Просмотр содержимого документа
«НОД "История танца"»
Конспект организации НОД с использованием технологии «Путешествие по реке времени»4
Тема: «История танца».
Возрастная группа: подготовительная.
Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная.
Задачи:
обучающие:
познакомить детей с историей танца;
учить двигаться под различную музыку (полька, плясовая, вальс, диско), используя движения соответствующего характера;
расширять представления о многообразии танцевальных направлений;
развивающие:
формировать интерес к танцам;
развивать желание танцевать, импровизировать;
воспитательные:
воспитывать любовь к музыке;
формировать навыки совместной деятельности в подгруппе.
Предварительная работа:
познакомить детей с историей и особенностями некоторых танцев (хоровода, польки, кадрили, вальса);
продемонстрировать панно «Река времени»;
разучить (или повторить) хоровод (по выбору детей).
Планируемые результаты:
воспитанники выражают чувства, слушают взрослого;
действуют по установленным правилам;
проявляют устойчивый интерес к музыке и истории танца;
работают в группе, подбирая необходимые материалы;
оценивают результат своей деятельности, делают выводы.
Оборудование: карточки с изображениями разных танцев; презентация «История танца»; легкие шарфики для вальса (по количеству детей); салфетки, клеенки, клеевые карандаши, панно «Река времени»; костюм для Терпсихоры (туника и лавровый венок); аудиозаписи («Танец» Ю. Чичкова, «Танец дикарей» Есинао Нака, русские народные песни «Земелюшка-чернозем», «На горе-то калина», «Светит месяц» и «Осенний вальс» Ф. Шопена, «Детская полька» А. Филиппенко, «Вальс» И. Штрауса), аудиоаппаратура.
Ход деятельности:
1. Мотивация к деятельности
Цель: включить детей в деятельность на личностно значимом уровне.
(Под музыку «Танец» Ю. Чичкова дети входят в зал.)
Ведущий: Ребята, давайте поздороваемся и улыбнемся. Посмотрите, от наших улыбок стало сразу светлее и теплее не только нам, но и нашим гостям. (Дети садятся на стульчики.) Как называется музыкальное произведение, которое сейчас прозвучало?
Дети: «Танец».
Ведущий: Правильно. Я с детства люблю танцевать. Когда я была маленькой, меня мама отвела в танцевальный кружок, куда я с большим удовольствием ходила.
2. Постановка целей исследования
Цель: актуализировать имеющиеся знания детей, необходимые для «открытия нового знания».
Ведущий: Вы любите танцевать? Почему вам нравится танцевать? Что такое танец? (Дети отвечают.) Танец – это прежде всего красота движений. Сегодня наше занятие мы посвятим танцу – самому возвышенному и прекрасному из всех искусств. И поможет нам богиня танца – Терпсихора. Смотрите:
Раз, два – повернусь, В богиню танца превращусь!
(Ведущий надевает тунику и на голову прикрепляет лавровый венок, превращаясь в Терпсихору.)
Терпсихора: Я – Терпсихора, муза танца! Теперь вы у меня в гостях. Я, если честно вам признаться, Давно мечтала о таких друзьях. Вы знаете, когда появились танцы?
Дети: Нет!
Терпсихора: А хотите узнать?
Дети: Да!
Терпсихора: Тогда я приглашаю вас в увлекательное путешествие по «Реке времени». Следуйте за мной, и мы с вами узнаем историю танца и, может быть, даже раскроем тайну: почему люди так любят танцевать. Вы готовы? Тогда в путь!
(Под музыку Ю. Чичкова «Танец» дети подходят к проектору, садятся перед ним на ковер. Терпсихора рассказывает историю танца и демонстрирует соответствующие слайды.)
3. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного материала
Цель: проанализировать и обсудить с детьми историю танца.
Терпсихора: Музыка разных времен здесь витает, Летопись танца тут оживает. Запомни, у танцев свои летописцы: Это гравюры, эскизы, страницы, Это история древних веков В воспоминаниях стариков. Откроем страницу истории первую – Мы попадаем в эпоху древнюю, От ней не осталось следов на земле, Кроме рисунков в пещерной скале. Как вы думаете, в древности люди тоже танцевали? А каким был их танец?
(Дети высказывают предположения. Терпсихора дополняет их ответы.)
Терпсихора: В основе первых танцев наших предков лежали движения, связанные с трудом: ловлей рыбы, сбором плодов, охотой. Перед танцем древние танцоры раскрашивали лицо и тело, надевали маски и под однообразную дробь барабана разыгрывали сценки: кто-то исполнял роль дикого животного, подражая его повадкам, кто-то – подкрадывающихся охотников, заманивающих добычу. Давайте послушаем пьесу японского композитора Есинао Нака «Танец дикарей» и попытаемся представить, как танцевали древние люди под такую музыку.
(Дети и Терпсихора слушают аудиозапись пьесы Есинао Нака «Танец дикарей».)
Терпсихора: Понравилась вам музыка? Как вы думаете, как двигались под нее дикари? Можно ли их танец назвать красивым? Почему?
(Дети высказывают предположения.)
Терпсихора: Танцы дикарей нельзя назвать красивыми, потому что движения в них примитивные, простые, однообразные. А какой танец зародился в далекой древности на Руси?
Дети: Хоровод.
Терпсихора: Правильно! От какого слова произошло название танца?
Дети: Слово «хоровод» происходит от древнегреческого слова «хорос», что означает «массовый танец с песней» и старославянского «вод», что означает «ходить, водить».
Терпсихора: Какая основная фигура в хороводе и что она символизирует?
Дети: Хождение по кругу. Круг символизирует солнышко.
Терпсихора: А вы умеете водить хоровод? Какой хоровод вы бы хотели исполнить сейчас?
(Дети исполняют танец-хоровод по собственному выбору.)
Терпсихора: Мы познакомились с танцами древних людей. А сейчас страница вторая – эпоха другая. Постепенно народные танцы Стали на знатных балах появляться. Век от века танец рядом с человеком, Служит танец средством для общенья, Стал он сложным, требовал уменья. На балах – менуэты, кадрили, гавоты, Польки, вальсы, мазурки, галопы. С некоторыми из перечисленных танцев вы уже знакомы. Расскажите, например, о польке.
Дети: Полька – это веселый танец, который появился в Чехии.
Терпсихора: Правильно, танец возник в середине XIX века. Какое основное движение в польке?
Дети: Кружение пары по кругу, подскоки.
Терпсихора: А что вы знаете о кадрили?
(Дети отвечают, Терпсихора их дополняет.)
Терпсихора: Кадриль возникла во Франции как бальный танец. Пары танцоров располагались по четырехугольнику напротив друг друга и поочередно исполняли свои партии. Потом кадриль стала одной из любимых народных плясок. А теперь назовите самый популярный танец прошлого века.
Дети: Вальс.
Ведущий: От какого слова произошло название этого танца?
Дети: От немецкого слова walzen – «кружиться», «вертеться».
Терпсихора: О вальсе сказано немало, Он в песнях и стихах воспет. И сколько танцев не бывало, А лучше вальса, право, нет.
(Терпсихора выносит красивые шарфики.)
Терпсихора: Давайте немного пофантазируем. Пусть каждый из вас представит себя очаровательной балериной, порхающей бабочкой, легкой снежинкойили кружащимся листиком с дерева и потанцует с легкими шарфами под красивую музыку вальса.
(Дети под музыку Ф. Шопена «Осенний вальс» исполняют танец-импровизацию с шарфами.)
Терпсихора: Вы немного устали, мои юные друзья? Присаживайтесь. Сейчас мы отдохнем и посмотрим, как танцевали в недалеком прошлом на балах французский старинный танец менуэт.
(Терпсихора показывает видеосюжет о менуэте и одновременно рассказывает об особенностях танца.)
Терпсихора: Это танец с реверансами, т. е. с поклонами. Раньше его называли «танец королей и король танцев», потому что он торжественный, плавный. Менуэт разучивали долго: чтобы выучить один поклон, иногда требовался целый месяц. В наше время его не танцуют. Но менуэт можно увидеть, например, на сцене театра. Продолжаем наше путешествие. Сейчас XXI век – время таких танцев, как хип-хоп, диско, модерн, брейк. О каком из этих танцев вы хотели бы подробнее узнать?
(Дети выбирают современный танец, смотрят видеосюжет и слушают рассказ Терпсихоры.)
Терпсихора: Я так рада, что мое искусство живет и процветает в наше время! А сейчас, мои друзья, Поиграть пришла пора.
Танцевальная игра «Придумай танец»
Дети слушают разные музыкальные отрывки и придумывают к ним соответствующие по характеру движения: полька – подскоки, кружения в парах; вальс – легкие, плавные движения; плясовая – притопы, распашонки, ковырялочки; диско – ритмичные хлопки, притопы, шаги в такт музыке.
4. Работа в подгруппах
Цель: развивать умение совместно сортировать и закреплять мелкие иллюстрации на панно «Река времени».
Терпсихора: Как мне не жаль, но наше путешествие подходит к концу. Я надеюсь, что вы узнали много нового о танцевальном искусстве. Напоследок я хочу проверить, насколько вы были внимательны во время «путешествия».
Упражнение «Река времени»
Терпсихора показывает детям панно «Река времени» и картинки с изображением танцев разных эпох. Участники делятся на три группы (не более 5 человек в каждой). За определенное время они распределяют картинки в соответствии с эпохой, указанной на панно:
1-я группа – «Древность»: хороводы разных видов, танцы дикарей;
2-я группа – «Прошлое»: полька, вальс, менуэт, кадриль;
3-я группа – «Настоящее»: хип-хоп, диско, модерн и брейк.
5. Сборка общей таблицы
Цель: проанализировать и сопоставить результаты исследования.
(Дети проверяют, правильно ли они расположили картинки на панно «Река времени», только после этого их приклеивают.)
Терпсихора: Какая замечательная «река» получилась! Посмотрите, где на ней больше иллюстраций? И почему?
Дети: В «Настоящем». Потому что в древности видов танцев было немного и движения были простые.
6. Рефлексия
Цель: помочь детям осознать свою деятельность, оценить ее результаты.
Терпсихора: Вам понравилось наше путешествие? Что было самым интересным? Что было самым трудным? Что бы вы еще хотели узнать о танцах? (Дети отвечают.) Пора мне вам тайну танца открыть: Танец с нами всегда должен быть! Во все времена от его волшебства не скрыться, Танцы надо любить, танцам надо учиться! Я хочу подарить вам диск с танцами: смотрите, учитесь, радуйте людей своими танцами! А я с вами прощаюсь. Раз, два – повернусь И обратно превращусь!
(Терпсихора снимает тунику и венок, «превращаясь» обратно в воспитателя.)
7. Открытость
Цель: спланировать самостоятельную деятельность детей по дополнению таблицы.
Ведущий: Наше путешествие закончено. Давайте отнесем «Реку времени» в группу, чтобы показать ее родителям. Тем более что у нас есть другие картинки, с которыми вы можете поиграть в группе и дополнить панно.
object(ArrayObject)#853 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(296) "Слушание музыки как процесс развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников. (Традиционные и инновационные методы в работе с новым музыкальным репертуаром)."
["seo_title"] => string(80) "slushaniie_muzyki_kak_protsiess_razvitiia_emotsional_noi_otzyvchivosti_u_doshkol"
["file_id"] => string(6) "362708"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1480157423"
}
}