Просмотр содержимого документа
«Конспект познавательного занятия на тему: Кладовая родного края»
Программное содержание.
Формировать у детей познавательную активность через знакомство с богатством родной земли; первоначальные понятия о полезных ископаемых родного края; закреплять знания о неживой природе.
Рассказать, что полезные ископаемые образовались на протяжении долгого времени.
Продолжать формировать умения исследовать природу и делать элементарные выводы.
Расширить знания детей о шахте, о профессии - шахтёр, об использовании полезных ископаемых человеком.
Познакомить детей со свойствами полезных ископаемых ( песок, глина, уголь, мел), сравнить чем они отличаются.
Совершенствовать умение устанавливать причинно- следственные связи, поддерживать беседу, отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями, диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Закрепить умение рассказывать о предмете, составлять рассказ с последовательно развивающимся действием.
Закреплять навыки исследовательской деятельности; умение выявлять свойства и качества предложенных материалов через проведения опытов.
Развивать любознательность, логическое мышление, интерес к природным ресурсам.
Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.
Материалы и оборудование:
Посылка, коллекция полезных ископаемых, схемы: использования полезных ископаемых (уголь, мел, песок, глина), образование угля, материалы для проведения опытов (уголь, мел, песок, глина, лупы, палочки, емкость с водой, тарелочки) ноутбук.
Психогимнастика « Приветсвтвие»
«Я живу в родном краю, Родину свою люблю, И «привет» всегда ей говорю, И в тёплый, и в морозный день Мне здороваться с землёй своей не лень: «Здравствуй, солнце золотое, Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, нежный колосок! Здравствуй, поле, здравствуй, лес, Шум дубрав и детский смех!» - Сегодня к нам в группу пришла посылка. Давайте откроем.
Письмо. « Здравствуйте, дорогие дети!
Я слышала, что вы много знаете о природе. Вот я и решила прислать вам посылку с предметами неживой природы. Я надеюсь вы узнаете, что это за предметы и выполните мои задания. Желаю удачи! Хозяйка Медной горы."
- Как выдумаете, что относится к неживой природе? ( камни, песок, вода, солнце).
- Что вы видите? ( камни, уголь, мел, глина, известняк, мергель, гранит, мрамор, каменная соль)
- Как одним словом можно назвать эти предметы? Полезные ископаемые.
- Почему они называются полезные ископаемые? (Потому, что их добывают из-под земли, они приносят пользу людям.)
- Какие виды полезных ископаемых вы знаете?
Твердые, жидкие и газообразные.
Проводится игра «Полезные ископаемые».
( дети встают в круг, воспитатель называет полезное ископаемое: если оно жидкое, дети идут по кругу; если твердое – просто стоят, взявшись за руки ; если газообразное – разбегаются)
- А чем славится наш край?
Мама мне рассказывала, что наш край славится добычей угля, а еще уголь называют черное золото.
- Что значит черное золото? Уголь- ценное топливо, он приносит огромную пользу, на его добычу затрачивают много труда и средств, а из - за цвета - называют черным.
- Какие вы знаете виды угля ? (каменный, бурый, антрацит)
- Чем он отличается? ( каменный - черный, матовый, бурый - коричневый, антрацит - черный, блестящий)
- А вы знаете как образуется каменный уголь?
Много - много лет назад, когда нас с вами не было, на Земле царил влажный и жаркий климат. Благоприятные условия способствовали росту вечнозеленых лесов. Растения отмирали, перегнивали и погружались в воду. Так получался торф – исходный материал для угля . Позднее торфяные залежи, погружаясь в толщу земной коры, под воздействием давления и высокой температуры превратились в пласты бурого угля, а потом в пласты каменного угля, а затем в антрацит. Поэтому большая часть современных запасов каменного угля образовались более 300 млн. лет назад.
- Как вы думаете, где добывают уголь? Я видел по телевизору, уголь добывают в шахтах.
- А кто может добывать уголь? Шахтеры.
-Труд шахтера очень опасный, тяжелый, поэтому шахтеры должны быть какими? (Отважными, смелыми, сильными, трудолюбивыми).
(Рассказ о работе шахты, используя слайды).
Добыча каменного угля производится глубоко под землёй, в шахтах.
Шахты – это глубокие, тёмные колодцы.
- В стволах шахт устанавливают подъёмные машины. От стволов шахт по направлению к залежам каменного угля роют подземный коридор, там прокладывают рельсы, делают освещение. Шахтёры добывают уголь с помощью специальных отбойных молотков. Добытый уголь грузят в особые вагонетки и на них его перевозят до ствола шахты. Здесь подъёмные машины поднимают уголь на поверхность земли.
Там его грузят в вагоны и везут туда, где он нужен.
Слайд" Как используют уголь"
- Для каких целей используют уголь?
1.Уголь используют для отопления домов, заводов, фабрик.
2. Уголь нужен для получения света.
3. Мне мама читала в энциклопедии, что уголь ничем не пахнет, и его применяют при изготовлении духов и сиропа для конфет и пирожных.
4.Уголь применяют для производства красок.
5. Уголь используют с в медицине, для производства лекарств.
6.Из угля получают самое лучшее стекло.
- Молодцы, вы справились с этим заданием.
- А здесь в посылке и загадка.
Загадка.
Белый маленький комочек
Он лежит в моей руке
Им рисуют на асфальте
Буквы пишут на доске ( мел)
- Как образуется мел?
В океане существуют разные мельчайшие животные и растения. Некоторые одноклеточные животные имеют панцирь, который состоит из извести. Когда они умирают, то панцирь опускается на дно океанов. Образуется толстый слой панцирей, из которых после образуются известняки, которые становятся мягкими, а мы их уже называем мелом. Но большая часть мела образуется из водорослей, которые имеют известковые наросты.
- Где добывают мел? ( в карьерах)
-А что такое карьер? Карьер – это громадная вырытая в земной поверхности скважина.
- Как вы думаете, где мел используется?
Таблица " Где используют мел?
- Мелом рисуют на доске; на асфальте.
- Мел - составная часть зубных паст.
- Мел необходим для производства резины.
- Мел применяют в медицине, при производстве лекарств.
- Мел используют для побелки деревьев, окраски стен.
- Мел нужен для производства бумаги.
Физкультминутка.
По дорожке мы пойдем, много камешков найдем.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем ,как зайки.
Стоп! Немного отдохнем
И домой пешком пойдем.
- Хорошо, и с этим заданием справились.
- Посмотрите, что у меня в стаканчиках? ( песок и глина).
Ветер и вода разрушают камни, в результате чего образуется песок и глина.
На земле существуют «поющие» пески, способные под действием ветра или при ходьбе по ним издавать звуки. Эти звуки издают многочисленные песчинки, которые скатываются по склонам.
При попадании молнии в песок образуются стеклянные фигуры.
Песок может быть довольно опасен. Существуют зыбучие пески с пониженной вязкостью и высокой плотностью. В них очень легко увязнуть и для того, чтобы выбраться из такого песка, нужно приложить колоссальные усилия.
- А где применяется песок и глина?
Таблица: " Где используют и что изготавливают из песка и глины"
1. Песок и глину используют в строительстве
2.Они необходимы для производства кирпичей.
3.Их используют в медицине, глиняная ванна и маски очищают кожу тела, а песочная ванна - утоляет боль при болезни позвоночника, суставов.
4.Из песка и глины производят посуду.
- Чем отличается песок и глина?
Песок - сыпучий, а глина нет.
Давайте проверим. Дети садятся за столы.
- Как вы думаете, что легче высыпать песок или глину?
Дети берут ложечку песка и глины и высыпают на тарелочки
- Что мы видим? Песок высыпается легче.
- Почему? Он - сыпучий.
- А глина сыпучая? Нет, она сыпется комками.
Мы убедились, песок - сыпучий, рыхлый, а глина - нет, она плотнее.
Дети берут лупу.
- Из чего состоит песок? Из песчинок
- Похожи ли песчинки одна на другую? Нет
- Песчинки очень маленькие, круглые, не прилипают друг к другу.
- Видны ли такие песчинки в глине? а в глине - песчинки слиплись.
- Скажите, а где можно встретить много песка? В пустыне.
(рассматривание иллюстраций песчаной пустыни, на которой изображены барханы).
- А вы знаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки?
- Подойдите ко мне. В банках ( на боку)тонким слоем лежат песок и глина
- Если мы создадим легкий ветер ( через трубочку в крышке дую в банку), что происходит? Песок в банке сдувается
-Что мы можем сказать? Песок при воздействии ветра движется.
Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.
- А как вы думаете, глина будет сдуваться? Глина - сдувается труднее или совсем не сдувается.
- Почему? Песчинки в песке легче, чем в глине.
- Если мы в стаканчики нальем воды, где быстрее вода впитается в песке или глине? Почему?
Дети в стаканчики наливают воду.
- В песке вода впитывается быстрее, потому что песок быстрее пропускает воду, чем глина.
- Из чего легче лепит из глины или песка? Из глины.
- Почему? Она пластичная, похожа на пластилин.
Когда глина высыхает, её частицы прочно слипаются между собой. Поэтому фигурки, сделанные из глины, не рассыпаются, как песчаные, а сохраняют свою форму, становятся твёрдыми.
Если глиняную фигурку обжечь на углях, то глина становится твёрдой и прочной, как камень.
Возьмите уголь и мел.
- Чем они похожи? (Твёрдые – сжать в руке, маркие – оставляют след на руках.)
-А чем они отличаются друг от друга? (Уголь блестящий, чёрный, а мел шероховатый, белый, матовый.)
- Как вы считаете, уголь и мел прочные?
- Как проверить?
- Подойдите ко мне и попробуем молотком расколоть уголь, мел, завернутый в пленку.
- Как вы думаете, что быстрее расколится?
Мел, потому что он мягче угля, когда ним пишут он крошится.
- А, если мы мел и уголь опустим в воду, что с ними произойдет?
Они утонут.
- Почему? Мел и уголь тяжелее воды.
- Как вы думаете, изменится цвет воды?
Дети опускают в воду уголь и мел, мешают палочкой.
- Что мы видим?
В стаканчике с углем цвет не меняется, потому что уголь не растворяется, а вода с мелом помутнела, мел растворяется в воде.
- Ребята, хотите я вам покажу фокус.
Посмотрите у меня два стакана, что в них ( вода). Я бросаю в оба стакана мел.
- Что происходит? В одном мел растворяется, в другом - вода начала бурлить.- Почему?- Давайте понюхаем, что в этом стакане? ( Уксус)
Мел при соприкосновении с уксусной кислотой превращается в другие вещества, одно из которых — углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков. Точно также, но очень медленнее разрушаются каменные статуи из-за слабого раствора кислоты, содержащегося в каплях в дождя.
Итог.
- Молодцы, вы справились со всеми заданиями и познакомились с полезными ископаемыми родного края, их свойствами.
- Как вы думаете, запасы полезных ископаемых безграничны?
Полезные ископаемые - это клад нашей Земли. Поэтому , как любой клад их нужно беречь и рационально использовать то, что дает природа.