Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы "В гости к сказке"»
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы
«В гости к сказке»
Программное содержание:
- Дать детям представление о монологе повествовательного типа (главная тема, структура).
-Формировать умение определять недостающую часть текста, восстанавливать её.
-Развивать связную монологическую речь.
-Воспитывать умение договариваться, работать в группе.
-Развивать познавательный интерес.
Предварительная работа:
Чтение повести Н. Носова «Приключения Незнайки»; рассматривание иллюстраций к сказкам «Курочка – Ряба», «Репка», «Колобок».
Материал к занятию:
Фланелеграф; персонажи к сказке «Курочка – Ряба», «Репка»; методическое пособие по связной речи; картинки с последовательно развивающимся сюжетом по сказкам «Колобок», «Репка», «Курочка – Ряба»; буквы русского алфавита.
Ход занятия:
Воспитатель:
Дети, к нам пришло звуковое письмо, автора письма мы должны узнать из загадки:
Всем подряд он увлекается
Правда, часто ошибается
Поскорей его узнай - ка
Ведь зовут его... (Незнайка)
-Как называется произведение, в котором живёт герой Незнайка?
-Кто автор повести «Приключения Незнайки»?
-Каких ещё героев повести Н. Носова вы знаете? (Знайка, Торопышка,Фунтик,Авоська, Пилюлькин. Цветик..)
-Ну что ж, настало время прослушать звуковое письмо.
«Здравствуйте, воспитатели и дети! Обращаюсь к вам за помощью. У нас возникла проблема. Наш поэт Цветик сочиняет очень хорошие стихи, ведь он знает секрет: чтобы написать стихи, нужна рифма. Но жители цветочного города хотят, чтобы он сочинял не только стихи, но и сказки, рассказы. Цветик попробовал сочинить сказку, но у него ничего не получилось. Он не знает секрета составления сказок и рассказов. Если вы знаете этот секрет, то пожалуйста напишите. До свидания.
- А вы, дети, знаете этот секрет?
-С каких слов обычно начинается сказка? («Жили-были», «В некотором царстве…»)
-А с каких слов начинаются рассказы? («Как-то раз…», «Однажды…», «Дело было…»)
Воспитатель вводит понятие «главная тема».
-Чтобы начать сочинять сказку или рассказ, нужно знать самое главное, «главную тему», т. е. о чём и о ком мы собираемся рассказывать. Это главное может быть отражено в названии сказки. Например, сказка «Колобок», ведь уже по её названию мы можем догадаться, про кого будет сказка. И к тому же при сочинении сказки, рассказа надо знать правила. Большую роль играет последовательность, и нарушать её нельзя. В любой сказке обязательно есть начало, где называются главные герои, рассказывается о событии, с которого всё начинается. Потом идёт средняя часть, в которой, сменяя друг друга, развиваются события, приключения, действия. И есть конец, в котором говорится, чем завершились события.
Давайте проверим правильность моих слов на примере простых, хорошо известных вам сказках.
Я приглашаю вас в одну, очень знакомую вам сказку ещё с младшей группы. А название этой сказки вы должны узнать сами.
Игра «Угадай и выложи из букв название сказки». («Курочка-Ряба»)
(воспитатель даёт детям одиннадцать букв и предлагает всем вместе подумать и выложить на ковре название сказки).
Игра: «По порядку становись»
(детям раздают буквы, составляющие название сказки «Курочка Ряба», по сигналу воспитателя : «По порядку, становись», они строят название сказки).
На фланелеграфе появляется Курочка – Ряба.
И так, мы с вами в сказке «Курочка – Ряба».
Да, вот она главная тема сказки, она отражена в её названии. Если бы мы совсем не знали сказку, то всё равно бы догадались, что она будет про Курочку-Рябу.
Давайте мы вместе выделимначало сказки.
«Жили – были дед и баба. И была у них Курочка – Ряба. Однажды Курочка – Ряба снесла яичко, да не простое, а золотое». (при этом на фланелеграфе появляются герои сказки).
-Перечислены ли здесь главные герои? Назовите их.
-Что такое произошло в сказке? (курочка снесла золотое яичко).
-Да, если бы курочка снесла простое яичко, то всё было бы как всегда и сказки не было бы.
-Давайте вспоминать сказку дальше и выделим с вами среднюю часть сказки.
«Дед бил – бил яичко не разбил. Баба била – била, не разбила. Тут мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Вот они, события, которые разворачиваются вокруг золотого яичка.
-А что же было дальше? (дети рассказывают, выкладывая персонажей на фланелеграфе).
«Дед плачет. Баба плачет. А курочка им и говорит: «Не плачь дед, не плачь баба. Снесу я вам другое яичко, да не золотое, а простое»
-Это концовка, на этом все необычные события сказки закончились, теперь курочка будет нести простые яички, как и было раньше и всё будет по-прежнему.
Давайте-ка посмотрим, в начале сказки говорилось о Курочке - Рябе? (да)
-А в средней части? (да). А в концовке? (да).
-Вот она «главная тема». Она проходит через все части и отражена в названии. Все части следуют строго друг за другом. Давайте немного отдохнём и отправимся в другую сказку.
Физминутка. «Карусели».
Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом.
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите.
Карусель остановите.
Раз, два, раз, два
Сказки ждут нас, детвора.
-А теперь я приглашаю вас в сказки, которым нужна помощь. До нас в них побывал дед Буквоед и какие-то части сказок исчезли. Надо навести порядок и восстановить эти части.
(воспитатель показывает разрезной альбом с иллюстрациями к сказке «Репка», где не достаёт начала).
-Какая это сказка?
-О чём пойдёт речь в сказке? (о репке)
-Назовите главную тему. (репка)
Давайте восстановим начало сказки. «Посадил дед репку. Выросла репка большая, пребольшая. Стал дед репку из земли тянуть. Тянет - потянет, вытянуть не может».
Игра « Я начну, а ты продолжи»
(один ребёнок рассказывает начало, другой - середину, а третий-концовку)
А теперь приготовьте пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Колобок»
Жили-были дед да баба
На поляне у реки.
И любили очень, очень
На сметане колобки
Хоть у бабки мало силы,
Бабка тесто замесила
Ну, а бабушкина внучка
Колобок катала в ручках
Вышел ровный, вышел гладкий
Не солёный и не сладкий.
Очень круглый, очень вкусный
Даже есть его нам грустно.
-Вы, конечно, догадались, что порядок нам нужно навести и в сказке «Колобок».
В сказке «Колобок» дети восстанавливают концовку.
-Ну, теперь мы знаем секрет сочинения сказок и можем поделиться им с Незнайкой, а он передаст этот секрет Цветику.
(воспитатель под диктовку детей пишет письмо Незнайке)
«Здравствуй Незнайка! Мы открываем тебе секрет сочинения сказок, рассказов, а ты передай его Цветику. Надо обязательно знать, о чём собираешься рассказывать. В сказке, рассказе есть части: начало, середина, концовка, которые следуют друг за другом. Их нельзя менять местами, иначе получится неправильная сказка. До свидания.