Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "О правах играя"»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Тема: «О правах играя»
Белоконева А.А.,
воспитатель МБДОО№1 «Чебурашка»
республика Адыгея ст. Гиагинская
Цель: дать детям общее представление об их правах; способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений, развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы; воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим.
Материал: книга «Права ребенка», костюм Бабы-Яги, домик-избушка Бабы Яги; матрасы – «облака»; жетоны – символы: «Все имеют равные права», «Имя», «Дом», «Лечение», «Обучение», «Любовь и забота».
Ход занятия
В (ведущий): Ребята, сегодня я хочу вас познакомить с замечательной книгой. Она называется «Права ребенка» (показывает). Эта чудо-книга расскажет вам о правах детей.
(появляется Баба-Яга)
Б.Я. (баба Яга): (забирает у воспитателя книгу). Малы еще права изучать! А эту книгу я почитаю (уходит в свой домик).
В: Ну вот какая Баба Яга, отобрала нашу книгу и была такова. Что же нам теперь делать? (ответы детей). Правильно, давайте догоним и вернём книгу.
(воспитатель показывает на дом, покрытый белой тканью).
Вот за этой снежной горой, в лесу живёт Баба-Яга. Трудно через гору перебраться, но нам помогут волшебные тучки (показывает на матрасы). Садитесь скорее поудобнее и полетим. Мы полетим очень быстро, поэтому закройте глаза, чтобы они не слезились от ветра. Взлетаем! Держитесь крепче за тучки. Чувствуете, как быстро мы летим? Вот уже гора позади (воспитатель снимает ткань с домика Б. Яги).
В: Ну вот, ребята, мы подлетаем к лесу. Откройте глаза, приземляемся на лесной поляне. Посмотрите какая красивая лесная поляна, а сколько грибов! А вы знаете, что грибы бывают съедобные и ядовитые. Давайте вспомним названия съедобных грибов (называют). Ядовитых (называют). Сейчас поиграем в игру «Съедобное – не съедобное». Нужно собрать только съедобные грибы (собирают и находят конверт с осенними листьями, воспитатель предлагает губкой раскрасить осенние листики).
В: Ребята, а листья не простые, а волшебные, давайте раскрасим их и посмотрим, что будет.
(дети закрашивают листики, на них нарисован парафином рисунок, рисунки у всех разные).
Молодцы, ребята, с этим заданием вы справились хорошо. А вот и избушка Б. Яги. Давайте постучим.
Б.Я.: Кто такие? Чего явились? Я гостей не жду.
В: Ой, Баба Яга, какая ты сердитая, какой голос у тебя грубый и слова неприветливые.
В: Б. Яга, мы пришли забрать свою книгу, которую ты у нас украла.
Б.Я.: Ничего я у вас не крала, просто забрала. Вы на эту книгу никаких прав не имеете. Да и на все права, которые в книге написаны, могут рассчитывать только дети и внуки царя Салтана и Соловья-Разбойника. А еще дети, верящие в Б.Ягу и Кощея Бессмертного и одного с Бабой Ягой цвета кожи и одной национальности с ней. Вот так!
В: Ребята, как вы думаете, справедливо ли то, о чем говорит Б. Яга? (ответы детей).
Конечно нет. Ведь все вы имеете равные права. И не важно, кто ваши родители, какой у вас цвет кожи и в кого вы верите (показывает жетон-символ «Все имеют равные права»). Так что Баба-Яга, ты не права, верни нам книгу.
Б.Я.: Ой-ой! Умные какие! Ну-ка, ну-ка, подойди ко мне вот ты, номер один, и ты номер два.
В: Б.Яга, почему ты так странно обращаешься к детям? У них ведь есть имена, у каждого свое.
Б.Я.: Имена? А зачем им давать имена? Обойдутся и номерами.
В: Ребята, вы согласны, что дети все одинаковые? (Нет!) Докажите это Б. Яге. ( у одного ребёнка чёрные глаза, у другого -голубые, у Вики светлые волосы, у Эдика черные). Ну, что Б.Яга, мы убедили тебя? Теперь ты согласна, что каждый ребёнок со дня своего рождения имеет право на собственное имя.
(показывает жетон-символ «Имя»).
Ребята, давайте поиграем в игру «Назови ласково» (все становятся в круг, начинает воспитатель ласково называть и придумывать ласковые имена для Б.Яги).
Б.Я.: Ой, как красиво вы меня назвали «Ягулечка», «Бабулечка». Я триста лет такого не слыхивала!
В: Теперь Б.Яга верни нам книгу, пожалуйста, чтобы дети познакомились с другими правами.
Б.Я.: Верну, если у кого-нибудь из вас мама в библиотеке работает.
В: Это еще почему?
Б.Я.: Потому что книги имеют право читать только дети библиотекарей, а лечиться – дети врачей.
В: Ну ты и наговорила! Ребята, справедливо то, что сказала Б.Яга? (Нет, у Вики мама врач, но она лечит всех, у Эдика - воспитатель и воспитывает многих детей, у Даши - учительница (учит учеников в школе). Каждый ребёнок имеет право на лечение и обучение (показывает жетон-символ «Лечение» и «Обучение»).
Дидактическая игра: «Кому что нужно для работы»
(на столе лежат: книги, лекарства, школьные принадлежности, 2 ведущих – один врач, другой – учитель должны выбрать, что нужно учителю, врачу).
В: Ребята, а вы знаете, где мы живем? В какой стране, Республике? (ответы детей). Баба-Яга, ты знаешь, что каждый ребёнок имеет право на своё собственное жильё, свой «Дом»! Все дети знают свой домашний адрес (дети называют свои адреса).
(воспитатель показывает жетон-символ «Дом»)
Б.Яга у тебя тоже есть избушка – это твой дом, а адрес у тебя какой?
Б.Я.: Да, обыкновенный «Лесная опушка, дом на курьих ножках» и всё тут. Такие маленькие, всё они знают, да и прав у них много.
(Б.Яга уходит в свой дом).
В: Ребята, мне почему-то стало жалко Б.Ягу. Может она потому плохие поступки совершает, что никто её не любит, никто о ней не заботится. Ведь все имеют право на любовь и заботу. Это право имеете и все вы. Вас любят дома родные, в детском саду воспитатели, помощники воспитателя.
(показывает жетон-символ «Любовь и забота»).
Ребята, давайте Бабе Яге подарим наши волшебные листочки. Я думаю, ей очень понравится, ведь ей никто никогда не дарит подарков.
(выходит Б.Яга, дети дарят листочки, Баба Яга улыбается, благодарит и отдает книгу, дети возвращаются в детский сад на облаках с закрытыми глазами).
В: Ребята, вам понравилось путешествовать? С какими правами мы сегодня познакомились? (дети называют). Я хочу вам подарить жетоны с изображением прав, с которыми вы познакомились сегодня. Вы можете показать их своим родителям, друзьям и рассказать о своих правах.
Литература: Журнал «Ребёнок в детском саду» - 2003 г., № 3, № 4.