В старшем дошкольном возрасте у детей расширяются познавательные интересы. У детей всегда много вопросов об увиденном. Важно отвечать на детские вопросы. На экскурсиях дети просто заваливают воспитателей различными вопросами. Это хороший момент для экологического обучения дошкольников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Участники- воспитанники подготовительной к школе группы.
Тема: Растительный мир, его разнообразие, значение.
Педагог. Ребята, мы с вами вышли на улицу. Скажите, что нас окружает? (Ответы детей) С помощью наводящих вопросов подвести детей к теме о растительном мире.
Педагог. Что относится к растительному миру? (Деревья, кустарники, травы)
Педагог. Растительный мир Земли очень разнообразен. В настоящее время растения испытывают на себе сильное влияние со стороны человека. Каким образом? (Распахиваются луга, вырубаются леса, осушаются болота, загрязняются воздух и вода)
Педагог. Правильно. В результате этого в растительном мире происходят большие изменения. Какие? (Некоторые растения погибают, тем самым уменьшается их число)
Педагог. Природа прекрасна и удивительна, нужно только научиться быть наблюдательным. Лишь тогда вы сможете увидеть всю ее красоту: необычайность цветов, удивительное разнотравье, многообразие деревьев и кустарников. Вы согласны?
Природа должна быть чистой, только тогда она будет красивой. Общаясь с ней, человек должен стараться не навредить ей, т.е. соблюдать экологические правила. Какие?
Дети вспоминают экознаки.
Педагог. Что дают человеку растения?
Дети отвечают. Педагог обобщает их ответы. Строительный материал, топливо, материал (сырье) для производства бумаги, лекарства, мебели, корм для скота, пушнину; грибы, ягоды, орехи...
Растительный покров важен для человека еще и потому, что он играет лечебную и оздоровительную роль. На природе мы наилучшим образом отдыхаем, восстанавливаем свои силы, укрепляем здоровье, дышим чистым воздухом...
Почему в лесу дышится легче?
Дети. В лесу воздух чище.
Педагог. Правильно.
Дети. Растения поглощают углекислый газ и вредные вещества из воздуха, а выделяют кислород. Например, одно дерево средней величины выделяет за сутки столько кислорода, сколько необходимо для суточного дыхания трем людям.
Педагог. Места обитания растений крайне разнообразны. Они живут на суше, в водах рек, морей, океанов, на холодном севере и в жарких пустынях. Растения хорошо приспосабливаются к условиям окружающего мира (внешней среды).
Что необходимо растениям для жизни?
Дети. Свет, вода, воздух, тепло.
Педагог. У разных видов растений своя потребность в свете, влаге, тепле, воздухе: теплолюбивые растения живут на юге, морозостойкие — на севере; светолюбивые — на открытой местности, теневыносливые — в лесах и т.д.
Чем растения отличаются друг от друга?
Дети. Величиной, формой, окраской, продолжительностью жизни (одно- и многолетние), местом обитания.
Дети приводят конкретные примеры.
Педагог. Растительный мир легко раним, поэтому и относиться к нему мы должны бережно, как хорошие хозяева.
Помните! Не только природа создана для нас, но и мы — для природы.
Викторина «Знаешь ли ты?»
Педагог называет характерную особенность какого-либо растения, дети отгадывают, как оно называется (см ПРИЛОЖЕНИЕ К НОД)
• Самое низкое дерево в мире — ива арктическая (северная) (имеет высоту всего 10 см).
• Самое высокое дерево в мире — эвкалипт (около 100 м).
• Дерево с самым толстым стволом — баобаб (12 м).
• Самое быстрорастущее растение — бамбук (за сутки вырастает на 1 м).
• Самое крупное водяное растение — виктория амазонская (лист виктории, плавающий на поверхности воды, способен удерживать вес 50 кг).
Педагог. Ребята, а как вы думаете, что у меня в руках? (Предположения детей о растении в руках педагога) Это эвкалипт. Эвкалипт - ценное растение. Его древесина очень прочная. Сучки и ветки перерабатывают в бумагу. Из листьев извлекают эфирное масло, которое используют в медицине и парфюмерии, а из коры - дубильные вещества. Это дерево, обладающее многими достоинствами, выращивают почти во всех тропических и субтропических странах, в том числе и на Черноморском побережье Кавказа. Но там бывают заморозки, и тогда эвкалипты гибнут.
Далее педагог предлагает посадить деревце на участке детского сада в память о нашей группе. В завершении необходимо сформулировать правила по уходу за деревьями.
Уход за деревьями включает:
- регулярный осмотр состояния деревьев,
- обрезку,
- кронирование,
- подкормку,
- улучшение состава почвы - удобрение и рыхление,
- обработку деревьев от вредителей и болезней,
- укрепление иммунитета и другие мероприятия по защите и лечению деревьев.
В различное время года проводят свои мероприятия по уходу за деревьями. Ранней весной - это обрезка деревьев. Весной и летом - подкормка деревьев и укрепление их иммунитета. Осенью - санитарная обрезка. Зимой часто требуется удаление деревьев или частей кроны, поврежденной снегопадами. Также необходимо опрыскивание деревьев от вредителей. Уход за деревьями - это особая работа.