kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект познавательного занятия на тему: Кладовая родного края

Нажмите, чтобы узнать подробности

формировать познавательную активностьчерез знакомство с богатством родной земли, дать первоначальное понятие полезные ископаемые

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект познавательного занятия на тему: Кладовая родного края»

Программное содержание.


Формировать у детей познавательную активность через знакомство с богатством родной земли; первоначальные понятия о полезных ископаемых родного края; закреплять знания о неживой природе.

Рассказать, что полезные ископаемые образовались на протяжении долгого времени.

Продолжать формировать умения исследовать природу и делать элементарные выводы.

Расширить знания детей о шахте, о профессии - шахтёр, об использовании полезных ископаемых человеком.

Познакомить детей со свойствами полезных ископаемых ( песок, глина, уголь, мел), сравнить чем они отличаются.

Совершенствовать умение устанавливать причинно- следственные связи, поддерживать беседу, отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями, диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Закрепить умение рассказывать о предмете, составлять рассказ с последовательно развивающимся действием.

Пополнить лексический словарь, обозначающие предметы, действия, признаки.

Закреплять навыки исследовательской деятельности; умение выявлять свойства и качества предложенных материалов через проведения опытов.

Развивать любознательность, логическое мышление, интерес к природным ресурсам.

Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

Материалы и оборудование:

Посылка, коллекция полезных ископаемых, схемы: использования полезных ископаемых (уголь, мел, песок, глина), образование угля, материалы для проведения опытов (уголь, мел, песок, глина, лупы, палочки, емкость с водой, тарелочки) ноутбук.









Психогимнастика « Приветсвтвие»



«Я живу в родном краю, 
Родину свою люблю,
И «привет» всегда ей говорю,
И в тёплый, и в морозный день
Мне здороваться с землёй своей не лень:
«Здравствуй, солнце золотое, 
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, нежный колосок!
Здравствуй, поле, здравствуй, лес,
Шум дубрав и детский смех!»

- Сегодня к нам в группу пришла посылка. Давайте откроем.

Письмо. « Здравствуйте, дорогие дети!

Я слышала, что вы много знаете о природе. Вот я и решила прислать вам посылку с предметами неживой природы. Я надеюсь вы узнаете, что это за предметы и выполните мои задания. Желаю удачи! Хозяйка Медной горы."

- Как выдумаете, что относится к неживой природе? ( камни, песок, вода, солнце).

- Что вы видите? ( камни, уголь, мел, глина, известняк, мергель, гранит, мрамор, каменная соль)

- Как одним словом можно назвать эти предметы? Полезные ископаемые.

- Почему они называются полезные ископаемые? (Потому, что их добывают из-под земли, они приносят пользу людям.)

- Какие виды полезных ископаемых вы знаете?

Твердые, жидкие и газообразные.

Проводится игра «Полезные ископаемые».

( дети встают в круг, воспитатель называет полезное ископаемое: если оно жидкое, дети идут по кругу; если твердое – просто стоят, взявшись за руки ; если газообразное – разбегаются)

- А чем славится наш край?

Мама мне рассказывала, что наш край славится добычей угля, а еще уголь называют черное золото.

- Что значит черное золото? Уголь- ценное топливо, он приносит огромную пользу, на его добычу затрачивают много труда и средств, а из - за цвета - называют черным.

- Какие вы знаете виды угля ? (каменный, бурый, антрацит)

- Чем он отличается? ( каменный - черный, матовый, бурый - коричневый, антрацит - черный, блестящий)

- А вы знаете как образуется каменный уголь?

Много - много лет назад, когда нас с вами не было, на Земле царил влажный и жаркий климат. Благоприятные условия способствовали росту вечнозеленых лесов. Растения отмирали, перегнивали и погружались в воду. Так получался торф – исходный материал для угля . Позднее торфяные залежи, погружаясь в толщу земной коры, под воздействием давления и высокой температуры превратились в пласты бурого угля, а потом в пласты каменного угля, а затем в антрацит. Поэтому большая часть современных запасов каменного угля образовались более 300 млн. лет назад.

- Как вы думаете, где добывают уголь? Я видел по телевизору, уголь добывают в шахтах.

- А кто может добывать уголь? Шахтеры.

-Труд шахтера очень опасный, тяжелый, поэтому шахтеры должны быть какими? (Отважными, смелыми, сильными, трудолюбивыми).

(Рассказ о работе шахты, используя слайды).

Добыча каменного угля производится глубоко под землёй, в шахтах.

Шахты – это глубокие, тёмные колодцы.

- В стволах шахт устанавливают подъёмные машины. От стволов шахт по направлению к залежам каменного угля роют подземный коридор, там прокладывают рельсы, делают освещение. Шахтёры добывают уголь с помощью специальных отбойных молотков. Добытый уголь грузят в особые вагонетки и на них его перевозят до ствола шахты. Здесь подъёмные машины поднимают уголь на поверхность земли.

Там его грузят в вагоны и везут туда, где он нужен.

Слайд" Как используют уголь"

- Для каких целей используют уголь?

1.Уголь используют для отопления домов, заводов, фабрик.

2. Уголь нужен для получения света.

3. Мне мама читала в энциклопедии, что уголь ничем не пахнет, и его применяют при изготовлении духов и сиропа для конфет и пирожных.

4.Уголь применяют для производства красок.

5. Уголь используют с в медицине, для производства лекарств.

6.Из угля получают самое лучшее стекло.

- Молодцы, вы справились с этим заданием.







- А здесь в посылке и загадка.

Загадка.

Белый маленький комочек

Он лежит в моей руке

Им рисуют на асфальте

Буквы пишут на доске ( мел)

- Как образуется мел?

В океане существуют разные мельчайшие животные и растения. Некоторые одноклеточные животные имеют панцирь, который состоит из извести. Когда они умирают, то панцирь опускается на дно океанов. Образуется толстый слой панцирей, из которых после образуются известняки, которые становятся мягкими, а мы их уже называем мелом. Но большая часть мела образуется из водорослей, которые имеют известковые наросты.

- Где добывают мел? ( в карьерах)

-А что такое карьер? Карьер – это громадная вырытая в земной поверхности скважина.

- Как вы думаете, где мел используется?

Таблица " Где используют мел?

- Мелом рисуют на доске; на асфальте.

- Мел - составная часть зубных паст.

- Мел необходим для производства резины.

- Мел применяют в медицине, при производстве лекарств.

- Мел используют для побелки деревьев, окраски стен.

- Мел нужен для производства бумаги.

Физкультминутка.

По дорожке мы пойдем, много камешков найдем.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем ,как зайки.

Стоп! Немного отдохнем

И домой пешком пойдем.

- Хорошо, и с этим заданием справились.

- Посмотрите, что у меня в стаканчиках? ( песок и глина).

- Чем они похожи? Песок и глина желтого цвета.

- Какого еще цвета бывает песок и глина?

коричневого, жёлтого, белого, красного, серого, чёрного.

- Как вы думаете, как образовались песок и глина?

Ветер и вода разрушают камни, в результате чего образуется песок и глина.

На земле существуют «поющие» пески, способные под действием ветра или при ходьбе по ним издавать звуки. Эти звуки издают многочисленные песчинки, которые скатываются по склонам.

При попадании молнии в песок образуются стеклянные фигуры.

Песок может быть довольно опасен. Существуют зыбучие пески с пониженной вязкостью и высокой плотностью. В них очень легко увязнуть и для того, чтобы выбраться из такого песка, нужно приложить колоссальные усилия.

- А где применяется песок и глина?

Таблица: " Где используют и что изготавливают из песка и глины"

1. Песок и глину используют в строительстве

2.Они необходимы для производства кирпичей.

3.Их используют в медицине, глиняная ванна и маски очищают кожу тела, а песочная ванна - утоляет боль при болезни позвоночника, суставов.

4.Из песка и глины производят посуду.

- Чем отличается песок и глина?

Песок - сыпучий, а глина нет.

Давайте проверим. Дети садятся за столы.

- Как вы думаете, что легче высыпать песок или глину?

Дети берут ложечку песка и глины и высыпают на тарелочки

- Что мы видим? Песок высыпается легче.

- Почему? Он - сыпучий.

- А глина сыпучая? Нет, она сыпется комками.

Мы убедились, песок - сыпучий, рыхлый, а глина - нет, она плотнее.

Дети берут лупу.

- Из чего состоит песок? Из песчинок

- Похожи ли песчинки одна на другую? Нет

- Песчинки очень маленькие, круглые, не прилипают друг к другу.

- Видны ли  такие песчинки в глине? а в глине -  песчинки слиплись.

- Скажите, а где можно встретить много песка? В пустыне.

(рассматривание иллюстраций песчаной пустыни, на которой изображены барханы).

- А вы знаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки?

- Подойдите ко мне. В банках ( на боку)тонким слоем лежат песок и глина

- Если мы создадим легкий ветер ( через трубочку в крышке дую в банку), что происходит? Песок в банке сдувается

-Что мы можем сказать? Песок при воздействии ветра движется.

Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.

- А как вы думаете, глина будет сдуваться? Глина - сдувается труднее или совсем не сдувается.

- Почему? Песчинки в песке легче, чем в глине.

- Если мы в стаканчики нальем воды, где быстрее вода впитается в песке или глине? Почему?

Дети в стаканчики наливают воду.

- В песке вода впитывается быстрее, потому что песок быстрее пропускает воду, чем глина.

- Из чего легче лепит из глины или песка? Из глины.

- Почему? Она пластичная, похожа на пластилин.

Когда глина высыхает, её частицы прочно слипаются между собой. Поэтому фигурки, сделанные из глины, не рассыпаются, как песчаные, а сохраняют свою форму, становятся твёрдыми.

Если глиняную фигурку обжечь на углях, то глина становится твёрдой и прочной, как камень.

Возьмите уголь и мел.

- Чем они похожи? (Твёрдые – сжать в руке, маркие – оставляют след на руках.)

-А чем они отличаются друг от друга? (Уголь блестящий, чёрный, а мел шероховатый, белый, матовый.)

- Как вы считаете, уголь и мел прочные?

- Как проверить? 

- Подойдите ко мне и попробуем молотком расколоть уголь, мел, завернутый в пленку.

- Как вы думаете, что быстрее расколится?

Мел, потому что он мягче угля, когда ним пишут он крошится.

- А, если мы мел и уголь опустим в воду, что с ними произойдет?

Они утонут.

- Почему? Мел и уголь тяжелее воды.

- Как вы думаете, изменится цвет воды?

Дети опускают в воду уголь и мел, мешают палочкой.

- Что мы видим?

В стаканчике с углем цвет не меняется, потому что уголь не растворяется, а вода с мелом помутнела, мел растворяется в воде.

- Ребята, хотите я вам покажу фокус.

Посмотрите у меня два стакана, что в них ( вода). Я бросаю в оба стакана мел.

- Что происходит? В одном мел растворяется, в другом - вода начала бурлить.- Почему?- Давайте понюхаем, что в этом стакане? ( Уксус)

Мел при соприкосновении с уксусной кислотой превращается в другие вещества, одно из которых — углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков. Точно также, но очень медленнее разрушаются каменные статуи из-за слабого раствора кислоты, содержащегося в каплях в дождя.



Итог.

- Молодцы, вы справились со всеми заданиями и познакомились с полезными ископаемыми родного края, их свойствами.

- Как вы думаете, запасы полезных ископаемых безграничны?

Полезные ископаемые - это клад нашей Земли. Поэтому , как любой клад их нужно беречь и рационально использовать то, что дает природа.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект познавательного занятия на тему: Кладовая родного края

Автор: Игнатеня Ирина Ярославовна

Дата: 07.02.2018

Номер свидетельства: 455510

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект урока на тему: "Моя малая родина" "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-na-tiemu-moia-malaia-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "130905"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416033023"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Конспект  интегрированной ОУД с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича "Телемост Англия - Казахстан" "
    ["seo_title"] => string(119) "konspiekt-intieghrirovannoi-oud-s-ispol-zovaniiem-razvivaiushchikh-ighr-v-v-voskobovicha-tieliemost-anghliia-kazakhstan"
    ["file_id"] => string(6) "206309"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430148902"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока окружающего мира по теме "Где зимуют птицы?""
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-gdie-zimuiut-ptitsy"
    ["file_id"] => string(6) "258387"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448477014"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства