- Чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций о зимующих птицах.
- Рассказывание, беседа «Птицы зимой».
- Наблюдение на прогулке за птицами на участке.
- Рассматривание натуральных зерен и семечек.
- Наблюдение за птицами на прогулке.
Организационный момент:
(Дети заходят в группу, здороваются с гостями, садятся на стулья, стоящие полукругом.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я нашла у нас на участке, когда шла утром на работу. Какой-то домик.
- Правильно, ребята, это кормушка.
Вы не знаете, для чего она нужна? (ответы детей).
- А я думала, что все птицы зимой улетают в теплые края.
Ребята, а вы знаете, какие птицы остаются зимовать вместе с нами?
Сейчас мы это проверим.
Презентация «Зимующие птицы».
1 слайд. Воробей.
- Что это за птица? Кто знает?
- Правильно, это воробей.
Я – воробушек обычный, К русской зимушке привычный. Хоть свирепы холода, Мне метели не беда. Если ты кладешь в кормушку Хлеба вкусного краюшку. Птицам крошек не жалей, Станет другом воробей.
2 слайд. Голубь.
- А это что за птица?
- Правильно, это голубь.
Голубьплавно приземлился, Отряхнул все пёрышки, И на месте закружился – Собирая, зёрнышки. И воркуя, и кружась Он танцует венский вальс.
3 слайд. Ворона.
- Как называется эта птица?
- Правильно, это ворона.
Вот ворона. Эта птица Меньше всех людей боится. Громко каркает в гнезде, Длинный нос суёт везде!
- Молодцы, ребята. Всех птиц назвали правильно. Но эти птицы живут в городе и зимой, и летом и мы их видим каждый день.
- А есть птицы, которые прилетают к нам только зимой. Может вспомните и их.
Загадка:
Птички на деревья сели,
Посчитай-ка: Раз, два, три…
На зимовку прилетели
С красной грудкой …. (Снегири).
4 слайд.Снегирь.
- Молодцы, отгадали.
- Попробуйте отгадать еще одну загадку:
На кормушку к нам зимой Прилетает птица С жёлтой грудкой пуховой – Шустрая … (Синица)
5 слайд. Синица.
- И эту загадку отгадали.
- Молодцы ребята много вы птиц знаете. Как одним словом можно назвать воробья, голубя, ворону, снегиря и синицу, если они зимуют вместе с нами? Значит они какие?
Дети: Зимующие птицы.
- А теперь немного отдохнем.
Физкультминутка «Птички»:
«Птички в гнёздышках сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонько все летят.
Прилетели птички,
Птички-невелички,
Всё летали, всё летали,
Крыльями махали.
На дорожку прилетали,
Зёрнышки клевали»
(Дети сидят на корточках, «разлетаются», машут руками, как крыльями, приседают, стучат пальчиками об пол).
- Ребята, а сейчас я приглашаю вас в наш музей «Зимующих птиц».
- Кто помнит, что такое музей? (ответы детей).
- Как нужно вести себя в музее?
- Ну, вот мы и в музее. Посмотрите как много птиц. И все они зимующие.
- Здесь есть птицы, о которых вам сейчас рассказывала Елена Александровна, а есть те, о которых мы еще не говорили. Давайте посмотрим и назовем их. (Воспитатель показывает птиц).
- Вы знаете эту птицу? (Показывает свиристель). Это свиристель.
- А вот Рита знает стихотворение про свиристель. Давайте послушаем.
(Аналогично дети знакомятся с птицами дятел, сова. Читают стихи о птицах).
- Как вы думаете, а чем зимой птицы питаются?
- Правильно, ребята.
- В нашем музее можно рассмотреть корм, которым питаются зимующие птицы.
Воспитатель показывает и называет корм для птиц (семечки подсолнечника и тыквы, орехи, овес, пшеница, шишки, рябина).
- Ребята, а почему люди подкармливают зимующих птиц?
- С наступлением холодов зимующие птицы прилетают к жилью человека. Для птиц наступает самое трудное время: они не всегда могут найти корм. Насекомые исчезли, все замело снегом. Поэтом птицы прилетают поближе к людям, надеясь, что они их покормят. И люди делают для них кормушки.
-У нас в музее тоже есть кормушка, только она пустая.
- А давайте, сейчас слепим ягоды рябины для птичек и угостим их.
(Дети подходят к столам, берут пластилин и лепят ягоды рябины, складывают их в кормушку.)
- Ребята, какие вы молодцы, сколько много у нас рябины в кормушке.
-Теперь повесим кормушку на ветку и покормим наших птичек.
- А на улице еще много голодных птиц. У нас есть большая кормушка, когда пойдем на прогулку, насыпем туда настоящий корм и накормим их.