Конспект НОД в подготовительной группе «Государственный природный заповедник «Белогорье»
Тема: «Государственный природный заповедник «Белогорье».
Цель: познакомить с заповедником Белгородской области «Белогорье».
Задачи: Формировать убеждение о бесценности природы и обитателей края, подвести к выводу о необходимости ее сохранять.
Активизировать познавательную активность детей, познакомить с понятием «Заповедник» и систематизировать представление детей о заповедниках нашего края, для чего они создаются.
Упорядочить знания детей о растительном и животном мире родного края.
Формировать навыки экологически безопасного поведения.
Расширить словарный запас за счет имен существительных (заповедник, охотовед, егерь).
Воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающему миру, родной природы.
Оборудование: картинки с изображением животных, птиц, насекомых, растений, деревьев, набор картинок «Правила поведения в лесу», презентация «Заповедник Белогорье», цветная бумага, нитки, письмо.
Ход занятия.
-Здравствуйте, ребята!
Встаньте дети, встаньте в круг
Каждый каждому здесь друг!
Вправо, влево повернись
И друг другу улыбнись
Будем крепко мы дружить
Будем дружбой дорожить!
-Я сегодня получила необычное письмо из леса, сейчас я его зачитаю:
«О природе люди думать перестали.
И лесные жители обижаться стали.
На охоте люди птиц, зверей стреляют.
И деревья все подряд часто вырубают.
Реки засоряют, травы выжигают,
И о жителях лесных ничего не знают».
- Для того, чтобы узнать, что случилось в лесу, мы в него и отправимся.
(На доске - иллюстрация леса, на сосне сидит белка, под сосной заяц).
- В одном лесу жила-была одна очень мудрая белка. Однажды утром белка выбралась из дупла, уселась на пушистой верхушке ели, чтобы позавтракать. Вдруг дерево задрожало.
Увидела белка внизу под сосной зайца, который прижался к стволу и дрожал как осиновый лист.
-Заяц, от чего ты такой испуганный? –спрашивает белка.
-Как же тут не напугаться: пришли люди в наш лес, намусорили, своей громкой музыкой распугали всех зверей, разожгли костер, потушить позабыли -разгорелся пожар, хорошо дождик потушил. А сегодня объявился охотник с ружьем, еле от него ноги унес. Совсем житья не стало в нашем лесу.
-Да, если так и дальше дело пойдет, то о нас ребята будут узнавать только по картинкам.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
-Люди могут приумножать природу, а могут губить оставшееся. Бывает так, что человек не учитывает законы природы и наносит огромный вред всему окружающему. Не правильное, жестокое обращение с природой привело к тому, что стали исчезать многие виды растений и животных. Люди увидели свои ошибки и издали закон, который позволил создать в нашей стране заповедники.
-Что же такое заповедник? Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам, как она хочет и как ей нужно. В заповедниках охраняется живая природа. Человек охраняет цветы, грибы, кустарники, деревья, насекомых, рыб, птиц, животных. Почему возникла необходимость создать заповедники? Чтобы не исчезли растения, животные птицы, чтобы сохранить все то, что в природе исчезает.
Презентация «Заповедник Белогорье».
-В нашей Белгородской области есть чудное место, в котором уживаются разные звери и птицы, а разным растениям – просто счету нет. Это Государственный природный заповедник «Белогорье». В этом заповеднике растут дубы, ясень, клен, липа, осина, дикая груша и яблоня. Некоторым дубам – 300 лет. Многие растения занесены в Красную книгу России. Это тополь, ковыль, тисы.
В заповеднике проживает много животных. Это кабаны, косули, лисицы, енотовидные собаки, зайцы, куницы, ласки, хори. В заповеднике «Белогорье» встречаются 10 видов птиц, занесенных в Красную книгу России. Среди них - большой кроншнел, дрофа, степной орел и другие. В заповеднике «Белогорье» созданы очень хорошие условия для проживания многих животных. Весной можно услышать голоса разных птиц. Это голоса грача, скворца, соловья, цапли, трясогузки, зяблика, дрозда. В лесах заповедника в высоких дуплах живут белки, куницы. В болотистых местах обитает несколько видов лягушек, жаб. Над цветущими растениями кружатся пчелы, шмели, бабочки.
Физкультминутка «Мы в лесу».
Руки подняли и покачали (Качаем поднятыми вверх руками.)
Это деревья в лесу. (Плавно опускаем руки вниз.)
Руки нагнули, кисти встряхнули — (Встряхивание кистей рук.)
Ветер сбивает росу. (Машем руками перед собой.)
В стороны руки, плавно помашем (Руки в стороны.)
Это к нам птицы летят. (Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны.)
Как они сядут, тоже покажем, (Приседания.)
Крылья сложили назад. (Встали, спрятали руки за спину.)
Д/игра «Детки с ветки».
-Охранять природу необходимо не только в заповедниках, а везде, в любом месте. Давайте вспомним правила поведения в природе (работа с карточками).
1. Не топтать цветы, травы.
2. Ходить только по тропинкам.
3. Не ломать ветки деревьев и кустарников.
4. Не кричать, не включать громкую музыку.
5. Не разорять птичьих гнезд.
6. Не ловить насекомых.
7. Не разрушать грибницы.
8. Не ловить мальков и лягушек.
9. Не ломать паутинки.
10. Не разжигать костров.
11. Не разорять муравейники.
-Друзья, давайте станем настоящими защитниками природы, и она щедро отблагодарит нас. Нам пора возвращаться, но нас ждут интересные дела.
Творческая работа.
- У вас в конверте лежат два квадратика: один большой, другой поменьше.
Возьмите большой квадратик и сложите его гармошкой. Получилось вот
такое крылышко.
Индивидуальная помощь.
- Теперь возьмите квадратик поменьше и также сложите гармошкой. У вас
получилось два крылышка.
-Возьмите ниточку и перевяжите два крылышка вместе.
У вас получилась бабочка, сложившая крылышки.
-Что нужно сделать, чтобы бабочка выглядела летящей? (расправить крылья)
-Ребята выходите из-за столов, и покажите своим друзьям и мне своих бабочек. Вы так старались, у вас получились красивые бабочки. Вам понравилось занятие? Что вам понравилось больше всего? А что нового узнали?
-Правильно. Сегодня мы узнали много нового и поучительного. Спасибо, дети, наше путешествие закончилось. Закроем глаза на минуту и представим:
Ярко светит солнце
Дует легкий ветерок
Мы вдыхаем его чистый воздух
Нам хорошо и приятно
Мы хотим жить в мире с природой
И будем с друзьями защищать все живое.