Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по обучению грамоте. Звук Щ.»
Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе.
Тема: Звук щ и буква Щ.
Цель: выделение заданного согласного звука в начале, в середине и в конце слов, из потока слов, из текста; воспроизведение и чтение слов из трех, четырех, пяти звуков; анализ и синтез слов и предложений; чтение предложений из 3-х и 4-х слов.
Оборудование: домики для гласных и согласных звуков, буква Щ большая и маленькая, красные, синие и зеленые кружки (у детей и педагога); игрушка Незнайка; картинки: щи, щегол, щавель, щит, щука, щипцы, щенки, щепки, щетка, клещи, площадь, овощи, лещ, плащ, плющ; магнитная азбука с буквами.
Ход занятия.
1. Выставляется картинка. Дети, вы пробовали щавель на вкус? Какой он? (Кислый). Изобразите мимикой ощущение кислого щавеля. Мама зовет вас домой. Скажите ей: «Ты нас, мама, не ищи, щиплем щавель мы на щи».
Какой звук повторяется чаще других? (Звук щ).
2. Характеристика звука Щ по артикуляционным и акустическим признакам.
Каким кружочком мы обозначим звук щ? В каком домике живут мягкие согласные звуки? (В зеленом). Запомните, звук щ всегда мягкий, и у него нет братца – согласного звука.
3. Произношение звука щ в словах.
Сегодня Незнайка будет изучать звук щ вместе с нами. Назовите ему слова, в которых звук щ слышится в начале слова. (Щит, щука, щипцы, щенки, щепки, щетка). В каких словах звук щ слышится в середине слова? (Клещи, площадь, овощи). В каких словах звук щ произносим в конце слова (Лещ, плащ, плющ).
Незнайка во всех заданиях допускает ошибки в определении позиции звука щ. Дети его поправляют.
4. Звуко-слоговой анализ и синтез.
Незнайка, назови самое короткое слово из четырех: щи, щит, щука, щегол. (Щегол). Дети, вы согласны с ним? Почему не согласны? Сколько звуков в слове щи? (Два звука). Какой звук появился в слове щит? Сколько звуков в слове щука? (Четыре звука). А в слове щегол? (Пять звуков). Значит, какое слово самое короткое? (Щи). Поставьте картинки на пирамидку. Вверху будет стоять предмет, в названии которого два звука, ступенькой ниже – предмет с тремя звуками, еще ниже – с четырьмя, на самой нижней ступеньке – с пятью звуками.
Дети выполняют задание. Незнайка ставит картинку с изображением щуки на верхнюю полоску. Дети объясняют ошибку и исправляют ее.
«Разбросайте» звуки слова щука. Обозначьте их кружочками. Звуковой анализ слова щука.
«Соберите» слово из «рассыпанных» звуков л, п, а, щ. (Плащ).
Незнайка утверждает, что в слове овощи 2 слога. Объясните, почему вы не согласны с ним. Объяснения детей. Деление слов на слоги.
Сейчас Незнайка предлагает вам трудное задание. «Возьмите» первые звуки из слов ручка, овощи, щука, автобус и сложите новое слово. Какое слово получилось? (Роща). Выложите это слово кружочками.
А мое задание вот такое. Послушайте слоги: нок, ще. Какое слово получится из этих слогов? (Щенок). Щи, кле. А теперь? (Клещи).
5. Физкультминутка «Мороз».
Я мороза не боюсь.
С ним я крепко подружусь. (Руки вместе).
Подошел ко мне мороз, (Ходьба на месте).
Щиплет руку, щиплет нос. (Щиплем руку, нос).
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть. (Движения).
После двукратного повторения педагог спрашивает, какое слово со звуком щ было в этом стихотворении?
6. Словообразование.
Отгадайте загадку: «Глазащи, усищи, хвостище, когтищи, а моется всех чище». Кто это? Кот-котище.
Посмотрите, какой рисунок нарисовал Незнайка. Это какое-то чудище. У него не глаза, а… (глазищи), не усы, а…(усищи), не нос,а…(носище), не руки, а …(ручищи), не ноги, а… (ножищи).
7. «Знакомство с буквой Щ».
На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же?
На какую букву она похожа? На букву ш, только у нее крючочек внизу.
Чтение слогов, слов и предложений: ща, ши, щу, пища, плащ, щука, лещ, овощи. Тут мой плащ. Вот щука и лещ. Пишем букву и слова.