзажа настроения».

Над вечным покоем Золотая осень

Над вечным покоем

Золотая осень

Над картиной Левитана « художника «Осенний день в Сокольниках » работало два художника. Фигуру женщины написал - Н. Чехов.»

Над картиной Левитана

« художника «Осенний

день в Сокольниках »

работало два художника.

Фигуру женщины

написал - Н. Чехов.»

Цымбало Роман Михайлович Художник – живописец. Родился 19 декабря 1945 в г. Николаеве Львовской области. В 1969г. Окончил художественно-графический факультет Хабаровского педагогического института. С 1972г. живет и работает в Чите. Участвует в выставках с 1967г. Награды:   «Заслуженный деятель культуры и искусства Читинской области» (1997). Лауреат премии президиума читинской областной конфедерации профессиональных творческих союзов «Чита-триумф-95»

Цымбало Роман Михайлович

Художник – живописец.

Родился 19 декабря 1945 в г. Николаеве Львовской области.

В 1969г. Окончил художественно-графический факультет Хабаровского педагогического института.

С 1972г. живет и работает в Чите.

Участвует в выставках с 1967г.

Награды:   «Заслуженный деятель культуры и искусства Читинской области» (1997). Лауреат премии президиума читинской областной конфедерации профессиональных творческих союзов «Чита-триумф-95»

Пейзаж. Холст, темпера

Пейзаж. Холст, темпера

Чарские горы Озеро в горах

Чарские горы

Озеро в горах

Алханай Успенская церковь

Алханай

Успенская церковь

Картина- автор -название (А)«Утро в сосновом бору.»»  (Д)Николай Орлов 1 2 (З) (Ч)-Иван Айвазовский Пейзаж. (У)Владимир Форов 3 (Е)Успенская церковь 4 (Ы)Исаак Левитан (Ж) Золотая осень 5 (Й) Иван Шишкин (Й) Чарские горы 6  (Н) РОМАН ЦЫМБАЛО ( П) “Девятый вал ”,

Картина- автор -название

(А)«Утро в сосновом бору.»»

(Д)Николай Орлов

1

2

(З)

(Ч)-Иван Айвазовский

Пейзаж.

(У)Владимир Форов

3

(Е)Успенская церковь

4

(Ы)Исаак Левитан

(Ж) Золотая осень

5

(Й) Иван Шишкин

(Й) Чарские горы

6

(Н) РОМАН ЦЫМБАЛО

( П) “Девятый вал ”,

Картина- автор -название ( П ) “Девятый вал ”, (Ч )-Иван Айвазовский 1 (Е )Успенская церковь (У )Владимир Форов 2 (Й) Чарские горы  (Д )Николай Орлов 3 (З) Пейзаж.  (Н ) РОМАН ЦЫМБАЛО 4 5 (Ы )Исаак Левитан ( А )«Утро в сосновом бору.» 6 ( Ж ) Золотая осень (Й)  Иван Шишкин

Картина- автор -название

( П ) “Девятый вал ”,

)-Иван Айвазовский

1

)Успенская церковь

)Владимир Форов

2

(Й) Чарские горы

)Николай Орлов

3

(З)

Пейзаж.

) РОМАН ЦЫМБАЛО

4

5

)Исаак Левитан

( А )«Утро в сосновом бору.»

6

( Ж ) Золотая осень

(Й) Иван Шишкин

Оцениваем нашу работу 1- домашнее задание 16  2- заполнение таблицы 6 3 -самостоятельная работа 5- 10 4- Послушаем сообщения 5-10 5-Проверим память и внимание 12 6- подведём итог и выставим оценки 56б . 5 -40-54 ; 4 -40-25; 3 -10-24

Оцениваем нашу работу

1- домашнее задание 16

2- заполнение таблицы 6

3 -самостоятельная работа 5- 10

4- Послушаем сообщения 5-10

5-Проверим память и внимание 12

6- подведём итог и выставим оценки 56б .

5 -40-54 ; 4 -40-25; 3 -10-24

Домашнее задание  Всем – прочитать п10\2  Одно из двух  Подобрать стихотворение к пейзажу или письменно ответить на вопрос 2 ( стр97)  Живопись Японии по желанию .

Домашнее задание Всем – прочитать п10\2 Одно из двух Подобрать стихотворение к пейзажу или письменно ответить на вопрос 2 ( стр97) Живопись Японии по желанию .

Спасибо за урок.  жду с нетерпением следующий Спасибо за урок.  жду с нетерпением следующий

Спасибо за урок. жду с нетерпением следующий

Спасибо за урок. жду с нетерпением следующий


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
«Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды….»

Автор: Лалетина Елена Владимировна

Дата: 02.04.2015

Номер свидетельства: 195971

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Экологический калейдоскоп "Этот удивительный мир" "
    ["seo_title"] => string(52) "ekologhichieskii-kalieidoskop-etot-udivitiel-nyi-mir"
    ["file_id"] => string(6) "203666"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1429529236"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства