Паспорт НОД:
1.Группа: старшая
2. Продолжительность занятия: 25 минут
3. Образовательная область: Познавательное развитие
4. Тема «Как услышать воздух?»
5. Тип НОД: углубленно-познавательное, комплексное
6. Цель: сформировать представление детей о воздухе и его основных свойствах.
7.Задачи:
Образовательные
1. Дать представление детям о воздухе, его свойствах (свистит, дрожит, играет музыку)
2. Подвести детей к понятию, что звук передается по воздуху и человек использует его для своих нужд.
3. Продолжать учить детей проводить опыты в условиях детского сада.
Развивающие:
1. Развивать познавательный интерес.
2. Развивать речь детей, пополняя словарный запас словами: флейта, горн, свистулька.
3. Способствовать развитию произвольного внимания, зрительное восприятие.
Воспитательные:
1. Создать условие для воспитания у детей бережного отношения к окружающей среде.
2. Воспитывать у детей культуру общения и культуру поведения детей на занятии.
8.Основной дидактический метод: практический - проведение опытов.
9. Частные методы: словесные: беседа, рассказ.
Приемы: вопросы, объяснение, показ, рассматривание.
10. Ресурс НОД:
10.1 Педагогическая литература:
С.А. Козлова, Т.А. Куликова «Учебное пособие для студентов средних, педагогических заведений. – М.: Академия, 2000.- 416с. – ISBN 5-7695-0816-7
10.2 Методическая литература:
1.«От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е09 Вераксы, Т.Е.Комаровой, М.А.Васильевой, М:Мозайка Синтез, 2015 – 304 с.
2. Рыжова Н.А. Воздух вокруг нас:[метод. пособие]\Наталья Рыжова,2-е изд.-М. :Обруч 2013.-208 с.: ил.-ISBN 978-S-904810-23-8
10.4 Дидактические средства:
-Раздаточный материал: бутылочки-15 шт.
-Демонстрационный материал: нет.
10.5 Технические средства: проектор, ноутбук, интерактивная, доска.
10.6 Электронная наглядность: презентация «Воздух-невидимка».
План НОД:
1.Организационное начало занятия
1.1Приветствие детей.
1.2. Мотивация – чтение письма Почемучки.
2.Вступительная часть: подводящий диалог о воздухе.
3.Основная часть:
3.1Проведение опыта 1« Можно ли услышать воздух?»
3.2 Проведение опыта 2 «Воздух свистит»
3.3. Беседа на тему «О воздухе».
4.Подведение итогов: рассматривание картинок о воздухе.
5.Организованное завершение занятия
5.1 Рефлексия:солнышко.
5.2 Итог занятия.
Ход НОД:
1.Организационное начало занятия
1.1Приветствие.
Мы занятие начнём
Интересно здесь бывает
Постарайтесь всё понять
Много нужно вам узнать!
1.2. Мотивация
- Сегодня в наш детский сад пришло письмо от Почемучки, но почему-то оно без обратного адреса. Давайте откроем его, может быть, тогда мы узнаем, от кого это письмо. Тут один вопрос: «Чем мы с вами дышим?» (воздухом). Кто же этот загадочный отправитель?
2.Вступительная часть: Подводящий к теме диалог о воздухе.
-Ребята, вспомните, что мы узнали о воздухе на прошлом занятии?
-Воздух невидимый и его можно поймать.
-Правильно, молодцы!
3.Основная часть:
3.1 Опыт 1« Можно ли услышать воздух?»
-А сейчас мы с вами попробуем услышать воздух! В нашей лаборатории стоят бутылочки, подойдите и осторожно возьмите, чтобы они не упали. У всех есть? Видите горлышко у бутылочки (показываю), поднесите к губам и подуйте. Что вы услышали? Подуйте еще раз, ведь не всегда можно услышать с первого раза. Поставьте бутылочки на место.
- Итак, что же мы узнали?
- Воздух можно услышать. Воздух издает звуки.
3.2 Опыт 1 «Воздух свистит»
-Ребята, кто знает сказку Соловей-разбойник?
-Это злой богатырь, грабящий и убивающий людей по дороге от города Чернигов у речки Смородинки. Он сидел на огромном дубекараулил прохожих. Главная сила Соловья-разбойника была в его необыкновенном свисте.
- Свистел он примерно так. (дую в свисток)
-Что это у меня в руке?
-Свисток
- Слышите, какой звук? Как же происходит звук? В моем свистке есть бусинка, когда я дую в свисток, эта бусинка крутится и ударяется об стенки самого свистка, так и получается звук свистка.
-Когда выйдем на прогулку, каждый из вас попробует посвистеть.
-Ребята, мало кто знает, но есть родственник свистка- это свистулька.
Посмотрите, как она выглядит. Послушайте внимательно. (включаю музыку свистульки) Свистулька-это русский народный музыкальный инструмент. Издавна, когда у детей было мало игрушек, свистулька была самая любимая. Поэтому, ее старались украшать красивыми узорами, изготавливать виде птички или петушка.
Итак, мы выяснили, что воздух может «свистеть».
-Ребята, все мы знаем о разнообразных музыкальных инструментах. Оказывается, на духовых инструментах играют с помощью воздуха. Это как со свистулькой и свистком.
-Посмотрите на картинку- это музыкальный инструмент, который называется флейта. Послушайте, какой звук издает флейта. А флейта свист, как птица.
-А это Дудка — русский народный музыкальный духовой инструмент. Он изготавливается из дерева, в нем делают не сколько отверстий и через них выходит воздух. Послушайте, как играет дудочка.
-Посмотрите на картинку- это фагот. Он деревянный и имеет цилиндрическую трубку. Послушайте. Звук у него, как бы ворчит.
-Я вам рассказала только о трех музыкальных инструментах. Ребята, эти инструменты похожи друг на друга? Чем же? Хоть они и похожи, но у всех звук разный.
Ребята, мы с вами узнали, что воздух может «играть музыку».
3.3. Беседа на тему «О воздухе».
- Ребята, а что делает музыкант, чтобы духовой инструмент заиграл?
- Он дует в отверстие. Воздух дрожит, и получаются музыкальные звуки.
- А теперь давайте подумаем, чем похожи все духовые в инструменты? Как вы считаете?
- Да духовые инструменты похожи тем что в них надо дуть, чтобы в эти инструменты поступал воздух для того чтобы они звучали.
- Ребята, а вы знаете, что есть такой духовой инструмент, он похож немного на пианино, но называется он орган.
- Ребята, а как вы думаете, как люди используют еще «голос» воздуха?
- Например, люди используют гудок, когда гудит поезд, пароход, предупреждая о своем появлении.
- Ребята, а вы обратили снимание, что звуки распространяются только по воздуху?
- А вот на луне нет воздуха, поэтому на луне ничего не слышно и там бесполезно разговаривать, звуки не передаются, и на луне царит вечная тишина.
- Так что если бы на луне кто-то жил, они не смогли бы общается при помощи слов, да и уши им были бы ни к чему.
4. Подведение итогов:
- Ребята, а сейчас мы с вами рассмотрим картинки о воздухе, и о том что мы с вами смогли узнать о нем.
- Ребята что мы сегодня с вами узнали? Что у воздуха есть звук, и мы его слышим с помощью разных предметов и нашего голоса. А так же мы узнали, что на луне нет воздуха и звуков.
5. Организованное завершение занятия:
- Ребята, а вам понравилось занятие? А что именно вам понравилось на занятии?
- Давайте сейчас мы с вами послушаем музыку. Закройте глазки и представьте что, ни будь хорошее. Представили, а что вы представили? Расскажите мне.
- Ребята наше занятие подошло к концу, мне очень понравилось узнавать с вами все новое о воздухе. Спасибо вам за это занятие.