Просмотр содержимого документа
«Мой город (путешествие)»
Организованная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе по краеведению «Мой город»
МДОБУ “ЦРР д/с “Аленушка”, Сибай,
Исламгулова Гульназ Билаловна
Вид деятельности: познание
Цель: сформировать в детях нравственно – патриотические чувства.
Задачи: Продолжать знакомить детей с родным городом, с его достопримечательностями.
Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением, аргументировать свое мнение, обогатить словарный запас воспитанников. Активизировать познавательную деятельность воспитанников, их интеллект, память, внимание, воображение, слух.
Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него, желание сделать его еще красивее.
Материалы и оборудование: фотографии города Сибай (фото – стенд «Мой любимый город»), магнитная доска, ноутбук, экран, иллюстрации города, изображение герба, флага города Сибай, разрезные картины герба Сибая, лупы, подносы с природными камнями.
Методы и приемы: беседа, вопросы к детям, обобщение ответов, рассматривание иллюстраций, просмотр презентации, фильма, дидактические игры, работа по схемам, пальчиковая игра, исследовательская деятельность, художественное слово, пальчиковая гимнастика.
Предварительная работа:
Целевые прогулки по близлежащим улицам, к памятникам;
Чтение, заучивание стихотворений о городе;
Рассматривание фотоальбома «Природа нашего города»;
Беседы о городе;
Рассматривание иллюстраций с видом города;
Составление альбома “Достопримечательности моего города”;
Чтение произведений о городе Сибай;
Знакомство с легендой о городе.
Ход организованной образовательной деятельности:
Дети играют. Воспитатель подходит к детям.
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать? Предполагаемые ответы детей: Да.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию. Но для начала, давайте определим, куда же мы с вами отправимся? Чтобы узнать, куда отправимся, предлагаю послушать песню. (Звучит песня о Сибае Р.Ураксиной, А.Зиннуровой «Приглашаем в гости»).
Воспитатель: Как вы думаете, куда мы с вами отправимся? Предполагаемые ответы детей: В Сибай, по городу.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Предполагаемые ответы детей: Потому что эта песня о Сибае.
Воспитатель: Правильно ответили. Давайте встанем в круг и представим, что мы гуляем по городу: (Пальчиковая, артикуляционная гимнастика)
Люблю по городу гулять, /хлопаем в ладоши/
Дома высокие считать, /имитация/
Иду по Чайковского – раз, /по счету сгибаем пальцы, начиная
По проспекту Горняков – два, с большого/
Улица Белова – три,
Четыре – живу я в квартире,
Пять – гуляю по парку опять.
Но прежде чем отправиться на экскурсию, знакомятся с картой, маршрутом. У нас тоже есть карта. Мы сейчас её рассмотрим, а потом отправимся путешествовать. С высоты птичьего полёта наш город, кажется, таким /показываю на экране, затем вывешиваю карту/. Улицы прямые, длинные, много зелени, парков.
Воспитатель: Ребята, начнем экскурсию по нашему родному городу. А экскурсия наша будет не простой, а виртуальной. Мы все останемся в своей группе, путешествовать будем с помощью компьютера, экрана. Такая экскурсия называется виртуальной. На экскурсию мы отправимся на «ковре – самолете». Предлагаю вам взять билеты и пройти к своему месту.
/Путешествие на ковре – самолете в виде геометрических фигур разного цвета. Дети садятся на стульчики, где лежат коврики (коврики имеют разный цвет и разную форму геометрических фигур: куб, овал и т.д., на билетах соответствующие фигуры)./
Воспитатель: У каждого человека есть своя малая Родина – место, где он родился и вырос. Как называется наша малая Родина?
Предполагаемые ответы детей: Наша малая Родина – Сибай. Наш город Сибай.
Воспитатель: Правильно. Наша малая Родина – Сибай. Мы с вами на занятиях знакомились с пословицами, поговорками о родной земле, о Родине. Давайте назовем их, используя схемы. /На экране появляются схематические рисунки/
Родина – мать, умей за нее постоять.
Родной куст и зайцу дорог.
На чужбине дороже богатств родная сторона.
Чужбину хвали, да на родине живи.
Чужбина – калина, Родина – малина.
Человек без родины, что соловей без песни.
В своей стране и трава в постель сгодится.
В своей стране и полынь благоуханна.
Жить родине служить.
Дети, в этих пословицах слышали слово «чужбина». Как вы его понимаете? Предполагаемые ответы детей: чужой край, чужая земля, далеко от родного дома.
Правильно. Давайте вместе скажем это слово. Повторение хоровое, индивидуальное.
Воспитатель: Молодцы, дети. Очень много пословиц знаете о родной земле. На какой улице находится наш детский сад? Предполагаемые ответы детей: на улице Чайковского. /на карте ставим флажок/. Пора отправляться на экскурсию. Занимайте, дети, места и полетели.
Наша первая остановка «Историческая». Ребята, где мы с вами остановились? (В музее). Как вы думаете, почему мы остановились в музее?
Предполагаемые ответы детей: Потому что в музее хранятся исторические вещи. Потому что в музее есть книги о Сибае. В музее мы можем узнать историю города.
Воспитатель: Правильно, дети. Здесь мы узнаем историю возникновения нашего города.
- По легенде более ста лет тому назад охотник из деревни Сибаево, имя которого осталась неизвестным, преследуя куницу, раскопал расщелину скалистой породы, куда спрятался зверек, и наткнулся на тяжелую красную глину с блестками пирита. Это была верхушка – «железная шляпа» -характерная месторождениям медных руд. Местное население стала использовать эту глину для покраски овчины и всевозможных изделий из дерева. В конце 1912 года житель деревни Новый Сибай, отобрав несколько мешков глины, отвез ученым. Анализы показали, что глина содержит железняк со значительным содержанием золота и серебра. Приступили к разведке месторождения.
1939 году было открыто основное рудное тело месторождения названное Ново – Сибайским. В 1955 году рабочий поселок Сибай был преобразован в город республиканского подчинения.
/На экране презентация об истории Сибая/.
Воспитатель: О нашем городе много написано стихов. Одно из стихотворений расскажет … /рассказывает ребенок/
В этих краях, где беркуты летали,
В этих степях, где песню пел курай,
Город Сибай, тебя здесь основали
Те, кто любил родной уральский край.
Воспитатель: Все города очень разные. Нет двух совершенно похожих городов. В каждом городе есть свои герои, свои достопримечательности. Свой отличительный знак – герб. И у нашего города тоже есть герб. А что изображено на гербе нашего города? Кто знает?
Предполагаемые ответы детей: На гербе изображена куница. На гербе изображен орнамент. На гербе изображен курай.
Основной фигурой герба является куница.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему именно куница? Предполагаемые ответы детей: Потому что охотник раскапывал нору куницы и нашел глину.
Воспитатель: Правильно, изображение куницы на гербе города дано в связи с легендой, согласно которой охотник, раскапывая нору этого зверька, с целью добыть его, нашел глину с высоким содержанием меди, золота и серебра.
Синий цвет означает ясность и чистоту помыслов.
Белый цвет – миролюбие, открытость,
Зеленый – цвет природы, весны, надежды, вечности жизни.
Цветок курая – символ дружбы.
Рисунок орнамента выполнен в форме силуэта гор в национальном стиле.
Основной фигурой флага тоже является золотая куница, бегущая по зелёному полю.
Зелёное поле в виде силуэта гор обрамлено золотым национальным орнаментом «кускар» в знак расположения города на исконных башкирских землях. Включение в композицию флага силуэта гор показывает, что процветание Сибая связано с горно – добывающей промышленностью. Использование на флаге трёх цветов флага республики: синего, белого и зелёного – символически определяет место города Сибая как экономического и культурного центра Зауралья.
Лазоревый (синий) цвет означает ясность и чистоту помыслов.
Серебряный (белый) цвет – миролюбие, открытость, готовность к взаимному сотрудничеству.
Зелёный цвет – цвет природы, весны, надежды, вечности жизни.
Воспитатель: Дети, я предлагаю вам поиграть в игру «Кто быстрее соберет герб Сибая?». Для этого пройдите за столы: по своим билетам прошу занять места. /у детей эмблемы геометрических фигур/. Собирают разрезные картины герба Сибая из 6 частей.
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием. Проходите к своим местам. Продолжим экскурсию. Следующая остановка «Сибайский карьер». Кто – нибудь видел Сибайский карьер? (Предполагаемые ответы детей: да, нет). Что вы там видели? (Предполагаемые ответы детей: Я там видел большие Белазы. Видел как внизу едут грузовые машины.)
Воспитатель: Посмотрите на экран. Там наш карьер. (На экране Сибайский карьер). По глубине этот карьер занимает четвёртое место в мире и первое в Европе. Один из самых глубоких в мире. Его глубина – более 500 метров, а диаметр карьера – 2 километра. Трудно представить весь масштаб этого огромнейшего карьера. Его глубина такова, что даже стоя на краю, не видно дна воронки. В Сибайском карьере и в наши дни добывают медно – цинковый и медно – серный колчедан. В настоящее время добыча производится шахтным способом. На краю карьера действует смотровая площадка. Ступеньки когда – то были дорогой. Обратите внимание на дырку в стене. Это не водосточная труба, а тоннель в который помещается 60-ти тонный Белаз. Спустившись на несколько ярусов ниже, можно увидеть дно карьера. Руду перерабатывают в обогатительной фабрике Сибайского филиала АО УГОК. Это горнорудное предприятие по добыче и обогащению медных руд Сибайского и Камаганского медно – колчеданных месторождений. (Показ фото СОФ)
Воспитатель: Ребята, вам понравилась экскурсия к Сибайскому карьеру? Что вам запомнилось? (Предполагаемые ответы детей: Карьер очень глубокий. Он большой. Там добывали руду. Руду перерабатывают на фабрике.) Повторите слово карьер.
Воспитатель: Дети, сейчас мы с вами оденем шапки ученых, превратимся в исследователей и будем изучать камни. Пройдите за столы. На столах лежат камни. Я буду показывать картины камней, вы определите камень на своем столе. (Воспитатель показывает на картине разные природные камни. Гранит, руда, известняк, мрамор. Дети находят камни на своих столах и показывают.) Молодцы, дети.
Проведем опыт – определим цвет, форму и размер камней.
Дети рассматривают камни, делятся наблюдениями, какого цвета и формы у них камни (серый, коричневый, белый, красный, овальный, треугольный, круглый и т. д.).
Вывод: камни по цвету, форме и размеру бывают разные: серые, коричневые, белые, красные, овальные, треугольные, круглые, большие, маленькие, и т. д.
Второй опыт: «Что видно на камне?». Рассмотреть разные камни через лупу. Что вы видите? (Кристаллики, трещины, узоры).
Третий опыт: В одну руку взять камешек, в другую - пластилин. Сжать обе ладони. Сравнить, что произошло с камешком, а что с пластилином. Почему? (Камешек твёрдый. Твёрже пластилина.)
В путешествие скорей /Ноги вместе, руки согнуты в локтях у груди/
Приглашаем всех друзей. /Махи ладонями к себе и от себя/
Головою покрутите, /Круговые движения головой/
Влево, вправо посмотрите. /Повороты туловища/
Мы поедем очень быстро /Круговые движения руками с приседаниями/
И увидим город чистый. /Наклоняются вниз, дотрагиваясь до носочков/
Город снизу вверх растет /тянутся вверх, поднимая руки/
И под солнышком цветет.
Воспитатель: Наш город – город горняков. Поэтому одна из главных улиц носит название проспект Горняков. Я предлагаю занять свои места и продолжить экскурсию по улицам города. /На презентации проспект Горняков/. Наша следующая остановка «Памятники города».
Воспитатель: По проспекту Горняков находится главная площадь нашего города. Еще что находится по главной улице? Давайте проверим, достаточно ли хорошо вы знаете свой город.
Воспитатель показывает слайды с памятными местами проспекта, дети смотрят. (На экране появляются: памятники – Памятник легендарным башкирским полкам – участникам Отечественной войны 1812г.; Памятник погибшим воинам, Памятник С.Юлаеву, Куранты, парк Победы,Вечный огонь, театр «Сулпан», гимназии, магазин «Огни Сибая»).
Воспитатель: Какие достопримечательности вы запомнили? (Спросить 3 – 4 детей). То, что называете, предлагаю отметить на карте флажком. Давайте попросим детей ближе познакомить нас с памятными местами нашего города. (Рассказ детей).
Мемориал «Вечный огонь».В честь 40-летия Великой Победы в городе был открыт памятник павшим героям и зажжен Вечный огонь. На мраморных плитах высечены фамилии наших земляков, не вернувшихся с поля войны. К подножию памятника возлагаются венки и цветы - как символ нашей неувядающей памяти.
Памятник башкирским полкам – участникам Отечественной войны 1812 года. Бронзовый мемориал установлен в благоустроенном сквере на пересечении оживленного проспекта Горняков и улицы Белова.Это память о том, что 200 лет назад более 20 полков из нашей республики, с этой земли пошли на войну, чтобы защитить наше Отечество.На высоком гранитном постаменте возвышается всадник с высоко поднятым над головой луком и стрелами.
Скульптурная композиция «Материнство».Бронзовые фигуры мальчика и девочки украшают сквер возле ЗАГСа. Памятник стал символом любви к матери.
Повторение слов мемориал, скульптура.
Воспитатель: Спасибо за познавательную информацию. Предлагаю поиграть в игру «Люди и улицы». На экране появятся портреты известных людей, в честь которых названы улицы нашего города. Вы угадайте, кто это. Вы готовы? Показываю портреты Ф.Белова, З.Валиди, С.Юлаева, Х.Давлетшиной, П.Чайковского, Ш.Бабича, З.Биишевой.
Воспитатель: Молодцы. Хорошо знаете выдающиеся личности. Прошу занять места. Путешествуем дальше. Следующая остановка «Парк отдыха». Скажите, пожалуйста, какие парки, скверы отдыха города знаете? (Предполагаемые ответы детей: парк Победы, парк им. М.Гафури, парк В.Маяковского.) Какие наши парки? (Предполагаемые ответы детей: красивые, зеленые. Цветы цветут. Много клумб.) В нашем городе много парков. Парк — это место отдыха горожан. В парках растет большое количество деревьев. Много разнообразных цветников. Парки украшают наш город.
Воспитатель: Дети, где вы любите отдыхать в городе?
Дети рассказывают о кинотеатрах, о детском театре, о парке, о фонтане. (Свободный рассказ детей, рассказ можно сопровождать показом иллюстраций, на карте ставить цветные флажки).
Воспитатель: Молодцы, дети. Как услышали, очень много мест, где можно отдохнуть всей семьей. Наш город очень красив.
Давайте поиграем в игру и соберем букет красивых слов, подарив его нашему прекрасному городу.
А мы можем сделать его еще лучше и краше? (Предполагаемые ответы детей: да, нет) Как нам это сделать? Предлагаю еще одну игру с мячом «Что делать?». Вы ловите мяч и говорите, что бы вы сделали, чтобы наш город был красивым. Приглашаю вас встать в круг.
Ответы детей: сажать деревья, сажать цветы, не мусорить, не топтать газоны, не ломать фонтаны, любить город, не шуметь в общественных местах.
Воспитатель: Правильно, молодцы!
Дети, давайте возьмемся за руки и встанем в один большой круг.
Я рада, что наше путешествие состоялось. Мы собрали замечательный материал о нашем городе. Я думаю, вам понравилась наша виртуальная экскурсия. После занятия мы с вами составим лепбук о нашем любимом городе и будем по нему закреплять знания о родном крае, городе.