КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Тема: «Здравствуй, гостья-зима!»
Цели:
- обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы;
- познакомить детей со стихотворениями о зиме;
- прививать любовь к поэтическому слову;
- учить детей отвечать на вопросы полными предложениями;
- активизировать словарь по данной теме;
- развивать логическое мышление, внимание, память;
- упражнять в подборе однокоренных слов.
Материалы: сундучок с заданиями, «снежок», конверт с заданием, «свиток», магнитная доска, сюжетные картинки о зиме, предметные картинки (снег, снежинки, снежки, снеговик, снегурочка, снегири), книга «Зимние стихи», снежинки-призы.
Методические приёмы: отгадывание загадки, словесные игры: «Скажи правильно», «Закончи фразу», «Доскажи словечко», знакомство со стихотворениями о зиме И.Сурикова и А.Пушкина, рассматривание предметных картинок о зиме, пальчиковая игра, чтение детьми знакомых стихотворений о зиме, повторение пословиц о зиме, сюрпризный момент – сундучок с заданиями и призами.
Ход занятия
Дети под музыку входят в зал.
Воспитатель: ребята, отгадайте загадку:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром.
Дети: это зима.
Воспитатель: правильно, молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о зиме.
Пришла к нам долгожданная Зима, она прислала нам свой подарок – сундучок.
- Тук, тук, тук – открывайся сундучок!
(Воспитатель заглядывает в сундучок).
- Ребята сколько вопросов и загадок в этом сундучке, давайте попробуем на них ответить.
- Но сначала вспомним и назовём зимние месяцы. (Ответы детей)
(Педагог уточняет у детей, какое сейчас время года и какой месяц называют серединой зимы)
–Зима шагает по земле и хочет знать, знаете ли вы её приметы.
- Хотите поиграть? Я «слеплю» снежок из снега и буду вам его бросать, а вы ловите и отвечайте.
Игра «Скажи правильно»
Воспитатель: какая бывает зима? (зима снежная, холодная, морозная)
- Что бывает зимой? (падает снег, воет ветер, замерзает река)
-Хорошо описали зиму, вспомнили все её признаки.
-Какие вы молодцы!
- Какая зимой погода? (погода зимой ветряная, морозная, снежная).
- Что можно сказать о снеге? Какой он?
(снег пушистый, легкий, мягкий, снег укрыл всю землю.)
- Молодцы, ребята много слов назвали.
- Послушайте, какое красивое стихотворение о зиме написал русский поэт И.Суриков.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится,
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Стали дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы,
И зима настала.
(Воспитатель заглядывает в сундучок)
- А здесь еще что-то лежит. (Достается конверт с заданием)
Зимушка хочет, чтобы мы помогли ей закончить фразу.
Игра «Закончи фразу»
Скрипит под ногами зимой…….(снег),
морозный………….(день),
замерзла…….(река),
снежная…………….(зима ),
ударили ……(морозы),
дует ледяной ……. (ветер),
хрустит….(снег),
скользкая….(дорога),
холодное……….(утро),
метет ………(метель).
- Какие вы молодцы!
(Из сундучка достается свиток)
- Посмотрите, вот еще одно задание. Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем и подскажем ей нужные слова.
Игра « Доскажи словечко»
Тихо, тихо как во сне падает на землю……. снег (картинка).
С неба все скользят пушинки серебристые……снежинки (картинка).
Вот веселье для ребят всё сильнее….…………снегопад (картинка).
Все бегут в перегонки,все хотят играть в……снежки (картинка).
Словно в белый пуховик нарядился………… снеговик (картинка).
Рядом снежная фигурка это девочка………….снегурка (картинка).
На снегу – то, посмотри – с красной грудкой……снегири (картинка).
Словно в сказке, как во сне землю всю украсил…… снег (картинка).
-Ребята скажите какие слова вы добавляли ? (ответы детей)
Снег, снежинки, снегопад, снежки, снеговик, снегурка, снегири.
-А чем они похожи и что общего? ( ответы детей) все эти слова снежные или связанные со снегом.
- Молодцы ребята, все слова назвали правильно.
Физминутка
-Ребята пойдемте, погулять по снежной полянке.
Выпал беленький снежок, соберёмся мы в кружок.
Снег, снег, белый снег засыпает он нас всех.
Не боимся мы пороши.
Ловим снег - холопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам.
Хватит снега нам и вам.
Чтение стихотворения А.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…»
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
- Какую зиму вы представили?
Дети. Снежную, холодную, суровую, морозную, ветреную, лютую, студеную.
- Какую холодную зиму вы описали, что даже холодно стало, давайте погреемся. ( Дети встают, проводится игра)
Пальчиковая игра
Руки в кулачки сожмем
И немножко подождем.
На ладошки мы подуем,
Все снежинки мы с них сдуем.
Каждый пальчик мы возьмем,
Сильно на него нажмем.
Мы ладошки растираем
И лицо обогреваем.
Растираем лобик тоже,
Теплым стать ему поможем.
Щечки надуваются.
Губки улыбаются.
(Дети выполняют соответствующие движения)
- Согрелись? Тогда давайте послушаем стихи о зиме русских поэтов (дети читают любимые стихотворения о зиме)
- Ребята, а вы любите зиму.(Да!)
- За что вы её любите?
( Зимой можно играть в снежки, кататься на санках, зимой очень красиво….)
- Я вам предлагаю рассказать о зиме пословицы и поговорки.
Зима не лето: в шубку одета.
Шубка зимой не шутка.
В зимний холод всякий молод.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Много снега – много хлеба.
Береги нос в большой мороз.
Чем крепче зима, тем скорее весна.
Солнце летом греет, зимой морозит.
- Молодцы ребята, сегодня вы были активными и внимательными.
- О каком времени года мы говорили?
- Что нового и интересного узнали?
В конце занятия воспитатель вручает активным детям снежинки-призы и дарит книгу «Зимние стихи». Просит детей внимательно рассмотреть в книге рисунки художника В. Белоусова.