Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему : "Лес и его обитатели"»
Конспект занятия по «Формированию целостной картины мира» в подготовительной группе
Тема: Лес и его обитатели.
Цель: Закрепление знаний о деревьях и обитателях леса.
Задачи: Закреплять знания о лиственных и хвойных деревьях, диких животных и их детенышах, местах их обитания. Обобщить представления о правилах поведения в природе.
Развивать долговременную память, внимание, слуховое и зрительное восприятие.
Воспитывать интерес к деревьям и диким животным, бережное отношение к природе.
Оборудование: карточки «Деревья», плакат «Строение дерева», изображение лиственного, хвойного и смешанного леса, карточки «Дикие животные и их жилища», знаки «Правила поведения в природе».
Интеграция областей: формирование целостной картины мира, экология, коммуникация.
Тип занятия: закрепление.
Ход занятия
I Орг. момент
Дети входят в группу и встают в круг.
II Сообщение темы и целей
Тему занятия вы узнаете, разгадав загадку. Послушайте ее внимательно.
Есть у ребят
Зеленый друг,
Веселый друг, хороший,
Он им протянет
Сотни рук
И тысячи ладошек.
(Лес)
-Что такое лес?
Лес- это открытое пространство, где растут деревья, кустарники, мхи, а так же, обитают дикие животные.
Сегодня на занятии мы с вами отправимся в путешествие в лес, вспомним какие виды деревьев вы знаете, и какие дикие животные обитают в лесах.
Обратите внимание на дерево, которое расположено у нас на доске — это не простое дерево, а дерево с заданием, с которыми вы должны сегодня справиться.
Отрываем первый листик с заданиями
1. Загадки про деревья.
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица.
Сама ничего не шьет,
Но в иголках круглый год.
(Елка)
Ягоды — не сладость,
Зато глазу — радость,
И садам украшение,
И дроздам угощение.
(Рябина)
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит.
(Ива)
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
(Береза)
У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки – только на макушке.
(Сосна)
Из деревьев ранним летом
Вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это -
Мы от этого чихаем.
(Тополя)
2. Дидактическая игра «Из какого леса»
-Какие виды леса вы знаете? (хвойный, лиственный, смешанный)
-Как называются деревья, растущие в хвойных лесах? (хвойные)
-Как называются деревья, растущие в лиственных лесах? (лиственные)
Распределите карточки с деревьями в леса, где они произрастают.
Хвойные Лиственные
Ель, кедр Береза, дуб, рябина,
Сосна, лиственница тополь, ива, пихта
-Скажите, чем отличаются деревья между собой? (листьями, шириной ствола и др.)
-Что общего между всеми деревьями? (строение)
IVФизминутка
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце поглядели.
И их лучики согрели.
Бабочки кругом летали,
Крыльями махали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем.
Хорошо мы погуляли,
И прекрасно отдохнули!
3
Игра «Бывает - не бывает»
Воспитатель:
- Ледоход летом (не бывает)
- Роса зимой (не бывает)
- Заморозки весной (бывает)
- Дождь осенью (бывает)
- Метель летом (не бывает)
- Радуга весной (бывает)
- Иней зимой (бывает)
- Листопад весной (не бывает)
- Туман осенью (бывает)
- Восход зимой (бывает)
- Гроза весной (бывает)
- Град летом (бывает)
4 Дидактическая игра «Третий лишний»
(дети выполняют за столом)
Зачеркните лишнее на картинках
5. В лесу есть не только растения, но и животные. Отгадайте какие.
Она не ходит по земле,
Как птица не летает.
Предпочитает жить в дупле,
Орешки запасает.
(белка)
Я хитрая и ловкая,
Меня зовут плутовкою.
А мне вот больше нравится,
Когда зовут красавицей.
(лиса)
Комочек пуха,
длинное ухо,
прыгает ловко,
любит морковку. (Заяц)
Серовато, зубовато,
по полю рыщет,
телят, ягнят ищет. (Волк)
Зимой спит,
летом ульи ворошит. (Медведь)
-Где живут дикие животные? (в лесу)
6.Правило поведения в лесу
1-я ситуация:
Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.
— Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!
— А в нем яичко.
— Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.
— Мы будем заботится о нем!
Девочки взяли яичко с собой.
Правильно ли девочки поступили?
(Ответы детей).
– Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.
2-я ситуация:
Две сестренки гуляли по лесу.
— Какой красивый цветок! Интересно, как он называется?
— Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!
— Давай сорвем его и отнесем маме.
Девочки сорвали цветок и пошли домой.
Правильно ли поступили девочки?
(Ответы детей).
- Ландыши занесены в Красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут.
3-я ситуация:
Мальчик шел по лесной тропинке, увидел ежика и решил взять его домой.
Ведущий. Правильно поступил мальчик?
(Ответы детей).
- Диких животных нельзя забирать домой, в неволе они могут погибнуть.
4-я ситуация:
После дождя дети пошли гулять во двор.
— Посмотри, сколько червяков!
— Давай соберем их и девчонок испугаем!
— Пойдем посмотрим, где девчонки!
Оставляют банку с червями закрытой.
Правильно ли поступили ребята?
(Ответы детей).
- Червей собирать нельзя, у них своя роль в природе. Они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений, ими питаются некоторые животные.