Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД "Животный мир - рыбы"»
Конспект интегрированного занятия «Животный мир – рыбы» в подготовительной группе.
воспитатель Пивнева А.Н.
Цель: Систематизировать и обобщить знания детей о рыбах.
Задачи:
Познавательная:
1. Закрепить умение группировать рыб по месту их обитания,
уметь выделять признаки различия и сходства между рыбами.
2. Расширять представления детей об окружающем мире.
Развивающая:
1. Развивать наблюдательно-познавательный интерес в процессе экспериментирования.
2. Развивать способности детей устанавливать причинно-следственные связи.
3. Побуждать детей делать выводы.
4. Обогащать словарный запас детей, ввести слова «плавательный пузырь», «нефтяные пятна», «обтекаемое тело», «пресноводный водоем».Формировать лексико-грамматические категории.
Воспитательная:
1.Способствовать гуманному отношению ко всему живому.
2. Учить правильному поведению в природной среде.
3. Закладывать основы экологической культуры личности.
Материалы и оборудование: картинки с изображением рыб: пресноводных, морских, аквариумных; 3 магнитных доски, изображение Золотой рыбки, игровые карточки «Шифровальщик», карточки с заданиями и геометрическими рыбками. Емкости с водой, рыбка-игрушка, растительное масло, предметы металлические, деревянные, пенопластиковые, воздушный шарик.
Дети перечисляют отличительные признаки рыб: «У них есть голова, рот, глаза, жабры, туловище, хвост, плавники. Туловище покрыто чешуей. Д/и «Подбери родственные слова» (рыба- рыбка, рыбак, рыбалка, рыболов, рыбный и др.)
Рыбка плавает в водице, (сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка)
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница, (грозят пальчиком)
Мы хотим тебя поймать. (медленно сближают ладони)
Рыбка спинку изогнула, (снова изображают, как плывет рыбка)
Крошку хлебную взяла. (делают хватательное движение обеими руками)
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла. ( снова плывут)
Рыба имеет обтекаемую форму. Такая форма тела помогает быстро двигаться в воде.
- Ребята, мы сейчас с вами проведем опыт и посмотрим, что ещё помогает рыбам жить и двигаться в воде.
Опыт 1
Две емкости с водой для игрушек. В первой игрушка лежит неподвижно, а во второй завести игрушку.
- Посмотрите, что у нас происходит? ( в первом случае рыбка неподвижна , а во втором она двигается).
- Что помогает рыбке двигаться? Для чего нужен хвост, плавники? (хвост служит рулем, а плавники помогают плавать).
Вывод: хвост и плавники рыба использует как мотор и руль, ими она отталкивается от воды.
Развивающая игра «Тонет – не тонет».
-несколько небольших предметов, которые не тонут;
- несколько небольших предметов, которые тонут;
- емкость с водой.
Берем по одной штучке, даем ребенку и спрашиваем: «Тонет или не тонет?» И тут же проверяем правильность ответа. И рассказываем, что вот тяжелое тонет, а легкое плавает, и демонстрируем, как пенопласт выскакивает из воды, если его погрузить на дно емкости.
- Вы знаете, что тяжелые предметы в воде тонут. Рыба тоже тяжелая, почему же она не тонет?
- Оказывается, у рыбки специальный пузырь, который помогает ей не тонуть.
Опыт 2
В емкость с водой положить плотный шарик, который легко идет на дно.
И положить маленький воздушный шарик, надутый воздухом.
- Что наблюдаем? (плотный шарик утонул)
- Почему он не всплывает?
Вывод: шарик, надутый не тонет, его поддерживает воздух.
- Такой же мешочек, плавательный пузырь, не позволяет рыбке тонуть. Она легко может опуститься на дно или подняться вверх, то надувая, то сдувая свой плавательный пузырь.
Физминутка
Как в аквариуме нашем
Рыбки золотые пляшут.
Они весело резвятся
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке,
То помашут плавниками,
То закружатся кругами. (движения по тексту).
Дети изображают резвящихся рыбок.
- А кто знает, дышит ли рыба в воде? Чем она дышит? (Ответы детей)
- Раньше мы проводили опыт: в сосуд с водой мы помещали кусочек пластилина. Что вы заметили?
Дети: На пластилине появились пузырьки, это воздух.
- Значит в воде есть воздух и рыбы им дышат.
- Но человек можетпомешатьрыбам. Как? (загрязнять реки)
Что может загрязнить реку?
Опыт 3
В емкость с водой капнуть масло растительное.
- Что наблюдаем? (масло покрыло поверхность воды.
Вывод: Масло в воде растекается тонкой пленкой по поверхности воды.
- Так и нефтяные отходы закрывают пленкой воду и не позволяют воздуху проникнуть в воду.
-Что происходит с живыми организмами? (они погибают)
- Что нужно сделать, чтобы это предотвратить? (нельзя бросать мусор в реку, нельзя мыть транспорт на берегу рек, морей, озер).
- Какоевремя года самое трудное для рыб?
Дети: Зима.
- В морозы трудно рыбам. Как вы думаете почему?
Дети: Водоемы покрыты льдом. Кислород не проникает через лед в воду. рыбам становится нечем дышать и они гибнут.
- Как помочь рыбам?
Дети: Можно сделать во льду проруби.
Физкультминутка
Рыбка рыбке говорила,
Плавничками шевелила:
«Чтобы быть красивой, гладкой,
Будем делать мы зарядку.
Хвост направо, хвост налево,
Мы стройны как королевы.
Будем хвостиком вилять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Два подскока, три хлопка,
Головою два кивка» (движения по тексту).
- Ребята, Золотая рыбка приготовила вам следующие задания, которые нужно выполнить.
Работа с карточками.
1. Возьмите карточки и проведите линии от рыбы до места ее обитания.
2. Перед вами синий прямоугольник и рыбки из геометрических фигур.
- Долго играли веселые рыбки в аквариуме. Красная рыбка заплыла в правый верхний угол, зеленая - в левый нижний, желтая – в левый верхний, фиолетовая в правый нижний, а оранжевая рыбка заплыла в самую середину.
- А теперь давайте проверим, все ли правильно справились с заданием. Самопроверка.
3. На карточке силуэте – рыбке написаны буквы и цифры. Ребята, попробуйте вписать буквы в клеточки. Цифра обозначает порядок в слове, которое у вас должно получиться. Эта игра называется «Шифровальщик» и каждому из вас Золотая рыбка предлагает слово, которое зашифровано на карточке.
Дети выполняют задания. Каждый читает название рыбы и дарит ее Золотой рыбке.
- Ребята, как вы думаете, помогли мы Золотой рыбке узнать все о рыбах? Что вам больше всего понравилось? - Что же мы с вами узнали сегодня?
Золотая рыбка дарит детям поделку «рыбки» из природного материала
Итог занятия:
- Рыбы могут плавать в воде с помощью плавников и хвоста.
В воде есть воздух, который нужен всем обитателям подводного мира.
У рыб есть воздушный пузырь, который позволяет рыбам не тонуть.
Нужно защищать и беречь природу, не загрязнять водоемы, очищать их. И тогда люди смогут питаться экологически чистой речной и морской рыбой, а аквариумными рыбками – любоваться.