Занятия по развитию речи по теме: «Домашние животные».
Цель: Развитие монологической речи.
Задачи: Расширять представления о жизни и содержании домашних животных, активизировать образные слова, эпитеты, точные глаголы. Закреплять знания частей тела.
чтение художественной литературы по данной теме, слушание сказок о домашних животных на аудиокассетах, рассматривание иллюстраций к сказкам, составление описательных рассказов по картине, наблюдение за домашними животными, рассказ педагога о роли домашних животных в жизни человека, разучивание разминки «Буренушка», беседа с детьми о жителях деревни.
Последующая работа
совместное раскрашивание «чудесного животного», чтение сказок о домашних животных.
Ход занятия:
Ребята, вот сейчас я загадаю загадки о домашних животных, а вы отгадайте о каких:
-С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Лыко дерет,
А лаптей не плетет. (Коза)
-Голодная мычит,
Сытая жует,
Всем ребятам молоко дает. (Корова).
-Спереди пятачок,
Сзади-крючок,
Посередине спинка,
А на ней щетинка. (Поросенок).
-В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу. (Собака).
-Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Чисто умывается, а с водой не знается. (Кошка).
Игра «Чей детеныш»
В этой игре нам понадобятся картинки с изображением диких и домашних животных и их детёнышей. Детёныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти. Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей.
Пример: Корова ищет…(телёнка). Вот телёнок.
Лошадь ищет…(жеребёнка).
Свинья ищет…(поросёнка).
Собака ищет…(щенка).
Кошка ищет…(котёнка).
Коза ищет…(козлёнка).
Овца ищет…(ягнёнка).
Лисица ищет…(лисёнка).
Зайчиха ищет…(зайчонка).
Волчица ищет…(волчонка).
Ежиха ищет…(ежонка).
Медведица ищет…(медвежонка).
Белка ищет…(бельчонка).
В конце игры можно спросить ребёнка, каких животных он поселил бы в лесу, а каких рядом с домом человека. Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие животные.) Как называются животные, живущие рядом с человеком? (Домашние животные.)
Игра «Один - много»
Воспитатель: У дедушки и бабушки - по одному домашнему животному, а в деревне их много. У бабушки есть корова, а у соседей...
Дети: Коровы.
Воспитатель: У бабушки есть теленок, а у соседей...
Дети: Телята.
Воспитатель: У дедушки есть лошадь, а у соседей...
Дети: Лошади.
Воспитатель: У дедушки есть жеребенок, а у соседей есть...
Так один ребенок описывает домашнее животное, а остальные добавляют.
Воспитатель: Рассмотрите картинки, как можно назвать их одним словом?
Дети: Это домашние животные.
Воспитатель: Какие они?
Дети: Добрые, полезные, нужные...
Пальчиковая игра для разминки:
Тихо – тихо снег идет, Взмахи кистями рук вверх, вниз.
Белый снег, мохнатый. Перебирать пальчиками.
Мы расчистим снег и лед, Сжимать и разжимать пальчики
Во дворе лопатой. Хлопки
Игра «Чудесное животное».
Воспитатель: Предлагаю вам, ребята, придумать чудесное домашнее животное. Какие полезные части возьмем от разных домашних животных?
1-й ребенок: От коровы - рога и вымя, она будет защищаться от врагов и давать вкусное молоко.
Ребенок выходит к доске и «рисует» (создает точки) на ватмане рога и вымя.
Воспитатель:Чьи рога нарисовали?
Дети: Коровьи.
Логопед: А вымя чье?
Дети: Коровье.
2-й ребенок: От овцы пушистую шерсть.
Выходит к доске и «рисует» шерсть.
Воспитатель: Чью шерсть нарисовали?
Дети: Овечью.
3-й ребенок: От лошади - длинные стройные ножки, чтобы наше животное хорошо бегало и умело скакать.
«Рисует» ноги лошади.
Воспитатель: Чьи ноги нарисованы?
Дети: Лошадиные.
4-й ребенок: От свиньи - туловище и пятачок, пусть будет толстенькое и веселое.
«Рисует» туловище и пятачок животному.
Воспитатель: Чье туловище?
Дети: Свинье.
Вос: Чей пятачок?
Дети: Свиной.
5-й ребенок: От кошки - чуткие ушки, они помогут вовремя услышать и спастись от врагов.
Выходит и «рисует» ушки.
Воспитатель: Чьи ушки?
Дети: Кошачьи.
6-й ребенок: От собаки - хвостик, он будет весело помахивать.
«Рисует» хвостик.
Воспитатель: Чей хвостик нарисовали?
Дети: Собачий.
Воспитатель: Чем хорошо такое животное?
Ответы детей.
Воспитатель:: Чем плохо такое необыкновенное домашнее животное? Ответы детей.
Итог: А каких животных мы говорили? Чем дикие животные отличаются от домашних? Из каких частей тела состоит домашнее животное? Какую пользу приносят домашние животные?