Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи на тему: Зимушка – зима»
Конспект занятия по развитию речи на тему: Зимушка – зима
Цель:
физическое развитие: учить детей соотношение движения с речью; корректному отношению во время занятия со сверстниками; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Социально - коммуникативное развитие: закреплять умение вести диалог с воспитателем, сверстниками, развивать навыки коллективной работы, умение договариваться. Обучать адекватной реакции на успех - неудачу в деятельности. Развивать умеренное оптимистическое отношение к трудностям.
Познавательное развитие: закрепить и обобщить знания об изменениях в природе зимой. Познакомить с некоторыми свойствами снега, посредством опытов, установить причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы. Развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.
Художественно - эстетическое развитие: формировать эстетическое отношение к зимним явлениям, средствами: музыки, поэзии, живописи, воспитывать любовь к родной природе.
Предварительная работа:
Экскурсия в зимний парк с целью наблюдения за разнообразием и красотой зимнего пейзажа.
Беседы с детьми о зиме, зимних явлениях, зимних праздниках, о жизни растений, животных и людей зимой.
Рассматривание дидактических картин на темы «Покормим птиц зимой», «В зимнем парке», «Зимние развлечения»
Рассматривание пейзажных картин о зиме в творчестве разных художников:
Алексей Саврасов «Зимний пейзаж», Елена Коренная «Зима»,
Алена Алексеенка «Рождественское утро».
ИЗО - деятельность: рисование «Зима в парке», «В лесу родилась елочка», аппликация «Снежинки», «Замок Снежной Королевы», «Где медведь спит зимой?»
Чтение из книги «Четыре времени года» (сост.С.А.Веретенникова, А.А.Лыков): В.Архангельский «Летят снежные пушинки»», Н.Павлова «Деревья зимой», М.Пришвин «Ночевка зайца»,
Л.Толстой «Зайцы», В. Бианки «Синичкин календарь».
Слушанье музыкальных произведений: П.И. Чайковский «Времена года»,
«Вальс снежинок, А. Вивальди «Зима», А. Филиппенко «Саночки».
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, вы хорошо спали?
Рано проснулись?
Друг другу улыбнитесь.
Теперь на меня посмотрите И мне тоже улыбнитесь!
Посмотрите: сколько у нас гостей Давайте их поприветствуем.
Дети: Здравствуйте!
Доброго здоровья, дорогие друзья!
Привет вам шлем и от чистого сердца желаем добра.
Воспитатель: - Дети, мне приснился сегодня сказочный сон.
(Звучит музыка Чайковского «Времена года»)
Воспитатель: - Во сне я увидела красавицу-Королеву в белом платье и с длинной белоснежной косой. Она пришла и укрыла все вокруг белым покрывалом.
(Дети открывают глаза)
-Кто же она? Отгадать ее имя нам поможет ледяной сундучок. Давайте откроем его. Посмотрите, что это?
Дети: Буквы
Воспитатель: Что можно сделать с этими буквами?
Дети: Слово «ЗИМА» (выкладывают это слово на ковре)
Воспитатель: Так что же приснилось мне сегодня ночью?
Дети: Зима (хором)
Воспитатель: А кто мне скажет, что такое зима?
Дети: Зима - самое холодное время года
Воспитатель: Какое время года было до зимы? А что настанет после зимы?
А теперь давайте вспомним, ребята зимние месяцы. (Декабрь, Январь, Февраль) Воспитатель: А как ты думаешь, какой сейчас месяц?
Дети: Февраль - последний месяц зимы.
Воспитатель: Вы хотите отправиться в гости к зиме? Как вы думаете, на чем удобно путешествовать зимой?
(Дети перечисляют)
Воспитатель: Ну, хорошо, садимся в наши сказочные сани и поехали.
(Звучит музыка Филиппенко «Саночки»)
Воспитатель: Вот мы и приехали. Располагайтесь поудобней, не шумите, сидите тихонько. Я вас всех к вниманию призываю.
(Аудиозапись слова ЗИМЫ)
(Здравствуйте ребята, я рада видеть вас в моих владеньях, посмотрите, все белым- бело вокруг, много снега намела, слышно только хруст снега под ногами, как падает с мохнатых, еловых ветвей тяжелая снежная шапка, белый снег искрится, серебрится на солнце. Как красиво вокруг.)
Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто это говорит? (Зима)
Давайте расскажем зиме, что мы знаем о ней.
Какая бывает зима? (Холодная, снежная, вьюжная, студеная, морозная)
А как ласково называют люди зиму? (Зимушка-матушка, зимушка-красавица, зимушка-кудесница.)
Воспитатель: - Люди много наблюдали за явлениями природы. Так появились народные приметы, которые помогают людям понять природу. Давайте поиграем игру «Вспомни примету» (Дети встают в круг, игра проводиться со снежком.) Зима морозная - лето ... (жаркое).
Много снега - много ... (хлеба).
Иней на деревьях - значит быть ...(морозу).
В феврале два друга ... (мороз и вьюга).
Что летом припасешь - с тем зиму проведешь.
Морозный январь - урожайный год.
Воспитатель: Дети, чтобы не замерзнуть, немножко подвигаемся!
Физминутка
На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети.
Ручки, ручки потирают,
Ручки, ручки согревают.
Чтоб не зябли наши ручки,
Мы похлопаем в ладошки.
Вот как ручки мы согреем.
Чтоб не зябли наши ножки,
Мы потопаем немножко.
(Дети выполняют движения, указанные в тексте) Воспитатель: - Дети, садитесь, пожалуйста, за столы. Что вы видите перед собой тарелочках? (Снег) Потрогайте его. Какой он? (Холодный, мокрый)
-Что еще бывает холодным? (Лед, сосулька, мороженное)
На что похож снег? (На сахар, муку, соль)
Что делает снег? (падает, блестит, сверкает, кружится, искрится, тает, скрипит)
А вы знаете, что случиться со снегом в тепле? (Ответ: растает)
Опыт № 1
Воспитатель: Мы сейчас проведем опыт: возьмем 2 вида воды: первая - горячая, вторая - холодная. Попробуйте рукой. Если в воду бросить кусочки снега, как вы думаете, что с ним случиться? В какой воде снег растает быстрее? (Ответы детей)
Хотите попробовать? Вот сейчас мы посмотрим.
Вывод:И так, можно сделать какой вывод? (От тепла снег быстрее тает, поэтому летом нет никогда снега).
Опыт № 2
Воспитатель: Снег - как настоящее мороженное, так и просит: «Съешь меня». Дети, это так на самом деле? Можно есть снежок? - (Ответ: нет, потому что он холодный, и грязный).
А как вы думаете, как можно проверить, что он грязный? (Профильтровать)
-Что такое «фильтровать?» (Для этого нам нужно взять чистую белую салфетку и через нее перелить воду, где растаял снег).
Посмотрите, какая стала салфетка? (Грязная)
Вывод:- Можно, какой сделать вывод, хоть снег и белый, но грязный. Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам поиграть.
(Дети выходят на ковер)
Воспитатель: Зима всегда своей царственной, величавой красотой привлекала художников и поэтов. Я предлагаю сыграть в игру «Доскажи словечко»
Игровое упражнение «Доскажи словечко»
Тихо, тихо, как во сне,
Землю белой, чистой,
Рядом снежная
Падает на землю...(снег)
С неба все скользят пушинки- Серебристые... (снежинки)
Кружиться над головою, каруселью... (Снеговою)
На поселки, на лужок Все снижается ...(Снежок)
Воспитатель: К нам в группу залетела снежинка.
Психогимнастика: «Я снежинка» (Метод эмпатии)
(Закройте глаза и представьте, себя снежинкой.)
Я снежинка. Я рождаюсь крошечными кристалликами в большой туче.
Меня нежно подхватил своими ладонями ветер, и нежным дыханием зачаровывает мороз. Я снежинка. Я кружусь в воздухе в кружевном одеянии, сияю ледяными лучами. Опускаюсь на землю, встречаюсь с тысячью других снежинок - сестричек.
Любуюсь их разнообразием и радостно удивляюсь своей неповторимости.
Мы укрываем землю белым пушистым ковром, переливаемся разными красками над солнечными лучами.
Воспитатель: Ребята, королева зима приготовила вам музыкальный сюрприз.
В нашей группе тишина Все вокруг молчит Будто все, что окружает, тихо- тихо спит.
В тишину вы окунитесь и послушайте ее,
Ведь и в ней бывают звуки,
Словно тишина поет.
Внимательно слушайте. Что вы услышали? (скрип снега, скрежет коньков по льду,
плач сосулек, вьюга). Ребята, как можно увидеть вьюгу прямо здесь в группе?
Воспитатель предлагает детям взять пластиковые бутылочки, наполненные тертым пенопластом, встать около стульчиков. В крышке каждой бутылочки закреплена соломинка для коктейля.
Тише.... вьюга успокоилась. Молодцы, вы справились, устроили настоящую вьюгу в условиях группы. Какие интересный эксперименты мы с вами проводим. Воспитатель: Дети, садимся за столы.
Воспитатель: - На снежной полянке образовался большой сугроб, а за ним спрятался кто-то.
Игра: «Чейхвост, чьи уши?»
(Притяжательные и прилагательные)
Воспитатель: Чей это хвост? - волчий хвост.
А это чей хвост? - лисий хвост. Как ты догадался, что это лисий хвост?
Чьи уши? - заячьи уши, лисьи уши, беличьи уши. Почему ты решил, что это беличьи уши?
Молодцы, ребята!
Ребята, Зима принесла нам зашифрованные картинки и хочет, чтобы вы сосг предложения по ним.
Работа с мнемосхемами
Составление предложений о зиме по мнемодорожкам.
Люди зимой делают кормушки для птиц. (Рис. № 4)
Зимой в лесу много снега, а под снегом спят медведь и ёжик.
В Новогодний праздник Дед Мороз приносит детям подарки и сладости. Воспитатель: Молодцы, ребята! Много интересного вы рассказали о зиме. Каждый из вас составил интересные предложения. Физминутка
Солнце землю греет слабо, руки вверх и вниз
По ночам трещит мороз руки на пояс, наклоны в стороны
Во дворе у снежной бабы руки на пояс, поворот вокруг себя
Побелел морковный нос, дети показывают нос
В речке стала вдруг вода прыжки на месте
Неподвижна и тверда прыжки на месте
Вьюга злится, снег кружится, дети кружатся
Заметает все кругом имитируют движение руками
Белоснежным серебром то же
Воспитатель: Ребята, а теперь я предлагаю рассмотреть картину. Как можно ее назвать? («К нам пришла Зима», «Зимушка - волшебница») Давайте по ней составим рассказ. Рассказ должен иметь начало, середину и конец. В конце вы должны сказать, что вам нравиться зимой.
Воспитатель: Много интересного мы узнали сегодня о зиме, но зимой бывает хорошо, но и бывает и плохо. Давайте поиграем в игру.
Игра «Зима - это хорошо, потому что...»; «Зима - это плохо, потому что...»
Ребята, королеве Зиме очень понравились ваши рассказы, а сейчас я предлагаю нарисовать разноцветными нитками зимние пейзажи. (Дети выкладывают панно)
Воспитатель: Давайте назовем эти картины. Что вам понравилось сегодня на занятии? Вот и закончилось наше увлекательное путешествие, садимся в саночки и едим в детский сад.