Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Космическое путешествие"
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Космическое путешествие"
В данном конспекте представлена интеграция всех образовательных областей. Занятие не только знакомит детей с космосом, но и закрепляет умение работать с блоками Дьенеша, развивает умение делать умозаключения и выводы на основе опытно-экспериментальной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
чтение энциклопедии « Космос», «Астрономия в картинках», Леонов « Шаги над планетой»;
беседы: «Что такое Солнечная система», « Звезды, какие они?».
Ход занятия:
Воспитатель предлагает послушать сказку «Почему у месяца нет
платья». Чтение сказки.
Воспитатель. Почему портной не смог сшить платье? (ответы детей) Луна периодически меняет свою форму ( показ слайдов)
Почему это происходит, мы постараемся объяснить на сегодняшнем занятии. Вам бы хотелось посмотреть на Луну поближе? Предлагаю отправиться на Луну и посмотреть, какая она на самом деле.
На каком корабле мы с вами полетим? (космическом). Мы будем строить ракету из блоков. А для того, чтобы она была безопасной для полета, мы должны следовать схеме.
Дети строят космический корабль из блоков Дьенеша по алгоритму. Звучит музыка группы «Спейс», на экране взлетающая ракета.
Релаксация – физминутка.
Закройте глаза, сейчас мы летим с огромной скоростью. У вас очень тяжелые руки, ноги, голова. Напрягитесь, почувствуйте эту тяжесть. Но вот мы и вырвались из притяжения Земли, откройте глаза
Воспитатель. Мы с вами на космическом корабле, а что у нас за бортом? Давайте посмотрим в окно. Кто мне может сказать, как называется окно в ракете? (иллюминатор)
Слово очень трудное, повторим его. (2-3 повтора индивидуально)
Что мы можем увидеть в иллюминатор космического корабля?
Появляется слайд с изображением Луны.
Воспитатель. Ребята, что-то случилось, Луна нас не принимает. Нужно назвать произведения, в которых есть упоминание о Луне и объяснить, что такое «спутник».
Молодцы, вы справились с заданием, мы можем прилуниться. Как нас назвать, если мы ступили на чужую планету?
Воспитатель предлагает отдохнуть и потанцевать.
Дети исполняют «Танец пришельцев».
Воспитатель. Луна такая же, какой мы видим ее с Земли? Как вы думаете, что можно найти на поверхности Луны? (предположения детей).
На Луне есть пустыни, горы и даже моря. Но на луне нет ничего живого: ни лесов, ни лугов, ни зверей, ни птиц. Это потому, что на ней нет воздуха, а без воздуха жизнь невозможна. Да и моря там наполнены не водой, а безжизненной лунной пылью.
Вот какое стихотворение написал про лунные моря итальянский писатель Джанни Родари:
У лунного моря особый секрет.
На море оно не похоже.
Воды в этом море ни капельки нет,
И рыбы не водятся тоже.
В волны его невозможно нырнуть,
Нельзя в нём плескаться, нельзя утонуть.
Купаться в том море удобно лишь тем
Кто плавать ещё не умеет совсем!
Воспитатель. Что нам нужно сделать для того, чтобы наша Земля не стала такой же безжизненной? (предположения детей)
Затем педагог предлагает детям вернуться на Землю и провести опыт, который поможет ответить на интересующие нас вопросы.
Опытно - экспериментальная деятельность
Воспитатель. Возьмите мяч и в темноте посветите на него фонариком с разных сторон. Когда свет падает на него сзади, то видна только узкая полоска по краю мяча, а остальная его часть остаётся в тени.
Теперь посветите так, чтоб свет падал на мяч сбоку. Что видно? Освещена лишь половинка мяча.
А если мы направим луч света на мяч спереди, то увидим, что мяч освещён полностью.
Воспитатель. Если представить, что фонарик - это Солнце, а мяч - Луна, попытайтесь объяснить, почему Луна разная.
Педагог выслушивает детей и делает вывод.
Почему Луна с Земли кажется такой, как Солнце по величине?
( показать разницу в величине на примере горошины и мяча).
Далее воспитатель подводит итог: Вы сегодня сделали настоящее открытие для себя. Теперь если кто- то скажет, что светит Луна, вы его поправите и обязательно скажете, что она отражает солнечный свет.
А форма Луны зависит от того, с какой стороны ее освещает Солнце.
Что касается сказки, которую я вам рассказала в начале занятия, то люди придумали ее очень давно, когда еще не могли понять и объяснить многие явления. Вы - умницы, пытливые и любознательные, поэтому сумели найти разгадку этому явлению.