Учитель Лалетина Е.В. с Новотроицк. Читинского района.Забайкальского края.
Тема урока: «Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды…»
Цель урока: раскрыть образный и содержательный смысл понятия «пейзажная живопись»
Проанализировав полотна И.И.Шишкина,Левитана, Айвазовского выделить своеобразие творчества каждого из них.
Развитие способностей к анализу выразительных средств пейзажной живописи и композиционного построения картины.
Воспитывать гордость за свою Родину. Бережное отношение к природе.
Материально-техническое обеспечение урока: проектор, ПК.
Наглядность: презентация
Ход урока
I. Организационный момент
(Проверка готовности класса к уроку.)
Эмоциональный настрой учащихся.
II. Актуализация опорных знаний Сообщение темы урока постановка задач.
Музыка: И.Штраус «Сказки Венского леса», П.Чайковский «Благословляю вас, леса»
Алексей Константинович Толстой
Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды,
Благословляю я свободу
И голубые небеса!
И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от краю и до краю,
И солнца свет, и ночи тьму,
И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду!
О, если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить,
О, если б мог в свои объятья
Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу заключить!
! Сообщение темы урока Формулирование совместно с учащимися на основе темы урока, его целей, задач, сообщение плана работы. Определяется место темы в учебном курсе и в жизни.
Сегодня на уроке
1- Проверим домашнее задание.
2_Мы познакомимся с художниками пейзажистами и
заполним таблицу
3 -Выполним небольшую самостоятельную работу
4- Послушаем сообщения
5-Проверим память и внимание
6- подведём итог и выставим оценки.
! Проверка домашнего задания
Оценочный лист
Проверка домашнего задания
художник
Картина ( буква)
Название картины
Балл
А.Куинджи
А.Куинджи
А.Куинджи
А.К.Саврасов
И. Левитан
И.Шишкин
В.Д. Поленов
4 Знакомство с художниками пейзажистами.( заполняем таблицу)
ФИО художника
Годы жизни
Название картины
Характерные
Черты живописи
Это интересно
В этих замечательных словах русского поэта выражено восторженное отношение человека к миру окружающей природы.
Большая часть людей любит путешествовать, открывать для себя все новые и новые горизонты. Я предлагаю вам совершить необычное путешествие в удивительный мир природы, в котором нашими опытными проводниками и экскурсоводами станут замечательные художники, поэты. Итак, мы отправляемся в лес! Скольких художников он вдохновил на создание прекрасных произведений искусства.
Мы познакомимся с творчеством русского художника И.И.Шишкина. Среди русских пейзажистов Шишкин бесспорно принадлежит место самого сильного рисовальщика.
Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт всякой породы деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или убавок, - тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обусловливаются почвою и климатом, где художник заставлял их расти. Изображал ли он дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Самая местность под деревьями - камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и пр. - получала в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности. Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собою общее настроение, сообщала им характер картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов.
Русского художника Шишкина по праву называют певцом русского леса. Во всей мировой живописи вряд ли найдется другой художник, который бы так ясно и величаво, спокойно и строго показал в своих картинах сокровенную красоту необъятных лесных просторов. До Шишкина в живописи никогда так ярко не звучал мотив богатырской силы русского леса, его качеств, созвучных характеру русского человека. "Лесная глушь". Остановимся на этой картине («Лесные дали»).
-
Эта картина называется «Лесные дали». Перед нашим взором разворачивается величественная панорама лесных массивов, показанных художником как бы с высоты птичьего полета. Справа, слегка наклоняясь, стоит одинокая сосна, рядом две каменные глыбы. Пробежав взглядом небольшую солнечную полянку, погружаемся в глухие дебри девственного бора. Где-то вдалеке, среди темной зелени голубеет лесное озеро или излучина реки. В Высоком небе плывут и тают легкие облака, отражаясь в зеркальной и сверкающей глади воды. Кажется, всю любовь к Отчизне выразил художник.
Главная и любимая тема творчества Шишкина – поэтическое изображение леса, деревьев группами или поодиночке, в разные времена года.
. Знакомство с биографией художника, видом пейзажа – мариной и методом работы художника над ней. картинам Айвазовского “Девятый вал”, “Волна”, “Радуга”, “Буря на ледовитом океане”.
. Прочтите отрывок из повести А.А. Бестужева – Марлинского “Фрегат “Надежда”:
“Море кипит, волны мечутся, жмутся, толкутся, будто со страху; водяная метель с визгом летит над водою – это раздробленные верхушки валов; и вот вдали, под мутным мраком… белою стеною катится вал… ближе, близко – и ударил! Нет слов, нет звуков, чтобы выразить гуденье, и вой, и шорох, и свист урагана
Постановка задачи перед учениками.…”
Сопоставьте прочитанное с картинами Айвазовского. Какие картины более всего соответствуют описанию шторма.
5. В какой мере удалось художнику передать внутренний мир человека перед лицом разбушевавшейся стихии?
6. В каких произведениях на ваш взгляд людям удастся спастись, а в каких нет? (Ответ обоснуйте)
7. Хочется ли вам “войти” в картины Айвазовского?
8. Можно ли с натуры написать морскую стихию?
9. Что своими картинами хотел показать художник?
10. Каково ваше впечатление от этих картин?
.Самостоятельное изучение работ Ливитана
1 группа ( высокий уровень для сильных учеников.
Самостоятельная работа. На слайде картина И. Левитана « Осень»
1 Определите имя автора работы и ее название.
- Укажите страну, в которой творил художник.
- Назовите эпоху, которой принадлежит творчество художника.
- Составьте несколько смысловых рядов из названий произведений искусства и/или их авторов, включая в каждый из них предложенное произведение.
- Кратко поясните принцип состава каждого ряда.
баллы
Имя автора и название работы (2 балла)
Название страны ( 2 балла)
Название эпохи (2 балла)
Смысловые ряды и принципы их составления