ОД по познавательному развитию на тему: «Кто как летает?» для детей подготовительной группы
ОД по познавательному развитию на тему: «Кто как летает?» для детей подготовительной группы
Программное содержание:
- Уточнить представления детей о птицах, их приспособленности к полету (большие крылья, легкое тело, покрытое легкими перьями, пуховыми и маховыми).
- Познакомить детей с другими животными, которые могут летать или делать небольшие перелеты по воздуху, их приспособленностью к такому передвижению (летучие мыши, белки и белки-летяги, летающие рыбы, насекомые).
- Рассказать о нелетающих птицах (пингвин, страус).
- Познакомить с приспособлениями, позволяющими человеку летать по воздуху
(самолет, вертолет, воздушный шар, дельтаплан).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Уточнить представления детей о птицах, их приспособленности к полету (большие крылья, легкое тело, покрытое легкими перьями, пуховыми и маховыми).
- Познакомить детей с другими животными, которые могут летать или делать небольшие перелеты по воздуху, их приспособленностью к такому передвижению (летучие мыши, белки и белки-летяги, летающие рыбы, насекомые).
- Рассказать о нелетающих птицах (пингвин, страус).
- Познакомить с приспособлениями, позволяющими человеку летать по воздуху
(самолет, вертолет, воздушный шар, дельтаплан).
- Формировать положительное отношение к результатам труда человека.
- Развивать мышление дошкольников, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
- Развивать связанную речь дошкольников, умение отвечать полным ответом, грамотно строить предложение.
- Продолжать формировать навыки опытнической работы и экспериментирования.
- Воспитывать любовь и заботливое отношение к окружающему миру, познавательный интерес к природе.
- Воспитывать чувство восхищения достижениями человечества, чувство собственного достоинства.
- Воспитывать дружелюбие, умение работать в коллективе, выслушивать ответы товарищей.
Материал.
Картинки с изображением птиц, пуховые и маховые перья (на каждого ребенка), по 2 листа белой бумаги (на каждого ребенка), таз с водой, нефть, лупы, салфетки, модели существенных признаков животных, игрушка Каркуша, картинки с изображением пингвина, страуса, летучей мыши, летучей рыбы, белки-летяги, бабочки, стрекозы, мухи, листки с заданием на каждого ребенка, картинки из серии «Летательные аппараты», Су-джок шары, цветные карандаши.
-2-
Ход занятия.
Организационный момент.
Входят дети, здороваются с гостями.
- Здравствуйте мои хорошие, мои дорогие. Вот мы с вами снова собрались, чтобы интересно и весело провести время. Предлагаю вам, чтобы теперь поздоровались ваши пальчики. (Проводится пальчиковая гимнастика)
Здравствуй, солнце золотое
Здравствуй, небо голубое
Здравствуй, солнечный денек
Здравствуй, вольный ветерок
Здравствуй, маленький дубок
Мы живем в родном краю. Всех я вас приветствую.
А теперь встанем в кружок, возьмемся за руки, закроем глаза и подумаем о чем-то хорошем, приятном. Чувствуете теплоту рук каждого из нас? Давайте медленно откроем глаза и посмотрим друг на друга, улыбнемся, чтобы каждому стало теплее от наших улыбок.
Замечательно, теперь у вас хорошее настроение. Я предлагаю вам продолжить занятие. И занятие у нас будет такое же доброе, приятное, теплое и необычное.
Раздается стук в дверь. Появляется Каркуша.
Каркуша. Кар! Кар! Здравствуйте!
Дети. Здравствуй Каркуша!
К. Я прилетела к вам на занятие из леса по просьбе Старичка Лесовичка. Он меня попросил сделать сообщение на тему «Кто как летает?» А я ответила, что только я умею летать, и это оказалось неверно. Помогите мне, ведь я знаю, что вы любите природу, много знаете о ней. И сможете мне помочь, здесь в письме еще какой-то ребус.
Педагог. Ребята, поможем Каркуше. (Ответы детей).
(Дети пишут слово, которое зашифровано числами в ребусе, получается слово «птица»)
И П Ц Т А
3 1 4 2 5
К. Молодцы, ребята, справились с заданием. А каких птиц вы знаете?
П. Каркуша, ребята не только назовут птиц, но и покажут их на картинках.
(Дети работают с карточками)
Игра малой подвижности «Зимующие – перелетные».
К. Молодцы! Знаете много птиц. А что еще про них можете рассказать? Чем птицы отличаются от других животных?
П. Ребята, на столе находятся модели существенных признаков животных. Выберите только те модели, которые характеризуют птиц.
(Дети выбирают модели и рассказывают, что они обозначают. Птицы покрыты перьями, у птиц два крыла и две ноги, имеют клюв, птенцы появляются из яиц.)
-3-
К. Молодцы! (Задает вопросы, дети на них отвечают) Какое тело у птиц – легкое или тяжелое? Сколько едят птицы – много или мало? Что умеют птицы? Что помогает птицам летать? Какие части тела помогают им в полете?
П. Воздух очень легкая среда. И опираться о него, передвигаться в нем может не каждое живое существо. Птицы хорошо приспособлены к полету по воздуху. Им в этом помогает: легкое тело, они понемногу едят, легкие перья покрывают все тело и большая поверхность крыльев и хвоста, которыми птица опирается о воздух, отталкивается от него.
У меня есть интересное предложение – провести опыты и узнать, что помогает птице летать.
Опыты.
1. Приспособленность птиц к полету.
На столе лежат 2 листа белой бумаги. Возьмите один из них и скомкайте его в шарик. А теперь осторожно выпустите шарик из рук. Что произошло? (Онкамнем упал вниз) Возьмите другой лист и так же осторожно опустите его перед собой. Что вы увидели? (Лист плавно опустился, лист летел…) Почему так происходит: листы одинаковые, а падают по-разному? Какой вывод из увиденного можно сделать? (Бумажный шарик резко падает вниз, а лист бумаги парит в воздухе) Правильно, не скомканный лист – широкий. Он опирается на воздух за счет того, что у него большая поверхность, и не падает вниз, а летит. Гладкий лист – это модель крыла. Покажите, как камнем падал бумажный шарик и как парил лист. Как расположены крылья птицы, когда она находится на земле? (Сложены на туловище). А в воздухе? (Расправлены)
Что же отличает птицу от других видов животных? (Наличие перьев)
2. Виды и строение перьев.
П. Посмотрите, на подносе лежат перья. Одинаковые ли они? Чем различаются? (Размером, цветом, строением) Возьмите вот такое перо, оно называется – пуховое. Эти перья обогревают птицу. Рассмотрите их и скажите, какие они? (Через увеличительное стекло (лупу) дети рассматривают перья)
(мельче чем маховые, мягкие, пушистые, нежные, стержень тоненький…)
К. А где у птицы растут пуховые перья? (На туловище, голове, спине, на лапах и т.д.)
П. Возьмите вот такое перо, оно называется – маховое. Эти перья помогают птице летать. Что можно сказать про маховое перо? (Оно плотное, жесткое, больше по размеру, чем пуховое). А какой стержень у махового пера? (Полый, пустой) Почему он именно такой? (Чтобы птица была легче, чтобы она могла летать). А где у птиц расположены маховые перья? (На крыльях и хвосте)
3. Легкость пера.
Возьмите перья и осторожно опустите перед собой. Понаблюдайте, как они летят. Какое перо падало быстрее, а какое летело медленнее? (Ответы детей)
Игры с перышками.
Приглашаю вас поиграть с перышками.
-4-
«Не урони перышко» (Дети, подкидывая перышко на покрывале, должны его поймать, не уронить на землю)
«Если хочешь быть здоров» (Дети держат на вытянутой руке перышко на ниточке, делают глубокий вдох через нос, а выдох через рот, дуют на перышко)
П. Каркуша, может, расскажешь, как летают птицы?
К. С удовольствием! Крылья у птицы и хвост – это главное при полете. Раскрытыми крыльями и хвостом птицы как бы опираются о воздух, отталкиваются от него и летят. Когда же крылья опускаются, перья плотно прижимаются друг к другу, поверхность опоры уменьшается, и птица уже не летит. А еще перья можно назвать «одеждой» птиц. Без перьев птице ни дня не прожить. Поэтому-то они так заботятся о них: чистят, перебирают, укладывают, моют в воде, жиром смазывают, пылью припудривают, берегут.
4. Смачивание пера.
Возьмите маховое перо и опустите его в воду. Что произошло? (Водастекла) Правильно, ведь перья птиц покрыты жидкостью, которую вырабатывает железа под хвостом птицы, поэтому перья не намокают.
5.Опыт с нефтью.
Педагог наливает нефть в тазик с водой. Что произошло? (Нефть растеклась по поверхности воды) Опустите маховое перышко в тазик с нефтяным пятном. Что теперь произошло, можно ли отмыть перышки? (Дети отвечают,делают выводы)
П. Ребята, вам понравилось проводить опыты. (Ответы детей) молодцы, вы справились со всеми заданиями и по праву считаетесь настоящими юными исследователями.
Массаж ладоней и пальцев шариками СУ-ДЖОК.
Упражнение «Ежик».
Ежик колет нам ладошки, поиграем с ним немножко.
Если будем с ним играть – руки будем развивать.
Ловкими станут пальчики, умными – девочки и мальчики.
Ежик нам ладошки колет, руки к школе нам готовит.
(Катаем шарик по кругу между ладонями по часовой стрелке, затем против часовой стрелки, вдоль ладоней, и наконец, перекатываем поочередно пальцами правой и левой руки).
П. Каркуша, а дети могут летать?
К. Выходите из-за столов. Попробуйте взлететь. Не получается? Только птицы умеют летать.
П. А это мы сейчас проверим. Попробуйте отгадать мои загадки.
Эта птица – великан, бегает среди саванн.
Ноги быстры, шея – трос, из роскошных перьев – хвост.
Эта птица не летает, трудной жизнь ее бывает.
Перья к шляпам – украшенье, только бег – ее спасенье. (Страус)
-5-
Неуклюжий, черно-белый,
На коротких ножках тело.
Ловко в воду он ныряет,
Рыбу клювом добывает. (Пингвин)
К. Да кто же это такие? Я их никогда в родном лесу не встречала. (Ответы детей)
П. Правильно, ребята, страусы и пингвины в наших лесах не водятся. Дети, а кто они?
Д. Птицы.
К. Птицы… Очень интересные птицы! Летать, не летают… Разве такие птицы бывают?
П. Бывают, Каркуша. Эти птицы не летают из-за того, что у них очень маленькие крылья в сравнении с телом. Но это птицы.
Страус очень быстро бегает. Это осторожная птица: почуяв опасность, он спасается бегством, что является хорошим сигналом для других животных. Живут страусы в сухих безлесных частях Африки, Южной Америки, Австралии.
К. Да, интересные эти птицы. Летать не летают, а вот бегают быстро. А где живут пингвины?
Д. В Антарктиде.
П. Правильно, но там живут только два вида пингвинов: королевский и императорский. Другие пингвины живут в Австралии, Южной Америке, Азии, даже в тропиках.
К. Пингвины летать не умеют, а что они хорошо делают? Зачем же им крылья? Что любят пингвины есть?
Д. Они умеют плавать. Крыльями они гребут, как веслами. Пингвины любят есть рыбу и мелких рачков.
П. Пингвины в воде проводят много времени. Там они чувствуют себя уверенно. В воде же они спасаются от холода.
К. Как интересно эти птицы приспособились к тем условиям, в которых они живут!
П. Так все ли птицы умеют летать? (Ответы детей) Ребята, скажите, только ли птицы умеют летать? (Ответы детей)
К. Да ерунда это! Кроме птиц, никто не умеет летать!
П. Ты не права, Каркуша.
Д. Умеют летать бабочки, стрекозы, мухи и т.д.
К. А кто они такие?
Д. Насекомые.
К. Ладно, с этим я согласна. Насекомые умеют летать, но больше никто не умеет летать.
П. Кто еще умеет летать?
(Если дети затрудняются ответить, отвечает сам)
П. Есть животные, которые могут летать или делать небольшие перелеты. Даже среди рыб есть летающие.
-6-
К. Ну уж нет! В это я ни за что не поверю! Вы наверное шутите?
П. Я не шучу и докажу это. (Показывает картинки «летунов»)
Есть, например, летучие мыши. У них, как у птиц, тоже есть крылья. Они способны к длительному полету. В этом им помогает особая перепонка, очень тонкая и эластичная. Есть белки-летяги, они перелетают с ветки на ветку, тем самым спасаются от преследования своих врагов. Есть и рыбы, которые умеют летать – это летучие рыбы. Они быстро плавают под водой, с помощью хвостового плавника, в какой-то момент выскакивают из воды, раскидывают плавники и парят в воздухе. У этой рыбки длинные боковые плавники.
К. Так кто же может летать?
Д. Птицы, насекомые, летучие мыши, белки-летяги, летучие рыбы.
К. Так что же надо для того, чтобы летать?
Д. Крылья, хвост, перья.
К. Да! Я и не знала раньше, что кроме птиц есть еще и другие представители фауны, умеющие летать.
П. Ребята, вы хорошо запомнили, кто умеет летать? Давайте поиграем в игру «Летает – не летает»
Игра «Летает – не летает» (Летает – дети поднимают руки вверх, не летает – дети хлопают в ладоши)
П. А человек может летать? (Ответы детей)
П. Да, сам человек летать не может, он не приспособлен к этому – большой, тяжелый, не имеет крыльев, не покрыт перьями. Но он издавна мечтал о полетах и поэтому начал создавать всевозможные механизмы. Я приглашаю вас на выставку «Летательные аппараты». (Педагог ведет детей на выставку, рассматривает вместе с ними картинки, иллюстрации)
Вначале человек смастерил крылья, как у птицы, но не смог на них полететь. Тогда он придумал воздушный шар, если накачать его воздухом, он способен подняться на огромную высоту. Позже появились аэростаты, дирижабли. А в начале прошлого пришло время самолетов. Первый был деревянным.
К. Какие летательные аппараты вы знаете?
Д. Вертолет, самолет, ракета.
П. Да, с годами самолеты совершенствовались, появлялись все более сложные летательные аппараты: вертолеты, самолеты с реактивными двигателями, аэробусы. А еще человек придумал космические корабли.
К. Как мне у вас понравилось! Как много нового и интересного я узнала! Ой, мне хочется побыстрее поделиться новостями с лесными жителями, Старичком Лесовичком, рассказать обо всем, чего я узнала. До свидания!
П. Подожди, Каркуша! У нас с ребятами для тебя сюрприз.
(Дети выполняют задание на листах «Кто из этих животных летает?»).
(Дети дарят Каркуше бусы, она благодарит их, прощается и улетает в лес).