Конспект урока для подготовительной группы
на тему «Морские обитатели».
Цели: знакомство с морскими обитателями.
Задачи:
Образовательные: расширить представление детей о морских обитателях, познакомить с новой профессией, морской водой и ее пользой, продолжить изучать счет от 1 до 10.
Развивающие: развивать познавательный интерес, зрительное внимание и восприятие.
Воспитательные: воспитывать любознательность, любовь к природе, умение видеть прекрасное.
Методическое обеспечение:
- Глобус;
- Презентация на тему «Морские обитатели»;
- Две банки;
- 2 яйца.
Место проведения: группа.
Этапы занятия:
1) Организационный момент.
2) Объяснение нового материала:
А) опыт;
Б) физ. минутка 1;
В) физ. минутка 2.
3) Закрепление нового материала.
4) Подведение итогов занятия.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, но не простое, а морское. Поэтому нам нужно быть веселыми, активными и очень внимательными. Ну что, вы готовы отправиться навстречу приключениям?
Дети: Да!
2. Объяснение нового материала.
Воспитатель: Вы ничего не заметили необычного на моем столе (на столе стоит глобус)?
Дети: На столе стоит шар.
Воспитатель: Это не шар, это глобус. Так выглядит наша с вами планета, на которой мы живем (берет в руки глобус и показывает детям). Если мы его очень быстро раскрутим, то какого он будет цвета? (раскручивает глобус)
Дети: Синего.
Воспитатель: Правильно. А что означает синий цвет? Что мы рисуем чаще всего этим цветом?
Дети: Воду.
Воспитатель: Молодцы. Ребята. На глобусе синим цветом обозначены моря и океаны. Они занимают большую часть нашей планеты. А как вы думаете, какая она - морская вода (прозрачная/непрозрачная, соленая/несоленая)?
Дети: Прозрачная, соленая ( подразумевается, что дети знают о том, какая морская вода).
Воспитатель: А какую мы с вами пьем воду, используем в жизни?
Дети: Не соленую, прозрачную.
Воспитатель: Правильно. Воду, которую мы с вами пьем и используем в жизни, называется пресной, а вот морскую воду мы не можем пить, т.к. она очень соленая.
А) Опыт.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами проведем опыт, и определим какая она – морская вода. Для этого мы возьмем баночки с пресной водой и соленой.
(для опыта берем 2 банки, одна банка с надписью – пресная вода, другая – морская вода. В первую банку наливаем обычную питьевую воду, во вторую наливаем соленую воду).
Дети: Дети внимательно смотрят.
Воспитатель: Теперь возьмем два куриных яйца и опустим в каждую баночку. Что у нас получилось, ребята?
Дети: В баночке, где соленая вода – яйцо не утонуло, а другой, где пресная вода яйцо утонуло.
Воспитатель: Правильно, в соленой воде предметы не тонут, а в пресной идут на дно. Мы с вами уже сказали, что морскую воду нельзя пить, но в то же время она очень полезна. Она полезна для наших зубов и десен, так как в ней много полезных веществ; помогает быстрее заживить наши раны и ссадины, укусы насекомых. Какой мы можем сделать вывод о морской воде?
Дети: Морская вода очень полезна для нас.
Воспитатель: Мы выяснили, что морская вода для нас полезна, но и растения, которые находятся в соленой воде тоже очень полезны. На дне моря растут водоросли и морская капуста, которые несут свою пользу для нас. Чтобы их достать со дна моря, нужно обратиться за помощью к специально обученным людям, это к водолазам (показывает слайд с фотографией водолаза).
Дети: Дети смотрят на слайд.
Воспитатель: посмотрите, ребята, какой у него специальный костюм для погружения в воду.
Б) Физ. минутка 1.
(Играем в игру «Водолазы», имитируем одевание костюма).
Дети: Играют в игру «Водолазы».
Воспитатель: Молодцы, ребята. Мы с вами надели водолазные костюмы, теперь можно погружаться в море и посмотреть на морских обитателей. Ребята, а каких вы знаете обитателей, которые плавают в воде?
Дети: Акула, черепаха, дельфины.
Воспитатель: Начинаем наше погружение. Ребята, кто это к нам плывет на встречу? (показывает слайд с акулой).
Дети: Акула.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите, какая она большая. Какие у нее огромные зубы. Как вы думаете, чем она питается?
Дети: Она питается другими рыбками.
Воспитатель: Вы правы. Она питается другими рыбками. Рыбы, которые кушают других рыб, называются хищниками. Посмотрите, кто это теперь нам попался на нашем пути (показывает слайд с черепахой)?
Дети: Это черепаха.
Воспитатель: Она похожа на обычную черепаху, только обитает в воде. А что у нее в место ножек?
Дети: Это ласты, она плавает с их помощью.
Воспитатель: Молодцы.
В) Физ. минутка 2.
(Играем в игру «Море волнуется раз, море волнуется два»)
Воспитатель: Ребята, а это к нам приплыла медуза. Медузы могут быть разных цветов и форм, даже могут быть прозрачными. Посмотрите, какие у них щупальца (показывает на щупальца), с их помощью они передвигаются и ловят себе еду (маленьких рыбок).
Дети: Смотрят на слайд.
Воспитатель: А это осьминог (показывает слайд с картинкой осьминога). Давайте сосчитаем его щупальца?
Дети: (смотрят на слайд и считают) один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь.
Воспитатель: Молодцы, ребята, как вы хорошо сосчитали. Как вы думаете, а может ли осьминог передвигаться по дну моря?
Дети: Да, он может передвигаться по дну моря.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько мы с вами за время нашего путешествия встретили морских обитателей. Давайте теперь вспомним их всех по порядку?
3. Закрепление нового материала.
(отгадываем загадки, связанные с темой морских обитателей).
Воспитатель:
С хвостом, а не зверь, с перьями, а не птица.
У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыбы)
Серебристых рыбок стая промелькнула,
А за ними мчится хищная… (акула)
И на суши, и в воде –
Носит дом с собой везде.
Путешествует без страха
В этом доме… (черепаха)
Плывет туда, плывет сюда,
Ее не видно иногда.
Она прозрачна, как вода,
Имеет колокол, но он
Звонить не может:
«Динь – динь - дон» (медуза)
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я … (осьминог)
Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки отгадали.
4. Подведение итогов занятия.
Воспитатель: С какими морскими обитателями мы сегодня познакомились?
Дети: Акула, морская черепаха, медуза, осьминог.
Воспитатель: А с какой профессией познакомились?
Дети: С профессией – водолаз.
Воспитатель: Вам понравилось путешествовать по морскому царству?
Дети: Да!
Воспитатель: На этом наше с вами морское путешествие завершилось.