Просмотр содержимого документа
«Обучение грамоте "Звук и буква Ц"»
Звук и буква ц
Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия
по обучению грамоте
Учитель - логопед Л.Ш. Алекперова
Тема: «Звук и буква Ц»
Цели: 1. Формировать произносительные навыки и умения.
Повторить правильную артикуляцию звука Ц.
Дать характеристику звуку Ц.
2.Закрепить артикуляцию в изолированном произношении звука Ц,
закрепить произношение звука Ц в слогах, в словах, в предложениях;
3. Закрепить связь звука и буквы Ц.
Оборудование: карта-символ звука и буквы Ц; предметные картинки со звуком Ц; цветные карточки с иллюстрацией артикуляционных упражнений для вызова звука Ц; карты и листы с играми для закрепления автоматизации звука Ц: в изолированном произношении, слогах, словах, предложениях; закрепления графического образа буквы Ц; цветные карандаши. Использование ИКТ. Тетради для домашних заданий.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Логопед: «Назовите первый звук в словах цыплёнок, царь, цветок, цапля».
Дети: «Звук Ц».
Логопед: “Ребята, посмотрите на картинки (предметные картинки с цветами). Как мы назовём их одним словом?
Дети: “Цветы”.
Логопед: «Посмотрите на карточку — символ звука. Как мы называем эту букву?»
Дети: «Буква Ц».
Логопед: Ц - на сцене появилась, плавно в танце закружилась
Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок - царапка,
Как кошачья лапка.
(Использование ИКТ)
Логопед: «Звук Ц мы слышим и произносим, а букву Ц мы читаем и пишем. Букву Ц мы можем читать и писать, а звук Ц мы должны научиться правильно произносить».
II. Основная часть.
1. Ознакомление со звуком Ц.
Логопед дает характеристику звука Ц (согласный, твердый, глухой), показывает правильную артикуляцию звука Ц и просит повторить дошкольников.
2. Логопед показывает подготовительные упражнения для правильной артикуляции звука Ц.
Упражнение №1.
Логопед: «Губы улыбаются, между зубами небольшая щель, язык упирается в нижние зубы и произносим звук Ц».
Упражнение №2.
Логопед проводит артикуляционную гимнастику, направленную на развитие силы и подвижности языка (упражнения: “Улыбка”, “Чистим зубки," “Блинчик,” ”Лопаточка" и др.). Ребята повторяют за логопедом.
Упражнение №3.
Дети по команде логопеда слегка приоткрывают рот, кладут язык на нижнюю губу и производит им движения вперед-назад. Затем язык убирают назад в рот. Язык должен занять нижнее положение за нижними зубами. Каждое упражнение повторяется 5-7 раз. Эти упражнения развивают силу языка и способность удерживать язык за зубами. Логопед: язык стараемся удерживать за зубами, присоединяем упражнение “Улыбка”, улыбаемся, оставляем щель между зубами и произносим правильный звук Ц. (Дети повторяют)
3. Логопед раздает карты “Загадки” (Дети выполняют задания)
4. Логопед просит назвать слова, в которых мы слышим звук Ц (Использование ИКТ).
(Можно использовать цветные картинки. Дети называют.)
5. Далее используются карты и листы с играми: игра “Дружба” (с какими гласными дружит звук Ц), “Шарики” (работа на листах со слогами), “Путешествие звука и буквы Ц” (ИКТ). Данные игровые приёмы помогают дошкольнику закрепить автоматизацию изолированного произношения звука Ц, а также закреплению в слогах и словах, в предложениях и закрепить графический образ буквы Ц у детей.
III. Физкультминутка. “Цыплёнок”
IV. Закрепление связи звука и буквы Ц.
- Работа с ноутбуком: компьютерная игра “ Где спрятался звук Ц?”
(в начале слова, в середине или в конце слова?); игра “Какая картинка лишняя?” (ребята называют слова со звуками Ц и С. Задание на дифференциацию звуков
Ц и С). Игра “Изменяем слова” (упражнения на словоизменения, словообразования).
- Логопед просит воспитанников заштриховать на листах букву Ц.
Логопед: “Ребята, звук Ц можно слышать и произносить, а букву Ц можно читать и писать.”
V. Итог занятия.
Чем мы сегодня занимались? Как произносится звук Ц? Какой всегда звук Ц (твердый или мягкий)? (Ответы дошкольников)
Логопед: «Итак, букву Ц мы можем писать и читать, а звук Ц мы слышим и произносим».
Логопед даёт задания на дом в тетрадях для домашних заданий.