- Какое время года наступило? (осень) Осень, холодно, ветер свистит. Как свистит ветер? (С-С-С..) Какой это звук? (твердый согласный, глухой). Покажите мне звуковую фишку звука «С». (дети показывают) Мы будем стараться произносить этот звук в словах и будем помнить, что при его произнесении язык находится за нижними зубами, выдыхаемая струйка воздуха – холодная.
2. Основная часть.
- Артикуляционная гимнастика. Чтобы язычок был послушным, сделаем упражнения:
- Закрепление правильного произношения звука «С» в словах.
Звук «С» предлагает поиграть с ним в игры.
а) Игра «Лови ошибку». Я буду называть картинку то правильно, то неверно. А вы, заметив ошибку, должны правильно и четко назвать картинку и забрать ее себе. У кого будет больше картинок, тот- победитель. (самолёт, посуда, собака, колесо, автобус, капуста, ананас, мост, слон, стол, маска, песок, носок).
б) игра «Четвертый лишний». Каждому игроку даются по 4 картинки, надо четко произнести их названия и найти «лишнее»:
Стакан, самовар, сок, сахарница.
Сарафан, костюм, свитер, сапоги.
Сорока, слон, снегирь, сова.
Коляска, автобус, самокат, сани.
в) игра «Кто что делает?». – «О ком или о чём можно сказать « идёт?», «летят?», «растут?», «падают?», «стоят?», «сидят?», «скрипят?», «съезжают?», «сверкают?» Каждый игрок, используя картинки, составляет с заданным глаголом словосочетания и объясняет его значение. За правильный ответ дается призовая фишка. Выигрывает обладатель наибольшего количества фишек. Картинки (самолет, снег, слон, снежинки, сарафан, автобус, листья, снегирь, санки, велосипед, косынка, солнце, самовар, сапоги, стакан, колесо, стол, лес, костюм, коса, усы, лисички, поросенок, сковородка)
Физминутка.
Листья осенние тихо кружатся (дети кружатся)
И на дорожки плавно ложатся. (садятся на корточки)
Под ногами шуршат, шелестят, (топают ногами)
Будто опять покружиться хотят. (кружатся и садятся на корточки)
г) игра «Чей хвост?». На наборном полотне расположены разрезные картинки птиц: соловья, совы, аиста, сокола. Каждый игрок собирает изображение птицы, называя хвост правильно. Логопед приводит пример: это голубь. У голубя – голубиный хвост.
д) игра «Скажи наоборот». Игроки должны закончить предложение, правильно подобрав антоним. За правильный ответ дается призовая фишка. Выигрывает обладатель наибольшего количества фишек.