Цель: закрепление знаний у детей по речевому развитию, полученных в течение учебного года.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания детей о последовательности изменений в природе весной;
Актуализация знаний по теме «Весенний лес»;
Актуализировать словарный запас детей за счет имен существительных – названий детенышей диких животных (медвежонок, лисята, зайчата, бельчата, волчата);
Совершенствовать умение подбирать прилагательные и глаголы к существительному. (Солнышко какое? Лучистое, светлое и т. д.. Что делает солнышко? Светит, припекает и т. д.);
Содействовать усвоению детей составлять рассказ по опорным картинкам;
Развивающие:
Развивать умение логически излагать свою мысль;
Развивать память, зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, речевую активность и общую моторику;
Воспитательные:
Воспитывать у детей доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, оказывать помощь друг другу.
Воспитывать любовь к родной природе и бережного отношения к ней;
Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.
Предварительнаяработа:
Наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы (солнце, небо, ветер, почки, птицы, одежда людей);
Опытно-экспериментальная деятельность: нагревание предметов от солнца, таяние снега и сосулек в помещении, установление причинно-следственной связи: где быстрее тает;
Рассматривание картинок с приметами ранней весны, открыток, перелетные птицы, дикие животные, репродукции художников;
Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений;
Отгадывание загадок, музыкальные произведения, приметы, звуки природы, беседы;
Разучивание: дидактические игры, развивающие игры, подвижные игры;
Художественное творчество: рисование на тему весна, раскраски.
Индивидуальнаработа:
Закрепить знание по теме «Мама и их детеныши» с Рамзаевым С., закрепить последовательность изменений в природе весной с Бурмантовой Д.
Материалыиоборудование:
Демонстрационный:
Презентация, мнемотаблица, дидактическая игра «Весеннее солнышко», облако из бумаги, солнце из бумаги, письма и бумажная ласточка.
Раздаточный:
Заготовка для аппликации, шаблоны лепестков, кисть, клей ПВА, салфетки.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте пожелаем нашим гостям здоровья и скажем ЗДРАВСТВУЙЕ!
Дети: Здравствуйте!
Встаем с детьми в круг и говорим:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
Доброе утро!!!
Воспитатель:
Посмотрите, у меня есть изображение «тучки» и «солнышка».
О каком настроении «говорит вам солнышко»? (веселом, радостным).
О каком настроении «говорит тучка»? (грустном)
А какое настроение сегодня у вас? (веселое)
Молодцы! А давайте повторим, как вы умеете показывать эмоции грусти и радости. (Воспитательпоказываютучку – детипоказываютэмоциюгрусти,показываетсолнышко – детипоказываютэмоциюрадости).
Введениевситуацию:
Воспитатель:
Ребята, слышите? Кто-то стучится?
Посмотрите к окну подлетела ласточка, это она, наверное, постучала в окно.
По- моему, ласточка что- то говорит на своём птичьем языке. Интересно, что она хочет нам сообщить? Посмотрите, что это у нее в клюве?
(Детинаходятконверт.Воспитательчитаетписьмо).
Ребята, собирайтесь скорее
В наш необычный поход.
Чудеса волшебные вас ждут!
А вы хотите отправиться в лес? Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами! А вы знаете, как надо себя вести в лесу? Расскажите.
Примерные ответы детей:
В лесу нельзя шуметь, цветы рвать, ветки ломать, мусор бросать.
Воспитатель:
Молодцы! Тогда отправляемся в путь!
Двигательноеупражнение
«Впуть!»
Большие ножки шли по дорожке! (Маршируем)
Маленькие ножки бежали по дорожке. (Бегнаместе)
Большие ножки шли по дорожке! (Маршируем)
Маленькие ножки бежали по дорожке. (Бегнаместе)
Актуализациязнаний.Основнаячасть.
Составление рассказа «Весеннийлес».
Воспитатель:
Вот мы с вами и в лесу! Вы, наверное, устали идти, тогда присаживайтесь на пеньки (детиприсаживаютсянавоображаемыепеньки,стульчики,наслайдекартина«Лесвесной».)
Ребята, в какой лес мы с вами пришли?
Примерные ответы детей:
Мы пришли в весеннийлес, красивый, сказочный, чудесный, волшебный.
Воспитатель:
Какое время года изображено на картинках (Представленонескольковариантоввесеннихкартин).
Примерные ответы детей:
Весна.
Воспитатель:
Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть это лето?
Вот какое солнышко у нас получилось, и в группе сразу стало ярче и теплее.
А давайте теперь посмотрим, что же в это время происходит в весеннем лесу?
Примерные ответы детей:
Лес оживает, с юга возвращаются перелетные птицы.
Воспитатель:
Прилетевшие из теплых стран соловьи наполняют весенний лес своими трелями.
Ребята, а я кажется, что-то слышу, а вы слышите?
Игра«Продолжизвук»
Зашумел ветер около уха (ш-ш-ш-ш).
Дятел стучит словно молоточком тук-тук, тук-тук.
Просыпаются насекомые: жуки, зажужжали (ж-ж-ж-ж).
Полетела оса около носа (с-с-с-с).
Поймали комара, послушаем (з-з-з-з).
Отпустили, сильно подуем (у-у-у-у).
Воспитатель:
Ой, ребята, мы с вами забыли главное правило, в лесу шуметь нельзя, а мы расшумелись. Давайте возьмем бинокли, а мы находимся в волшебном лесу, поэтому бинокли наши будут волшебные, посмотрим в них, никого не видите вокруг? Может там звери бродят. Дети, тихо, я кажется, кого-то заметила. Кто же это!?
Примерные ответы детей:
Медведица с медвежатами.
Воспитатель:
И, правда, медведица с медвежатами.
Давайте, притаимся, присядем на корточки и понаблюдаем за ними.
А почему мы их не встречали зимой?
Ответы детей:
Они спали в берлоге.
Воспитатель:
Что медведи едят весной?
Примерные ответы детей:
Свежую травку, улиток, муравьев из муравейника.
Чем кормит их мама (молоком)?
Посмотрите внимательно, ребята, кого мы еще видим? (слайд)
Примерные ответы детей:
Белка, заяц, лиса, волк.
Воспитатель:
А какие изменения происходят с этими зверями весной, кто мне расскажет?
Примерные ответы детей:
Звери линяют, меняют зимнюю теплую шубку на более легкую.
Воспитатель:
Как мы с вами уже знаем, у животных тоже бывают детки, а давайте вспомним, как называются детеныши диких животных. А, для того, что бы нам было интересней я взяла с собой мяч.
Игра «Мамыималыши» «Один-много». (Смячом).
- белка – бельчата - бельчонок;
- волк - волчата - волчонок;
- лиса – лисята - лисенок
- медведь - медвежата - медвежонок;
Воспитатель:
Какие вы молодцы, все знаете, давайте с вами немного отдохнем!
Я буду говорить и показывать, а вы повторяйте за мной!
Физкультминутка:
«Тримедведя»
Три медведя шли домой
Детишагаютнаместевперевалочку
Папа был большой-большой.
Поднятьрукинадголовой,потянутьвверх.
Мама с ним поменьше ростом,
Рукинауровнегруди.
А сынок – малютка просто.
Присесть.
Очень маленький он был,
Присев,качатьсяпо-медвежьи.
С погремушками ходил.
Встать,рукипередгрудьюсжатывкулаки.
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.
Детиимитируютигруспогремушками.
Детиприсаживаютсяна«пеньки».
Воспитатель:(Демонстрацияслайдов)
Молодцы!
Ребята, посмотрите скорее, растаял снег и на проталинах распустились цветы. Кто мне скажет, как они называются?
Ответы детей:
Подснежники.
Воспитатель:
Правильно! Эти цветы называются подснежники. Кто знает, почему они так называются?
Примерные ответы детей:
Они растут как будто из-под снега, подснежники появляются ранней весной, как только начинает таять снег.
Воспитатель:
Правильно, ребята! Иногда, кажется, что цветы проросли прямо из-под снега. Поэтому их называют–подснежники!
А скажите, подснежники можно рвать?
Примерные ответы детей:
Нет.
Воспитатель:
А мы с вами даже стихотворение знаем «Почему нельзя рвать цветы» давайте вспомним. (Детисовместносвоспитателемрассказываютстихотворение)
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они скоро погибнут.
Воспитатель:
Посмотрите сколько разнообразных первоцветов, первых весенних цветов, какие они красивые. (Демонстрацияслайдов:гиацинт,тюльпаны,нарцисс,весенник,медуница,крокусы)
Воспитатель:
Ребята, в лесу вы увидели подснежники, вам же захотелось их сорвать. (Ответыдетей)
Воспитатель:
Захотелось, захотелось. Я предлагаю нам всем вместе отправиться обратно в группу и сделать подснежники из бумаги.
- влево, вправо повернись, в группе обратно очутись!
Воспитатель:
Мы с вами и в группе, но прежде, чем приступить к работе давайте, разомнем наши пальчики:
Пальчиковаягимнастика:
Рукисжимаемвкулачки
По весне из почек – выросли цветочки, (разгибаемпальцыизкулака)
Сегодня мы с вами будем из готовых деталей делать подснежник на листе цветного картона.
Чтобы приклеивать лепестки, нам понадобиться: основа (с изображением проталины и стебелька от подснежника) лепестки из бумаги для цветка, клей ПВА, кисточка и салфетка.
Воспитатель:
Спинка у всех прямая, сели удобно и все старательно будем выполнять работу.
У вас у каждого на столе есть три лепестка будущего подснежника – два маленьких и один большой.
Шаг 2.
Берем сначала один маленький лепесток будущего подснежника. Кисточку самый кончик опускаем в стакан с клеем, не намазывайте лепесток полностью! Только в точке крепления к стеблю. Прикладываем к стеблю, прижимаем салфеткой и немного разглаживаем. То же самое делаем со вторым маленьким лепестком.
Шаг 3.
Берем большой лепесток. Так же кисточкой с клеем делаем точку у самого края лепестка. Прикладываем к стеблю, прижимаем салфеткой и немного разглаживаем. Наклеили большой лепесток. Благодаря этому, наша аппликация получится объемной.
Шаг 4.
Потом берём листочки, так же смазываем клеем только край и прикладываем стеблю. Прижимаем пальцем и немного разглаживаем салфеткой. Приклеили листок.
Воспитатель:
(Поокончанииработы) Вот какие красивые подснежники у нас получились. Молодцы!
На память об этом путешествии, у нас останутся вот эти прекрасные Цветы!
Итогзанятия.
Воспитатель:
Ребята, расскажите, где мы сегодня с вами побывали?
Что было для вас трудным в нашем путешествии?
Что вам запомнилось больше всего?
(Ответыдетей).
Воспитатель:
Ой, смотрите, кажется нам ласточка что-то оставила на окне.
Наокнестоитшкатулкассюрпризомиписьмом.
«Ребята, вы такие молодцы, столько всего знаете о весне, я вам дарю вот эти волшебные звездочки, они исполнят ваши самые заветные желания».