Тема: «Птицы весной».
Цель занятия:
- Закрепить название весенних месяцев и признаков природы.
2. Различать и называть птиц, используя в ответе «перелетные птицы».
3. Учить загадывать и отгадывать загадки.
4. Основная задача: учить детей образовывать новые слова
· Прилагательные и существительные
· Сложные слова из двух простых
5. Читать слоги ,образовывать слова из разрозненных слогов и читать их.
6. Закреплять названия детенышей птиц
7. Называть домики птиц.
8. Пересказ с элементами драматизации сказки «Где мой домик?».
Речевой материал:
Существительные:
Птица,ворон,сорока,голубь,дктел,ласточка,скворец,воробей,грач,соловей, жаворонок, кукушка, стая, дупло, голубятня, скворечник.
Прилагательные:
Воробьиный, воронье, снегириная, утиная, гусиная, воронья, журавлиная, красногрудая, белобокая, длиннохвостая, сладкоголосая.
Глаголы:
Полететь, свить, покаркать.
1 часть: Организационный момент: (звучат в грамзаписи голоса птиц, дать детям послушать). Воспитатель: Займет свое место тот, кто назовет любую птицу (дети сели на стульчики.)
2 часть: Воспитатель: Послушайте загадку. О каком она времени года? Она приходит с ласкою И со своею сказкою . Волшебной палочкой взмахнет, В лесу подснежник расцветет.(весна)
3 часть: Воспитатель:
- Назовите приметы весны (назвали)
· Какие птицы прилетают весной?
· Как одним словом назвать птиц, которые осенью улетают, а весной возвращаются?
· Какие загадки вы знаете о птицах?
(дети загадывают загадки ,а воспитатель выставляет картинки с изображением птиц)
Как называется большая группа птиц? (стая)
Как будет называться стая воробьев, снегирей, ворон, уток, журавлей, гусей?
4 часть:Игра: «скажи правильно».Воспитатель спрашивает:
- Если у птицы красная грудка, она какая? (красногрудая)
· Если у птицы длинный хвост? (длиннохвостая)
· Про какую птицу говорят длиннохвостая? (сорока)
· Если у птицы черная голова? (черноголовая)
· Если у птицы белый бок? (белобокая)
· Если у птицы «сладкий голос» (сладкоголосая - соловей)
Физкультминутка «птицы»
Птицы в гнездышках сидят и по сторонам глядят
Погулять птенцы хотят, из гнезда они летят.
На березку птички сели, головою повертели
И обратно улетели.
Налетались, утомились, в свои гнезда возвратились.
5 часть: Игра: «зашифрованное слово»
Воспитатель обращает внимание детей на пособие «дерево. На этом дереве скрываются птицы, а какие вы узнаете, если прочитаете слоги и поменяете их местами.
(дети читают слоги, а из слогов образуют слова: голуби, дятел, скворец, воробей )
Назовите домики, в которых живут эти птицы.
Голуби -в голубятне; Скворец – в скворечнике;
Дятел- в дупле; Воробей- в гнезде.
Динамическая пауза.
Воспитатель: Ребята, весной у птиц появляются птенцы, они любопытные и непослушные , как и все дети.
Стихотворение «птичка»
Воспитатель: как называются птенцы у скворца?
Дети: Скворчата
Вос-тель: Как называются птенцы у кукушки?
Дети: Кукушата
Вос-тель: А если он один?
Дети: Кукушонок
Вос-тель: Как называются птенцы у галки?
Дети: Галчата
Вос-тель: Как называются птенцы у воробья?
Дети: Воробушки
А с воробышком приключилась вот какая история. (Пересказ с элементами драматизации сказки « Где мой домик ?»
Сказка
Оборудование : шапочки с изображением птиц.
Вос-тель: Жил-был воробышек со своей мамой воробьихой. Однажды он решил полетать, посмотреть, что кругом творится.
Мама- воробьиха: Далеко не улетай и запомни: наш домик воробьиный
Вос-тель: Воробышек летал, летал и не заметил , как заблудился .Страшно ему стало.
Воробышек: Где моя мама? Где мой домик?
Вос-тель: Стал бедный птенчик стучаться в каждый домик и спрашивать: «Чей это домик?»
Подлетел он к вороньему гнезду и спрашивает :
Воробышек: скажите пожалуйста ,чей это домик?
Ворона: А тебе чей нужен?
Воробышек: Воробьиный.
Ворона: Нет, это не воробьиный домик, а воронье гнездо. Здесь я живу, ворона.
Вос-тель: заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит чей-то домик, постучал и спрашивает
Воробышек: Чей это домик?
Дятел: А тебе чей нужен?
Воробышек: Воробьиный.
Дятел: Нет, это не воробьиный домик, а дупло дятла. Здесь я живу, дятел.
Вос-тель: Заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит чей-то домик , стучится и спрашивает:
Воробышек: Чей это домик?
Скворец: А чей тебе нужен?
Воробышек: Воробьиный.
Скворец: Нет, это не воробьиный домик, а скворечник. Здесь живу я,скворец.
Вос-тель: Заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит еще один домик, постучался, спросил:
Воробышек: Чей это домик?
Голубь: А чей тебе нужен?
Воробышек: Воробьиный.
Голубь: Нет, это не воробьиный домик, а голубятня. Здесь я живу, голубь.
Воробышек: Заплакал воробьишко: Что же мне делать? Как найти домик? Голубю стало жалко воробьишко.
Голубь: Хочешь, я покажу где твой домик?
Воробышек: Покажи пожалуйста!
Вос-тель: Полетели они вместе и нашли воробьиный домик. Обрадовался воробьишко и его мама, стали благодарить голубя.
Воробьиха: Спасибо тебе, голубь, ты очень добрая птица!
Воробышек: Спасибо голубь, что ты помог найти мне мою маму и домик.
Голубь: А ты, воробьишко, слушайся маму и больше не улетай далеко от дома.
Вос-тель: Вот такая история приключилась,с маленьким воробышком.
Ребята, а мне кажется, что воробышек заблудился, потому что не знал свой домашний адрес и какие-то ориентиры по-которым можно найти свой дом.
А вы все знаете свой домашний адрес? (дети называют свой домашний адрес)
Молодцы, вы никогда не заблудитесь!
Итог занятия:
Дети, мы много сегодня говорили о птицах, называли признаки весны , учились образовывать новые слова, делили слова на слоги. Показали сказку, называли свой домашний адрес. Молодцы , все вы очень хорошо работали.