Просмотр содержимого документа
«Конспект "Знатоки природы"»
Конспект организованной образовательной деятельности
для старшей группы «Знатоки природы»
Цель: Обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях.
Задачи: 1. Углублять и обобщать представления детей о живой и неживой природе, ее значении в жизни человека; уточнять представления детей о растительном и животном мире лесов осенью.
2. Развивать память, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
3. Воспитывать бережное отношение к природе, формировать предпосылки (элементы) учебной деятельности (умение слушать друг друга, дополнять ответы товарища); вызвать эмоциональный отклик на конечный результат своего труда.
Методические приемы: художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, беседа, объяснение, показ, физкультминутка, музыкальное сопровождение, дидактические игры «4-й лишний», «Живая и неживая природа», «С какого дерева лист, ветка», продуктивная деятельность.
Оборудование: фланелеграф, схемы живой и неживой природы, мнемотаблица (береза, схема с изображением дятла, кукушки, дятел, щегла, дрозда, бабочки, стрекозы, лисы, волка, предметные картинки:
Листья и деревья: ель, сосна, береза, рябина, осина, черемуха, дуб, клен, ;
- А где вы больше всего любите отдыхать? (Предполагаемые ответы детей: - В лесу, на поляне, около речки).
- Лесовик приглашает вас отправиться на экскурсию в осенний лес. Отдохнуть от городской суеты, подышать свежим воздухом, понаблюдать за обитателями леса, за растительностью нашего края.
Мы сейчас в поход выходим,
По тропинке в лес заходим,
Руки за спину кладем
И по бревнышку идем (дети идут по канату)
Вот мы и пришли с вами в осенний лес.
На экране появляется слайд с осенним лесом.
Развитие речевого дыхания.
Давайте все вместе скажем:
Ах, какая чудесная поляна!
Ах, какой чистый воздух!
Ах, как красиво!
Воспитатель. Дети, на лесной поляне нас ждёт много сюрпризов. И вот первый. Он называется: «Осенняя песенка язычка».
Шуршат осенние кусты,
Шуршат на дереве листы,
Шуршит камыш,
И дождь шуршит.
Сначала воспитатель проговаривает чистоговорку, затем повторяют дети.
Воспитатель: Молодцы, дети. Наши язычки готовы к работе.
Мы с вами много говорили об осени, предлагаю вам поиграть в игру «Да – нет», слушайте внимательно: Осенью растут цветы? (нет) А давайте уточним, какой осенью не растут цветы, ранней или поздней? (Поздней)
Осенью растут грибы? (да)
Тучки солнце закрывают? (да)
Колючий ветер прилетает? (да)
Туманы осенью плывут? (да)
Ну, а птицы гнезда вьют? (нет)
Урожай все собирают? (да)
Птичьи стаи улетают? (да)
Часто-часто льют дожди? (да)
Достаем ли сапоги? (да)
Можно детям загорать? (нет)
Молодцы, хорошо знаете приметы осени.
Ребята, предлагаю вам присесть на свои стульчики. А вы любите осень? А за что вы любите осень? (Ответы детей) Воспитатель: А какие осенние месяцы вы знаете? (Ответы детей) Воспитатель: Дети подготовили рассказы-загадки об осенних месяцах. Отгадайте, о каком осеннем месяце идёт речь? Дети рассказывают отрывки из рассказов Н. Сладкова «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь». Рассказ сопровождает соответствующий слайд. 1 ребенок. Пора пёстрых листьев. Листья летят, кружатся, падают, скачут. По всему лесу шорохи, шелесты, шепоты. Всё перекрашивается: берёзы, клёны в жёлтое, рябины и осины в алое. И стоит весь лес как сказочная жар-птица: и золото, и пурпур, и бронза, и малахит. (Сентябрь) Воспитатель: Да, ребята, сентябрь – первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. Как его ещё называют в народе? (Предполагаемые ответы детей: Златоцветом, рябинником, птичьей стаей. (дети объясняют, почему так называют) 2 ребенок. Пустуют поля и леса. Ветер гонит тучи по небу и по воде, срывает листья с деревьев и гонит стаи перелётных птиц на юг. Барсуки и медведи роют берлоги. Бобры осины валят, сочные ветки на зиму запасают. Раскисли лесные и полевые дороги: ни пройти, ни проехать. (Октябрь) Воспитатель: «В октябре семь погод на дворе». Почему так говорят про октябрь? (Предполагаемые ответы детей: Октябрь капризный месяц. За день погода может поменяться несколько раз: то солнышко ярко светит, то надоедливый дождик моросит. 3ребенок. Всё двухцветное и рябое. Одно небо ровное – серое и глухое. Ни звонкого голоса, ни гулкого эха, то дряблая оттепель, то упругий мороз. Серо и сыро. Пусто и глухо. Полузима – полуосень, полудень – полувечер. (Ноябрь) Воспитатель: Ноябрь – последний месяц осени. Грустный и задумчивый месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой. Как в народе называют ноябрь? (Предполагаемые ответы детей: «Ворота зимы», «предзимник») Воспитатель: Если раннюю осень называют «золотой», то позднюю осень – «серебряной». Почему? (Предполагаемые ответы детей: В ноябре звонко хрустит молодой лед на лужах, звенят на ветру ветви деревьев, и все как будто в серебре.) Воспитатель: А теперь расположите на фланелеграфе осенних братьев в каком порядке они приходят. (Дети работают у доски). Знаете, я обнаружила кое-что интересное. Давайте рядышком выпишем первые буквы осенних месяцев. Какое слово получилось? СОН
Я думаю, что неслучайно у нас получилось такое "осеннее" слово. Как вы считаете? (Предполагаемые ответы детей: Осенью вся природа готовится к отдыху: растения будут спать род снежным одеялом, некоторые животные впадут в спячку, а другие будут вести не такой активный образ жизни как летом.)
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево). Правильно, как деревья готовятся к зиме? (Предполагаемые ответы детей: У деревьев желтеют листья, так как у них исчезает хлорофилл. Замедляется сокодвижение. Сбрасывает листья.)
Воспитатель: Как будет называться лес, если в нем будут расти все перечисленные вами деревья? (Предполагаемые ответы детей: Смешанный лес.) Воспитатель: Какие виды леса вы еще знаете? (Предполагаемые ответы детей: Лиственный и хвойный.)
Воспитатель: Как много вы знаете! Сможете ли, вы, определить дерево по его листу, сейчас мы это и узнаем. Предлагаю пройти к своим столам. На столах лежат рисунки деревьев и отдельно листочки разных деревьев.
Дидактическая игра «Узнай дерево по листку».(1 ребенок выполняет задание у доски).
Воспитатель: Давайте посмотрим на доску и проверим, как дети справились с заданием. Молодцы!
Дидактическая игра «Какой листок»
- Посмотрите, у меня лист рябины. Рябиновый лист. Дальше говорят дети:
Лист клена – кленовый
лист березы – березовый
лист дуба – дубовый
лист осины – осиновый
Молодцы!
Давайте с ними поиграем? Берите по два листочка и становитесь в круг.
Мы листочки, мы листочки, дети стоят кружком с листочками в руках.
Мы – осенние листочки.
Мы на веточках сидели, дети разбегаются
Ветер дунул – полетели. дети бегают помахивая листьями
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали! Приседают на корточки,
Перестал дуть ветерок - и поднимают листья над головой
Мы присели все в кружок.
Ветер снова вдруг подул дети снова разбегаются
И листочки быстро сдул. помахивая листочками
Все листочки полетели поднимают руки вверх
И на землю тихо сели. и плавно опускают до пола
Воспитатель: Молодцы! Вам понравилась играть с листочками? Скажите, пожалуйста, как называется явление природы, когда листья падают с деревьев? (Предполагаемые ответы детей: Листопад.)
Воспитатель: Предлагаю отправиться дальше путешествовать по лесу. Стойте! А почему такая тишина в лесу, не понимаю! Почему не слышно птичьих голосов? (птицы улетели на юг). А почему птицы улетают на юг? (им не хватает зимой еды, холодно). А вы знаете, что не все птицы улетают на юг? Каких зимующих лесных птиц вы знаете? (клест, сорока, синица, снегирь, дятел). Правильно.
Воспитатель: Следующая рубрика называется «Лесная кладовая».
Воспитатель: Телезрители просят разъяснить, какие дары преподносит нам лес?
Дети: Лес нам дает ягоды, грибы, орехи, лекарственные растения. Воспитатель: Какие лесные ягоды вы знаете? Дети: Земляника, ежевика, брусника, калина, боярышник, красная рябина, черника, клюква. Воспитатель: Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и скажите, что лишнее.
Игра «4-й лишний».
Мухомор, лисички, подберезовик, подосиновик.
Дети: Лишний мухомор, потому что он ядовитый гриб, а остальные съедобные. Воспитатель: Какой из этих грибов можно уничтожать? Дети: Ни какие. Мухоморы — лекарство для некоторых животных. Воспитатель: Молодцы! Мы переходим к следующей рубрике «Лесные обитатели». (Выставить таблицу, разделенную на девять клеток: в первом ряду – дятел, синица, кукушка, во втором – оса, лиса, стрекоза, в третьем – волк, бабочка, сова) .
Воспитатель: В таблице изображены обитатели леса. Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду? Дети: Птицы. Воспитатель: Сколько всего птиц на таблице? (Четыре). Назовите их! Дети: Кукушка, дятел, щегол, дрозд. Воспитатель: На какие группы можно разделить всех, кто нарисован в таблице? Дети: Птицы, насекомые, животные. Воспитатель: Посмотрите на рисунки в третьем столбике. Что общего у всех, кто там нарисован? Дети: Все эти животные умеют летать. Воспитатель: Сравните животных первого и второго столбика, что вы заметили общего? Дети: В каждом столбце изображены птица, животное, насекомое. Воспитатель: Молодцы! К нам на передачу пришло письмо от ребят из детского сада «Светлячок», которые просят нас показать, как можно слепить одного из лесных жителей, а кого, вы узнаете, отгадав загадку:
Сердитый недотрога,
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки - ни одной. (Еж) .
Воспитатель: Правильно! У ежика будут не простые иголки, а необычные. Вы сможете подойти и выбрать тот материал, который будет необходим для работы. Наша работа будет состоять из нескольких этапов. (Выставляю схематичное изображение этапов работы) .
На первом этапе необходимо, из куска теста сформировать шар, на втором этапе - придать шару форму яйца. На третьем этапе – вытянуть носик ежику и приподнять немного вверх. На завершающем этапе при помощи выбранного вами материала сделать иголки.
Воспитатель: Прежде чем начать работу, давайте подготовим пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять! В домик спрятались опять.
Воспитатель: Молодцы! Приступайте к работе. (Во время работы звучит спокойная музыка)
Воспитатель: Я предлагаю поместить симпатичных ежиков на выставку. Зрители, которые будут смотреть нашу телепередачу, увидят, каких необычных ежиков можно сделать своими руками. Воспитатель: Наша телепередача подошла к концу. Мы с вами ответили на все вопросы телезрителей. Предлагаю завершить нашу встречу, предложением: «Я сегодня молодец, потому что. » (Дети высказывают свое мнение.
Хочу вас поблагодарить за ваши знания и умения, подарить вам эмблемы и сказать: «Вы настоящие «знатоки природы».
Вокруг себя все повернитесь, И в детском саду очутитесь. (Прощаемся с гостями.)