Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по речевому развитию»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №8 "Белоснежка"
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по речевому развитию для детей 5-6 лет
Тема: Пересказ сказки «Лиса и кувшин»
Дата проведения: 29.01 2018г
Составила: Н.П. Мельчукова
город Мегион, 2018г.
Цель: развитие связной речи детей
Задачи:
- учить выразительно рассказывать сказку;
-закреплять умение подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными словами;
-развивать диалогическую речь, мышление;
- воспитывать ответственное отношение к своим поступкам, умение анализировать поступки свои и других, усидчивость, уважительное отношение к товарищам, любовь к русскому фольклору.
Тип НОД:тематическое
Форма НОД:игровое
Оборудование: текст сказки "Лиса и кувшин", игрушка или картинка Домового, сундучок, картинки для игры «Угадай, какое слово заблудилось» презентация "Лиса и кувшин" или картинки к сюжету сказки, музыкальная подборка (попевка, сказочная музыка) интерактивная доска, ноутбук, магнитная доска (мольберт), магнитофон или музыкальная колонка
Предварительная работа: чтение сказок о лисе («Снегурушка и лиса», «Заюшкина избушка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лиса и медведь» и др.); просмотр мультфильма "Приключения домовенка Кузи" рассматривание иллюстраций к сказкам; театрализация сказки «Лиса и журавль»
Литература:
1. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. книга для воспитателей детского сада\О. С. Ушакова,А. Г. Арушанова,А. И. Максаков,Е. М. Струнина,Т. М. Юртайкина. Под ред. О. С. Ушаковой. -М.: Изд-во «Совершенство»,1999.-384с.
2. Презентация/ lisa-i-kuvshin_mhvuh.pptx
Ход НОД
1. Организационный момент
Воспитатель: ребята, сегодня к нам пришли гости. Посмотрите на них и давайте вспомним, как можно поприветствовать гостей. Можно сказать «Здравствуйте», это пожелание здоровья. Какие еще приветствия вы знаете?
Дети: исполняют музыкальную попевку "Доброе утро" с движениями.
Воспитатель: я думаю, что нашим гостям приятно. Не так ли?
Гости: отвечают.
2. Подготовительный момент:
(Раздается стук)
Воспитатель: дети, вы слышите стук?Кто это может быть? Подождите, я посмотрю.
(Подходит к двери, возвращается с игрушкой или картинкой Домовенка)
Воспитатель: ребята, это Домовой Нафаня, друг Домовенка Кузи.
Домовой (играет роль сам воспитатель): здравствуйте, дети!
Дети: здравствуйте.
Воспитатель: ребята, я вам хочу сказать по секрету: домовые живут много-много лет, очень много знают сказок, небылиц, разных историй. Вот и сегодня Домовой пришел к нам со своим сундучком (показывает детям сундучок). Этот сундучок Нафаня всегда носит с собой, он не простой - волшебный, сказочный!
Воспитатель: А вы хотите узнать, что принёс нам сегодня Нафаня?
Ребята, я предлагаю вам отправиться в далекое прошлое наших дедушек-прадедушек, бабушек-прабабушек, когда урожай хлеба на полях убирали не комбайнами, а вручную с помощью серпа (показать картинку серпа на слайде).
Работа была очень трудная. Приходилось вставать до рассвета и отправляться в поле. «Некогда лежать, когда пора жать.» - говорили люди. Скошенные растения увязывали в снопы. Это пора называлась «жатва».
(Картинка убирается)
3.Основной этап:
И вот, что однажды случилось во времяжатвы …
1). Чтение сказки «Лиса и кувшин»
Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда - головы из кувшина вытащить не может.
Ходит лиса, головой мотает и говорит:
- Ну, кувшин, пошутил, да и будет, - отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать, - поиграл, да и полно!
Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь.
Рассердилась лиса:
- Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю.
Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.
2). Словарная работа
Воспитатель объясняет детям значение слова «жать-убирать хлеб». Срезать под корень стебли хлебных растений.
Кувшин – это сосуд с узким горлышком.
3). Беседа по сказке «Лиса и кувшин»
Воспитатель: о чем рассказывается в этой сказке?
Дети: о том, как лиса попала в кувшин.
Воспитатель: как она попала в кувшин?
Дети: она подобралась к кувшину, сунула в него голову.
Воспитатель: как она сначала разговаривала с кувшином?
Дети: ласково…она его просила.
Воспитатель: какие слова она говорила? (Повторите с соответствующей интонацией)
Дети:кувшинушко, голубчик!
Воспитатель: как лиса стала потом говорить?
Дети: сердито, она угрожала кувшину
Воспитатель: какие слова она говорила? (Повторите с соответствующей интонацией)
Дети: «Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю»
Воспитатель: чем заканчивается сказка?
Дети: лиса хотела утопить кувшин, но утонула сама.
Воспитатель: ребята, Домовые не только сказки рассказывают, но и любят играть. Давайте с Нафаней поиграем в игру-физминутку "Лиса"
4). Физминутка «Лиса».
У лисицы острый нос (показываем «острый» носик) У нее пушистый хвост (показываем руками сзади «хвост») Шуба рыжая лисы (поглаживаем себя по плечам, рукам) Несказанной красоты Лиса важно похаживает (идем важно, покачиваясь) Шубу пышную поглаживает (поглаживаем себя по плечам, рукам)
5). Повторное чтение сказки (воспитатель читает сказку и одновременно выставляет картинки на слайде)
Домовой: ребята, я хочу убрать сказку в свой сундучок, но у меня это не получается. Что же делать? (делает задумчивый вид). Вспомнил! Для того чтобы сказка жила в сундучке ее надо пересказать! Поможете?
Дети: ответы
Домовой: внимательно послушайте сказку снова, а потом вы будете ее рассказывать.
(выставляется 1 картинка на слайде или магнитной доске)
Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком.
Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда - головы из кувшина вытащить не может.
(выставляется 2 картинка на слайде или магнитной доске)
Ходит лиса, головой мотает и говорит:
- Ну, кувшин, пошутил, да и будет, - отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать, - поиграл, да и полно!
Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь. Рассердилась лиса:
- Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю.
(выставляется 3 картинка на слайде или на магнитной доске)
Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.
6). Пересказ(с помощью картинок подсказок)
Домовой: ребята, вы готовы пересказать сказку?
Дети: ответы
Воспитатель: попробуем побыть героями сказки Лиса и кувшин. Сколько детей нам понадобится для пересказа?
Дети: двое - автор и лиса.
(вызываются двое детей для пересказа. Один из них должен рассказывать сказку, другой –говорить за лису.)
(Выставляется 1 картинка)
Автор: -Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда - головы из кувшина вытащить не может. Ходит лиса, головой мотает и говорит:
(выставляется 2 картинка)
Лиса:- Ну, кувшин, пошутил, да и будет, - отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать, - поиграл, да и полно!
Автор: -Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь. Рассердилась лиса:
Лиса:- Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю.
(выставляется 3 картинка)
Автор: -Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.
(После двух пересказов воспитатель спрашивает у детей, чья сказка им больше понравилась и почему?)
7). Игра "Скажи по-другому"(подбор синонимов)
Воспитатель: дети, а в сказке я услышала интересное предложение: «Побежала лиса к реке». Как можно сказать по-другому? Придумайте вместо слова «побежала» другое слово.
Воспитатель: молодцы! Как много слов вы знаете. А попробуйте придумать другое слово вместо слов «медленно побежала».
Дети: потрусила, поплелась, побрела, пошагала.
Воспитатель: подобралась к кувшину, головой мотает, вытащить не может.
Дети: ответы
Воспитатель: молодцы! Справились и с этим заданием.
8). Игра «Угадай, какое слово заблудилось».
Воспитатель: ребята, чтобы точно сказка осталась в сундучке, давайте поиграем в игру «Угадай, какое слово заблудилось».
Воспитатель: почему так называется игра, вы сейчас сами догадаетесь.
(Вызываются четыре ребенка, которым называют слова, дают картинки с обозначением слов. Первый ребенок становится словом «рыжая», второй –«лиса», третий - «вылакала», четвертый - «молоко».
Воспитатель: повторите свои слова, чтобы дети их запомнили.
Дети: повторяют слова
Воспитатель: дети "перемешались". А теперь давайте прочитаем, что получилось. Дети «читают» получившееся предложение.
Воспитатель: а сейчас какое предложение получилось? Вам понятно?
Дети: нет.
Воспитатель: догадались, почему игра так называется?
Дети: ……
Воспитатель: правильно, слова стоят не по порядку, они «заблудились», и поэтому не очень понятно, что же говорится о лисе. Подумайте, что нужно сделать, чтобы предложение стало понятным?
Дети: переставить слова.
Воспитатель: как будет правильно?
Дети: предлагают варианты перестановок. Каждый раз называют слова в новой последовательности. (Рыжая лиса вылакала молоко, ….)
Воспитатель: хвалит детей
4. Итоговый момент:
(звучит сказочная музыка)
Домовой: ребята, а сказка снова оказалась в моем сундучке.
Воспитатель: как вы думаете почему?
Дети: ответы
Воспитатель: ребята, чему нас учит эта сказка?
Дети: ответы
Воспитатель: подводит итог, что нельзя брать чужие вещи, если бы лиса не взяла без спросу кувшин с молоком и беды бы не приключилось. Спасибо тебе, Нафаня за поучительную сказку!
5.Информационный момент
Домовой: не забывайте, что брать чужое без спроса нельзя.
Хорошо, что вы это знаете, я думаю вы будете всегда помнить и соблюдать это правило!
В моем сундучке есть и другие сказки про лису, она любит чужое брать, не выполняет это правило, поэтому часто попадает в неприятные ситуации. Какие? А вот вы с мамами прочитаете другие сказки про лису, а я приду к вам и вы мне о них расскажите! Мне пора уходить, до свидания, ребята!
object(ArrayObject)#875 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(288) "Конспект НОД по развитию связной монологической речи у детей старшей группы по теме "Составление описательных рассказов о профессиях с опорой на план-схему""
["seo_title"] => string(80) "konspiekt_nod_po_razvitiiu_sviaznoi_monologhichieskoi_riechi_u_dietiei_starshiei"
["file_id"] => string(6) "358881"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1479139128"
}
}