Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе
Тема: «Путешествие в мир весны»
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, физическая культура, музыка.
Познание: Продолжать знакомить детей с весенними признаками в живой и неживой природе (таяние снега, повышение температуры, день становится длиннее, а ночь короче, появляются проталины, капает с крыш, заканчивается спячка у животных, появляются насекомые, прилетают птицы, распускаются первые весенние цветы). Находить причинно-следственные связи и явлениях природы.
Коммуникация: Продолжать развивать связную речь детей. Умение строить развёрнутое суждение и умозаключение. Выразительно читать стихи.
Социализация: Воспитывать доброжелательное отношение к природе. Формировать навыки самооценки.
Материал: презентация с загадками и стихотворениями, картинки с характерным изображением признаков весны, интерактивные игры «Чей птенец?», «Кто в домике живет?».
Ход занятия:
- Ребята, отгадайте загадку:
Есть у радости подруга,
В виде полукруга.
На лице она живёт,
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится.
Грусть тоска её боится.
Что это? (улыбка)
Подарим, друг другу улыбку и с хорошим настроением продолжим занятие.
Ребята, какое сегодня число, день недели, месяц? А какое время года?
Вы, ждали весну? Вот она и пришла. Зимой вся природа спала, скованная снегом и льдом. Весной всё вокруг оживает.
Дидактическая игра «Подбери признаки, действия»: на фланелеграф выставляется жёлтый круг - солнце, без лучей, рядом разложены жёлтые полоски-лучи.
Ребята, что-то солнце сегодня не весёлое. Вы хотите его развеселить? Подарите ему ласковые слова. Скажите ласковое слово и приложите лучик к солнцу. (Ласковое, весёлое, озорное…)
Солнце - светит, греет, слепит, улыбается, радует, лечит, сверкает, выглядывает из-за туч, проглядывает сквозь листву, растапливает снег, высушивает капли и лужи, всходит и заходит.
Ребята, назовите первые признаки наступившей весны?
А мои картинки вам помогут. Дети рассказывает о признаках весны:
- Снег начинает таять, он становится рыхлым, грязным и превращается в воду.
Бегут звонкие ручейки.
С каждым днём становится всё теплее. Солнышко днём греет сильнее, чем утром.
На крышах домов образовались сосульки. Звенит весёлая капель
Днём стало пригревать солнце.
День стал длиннее.
Появились первые проталины.
Слышно звонкое чирикание воробьёв, они радуются наступлению весны.
Побежали, зазвенели ручьи.
Возвращаются перелётные птицы.
Еще мы все тепло одеты -
В фуфайки, в ватные штаны.
А все-таки весны приметы
Во всем, во всем, уже видны.
Какие приметы ранней весны вы знаете? Предполагаемые ответы детей:
Грач на горе – весна на дворе.
Грач на проталину, скворец на прогалину.
Увидал скворца – знай весна у крыльца.
В марте и курица из лужи напьётся.
Весна и осень - на дню погод восемь.
Почему так говорят: «Весна и осень - на дню погод восемь».
С юга возвращаются птицы. Какие птицы улетали на юг?
Дети: Журавли, скворцы, ласточки, стрижи, дикие утки, грачи, кукушки.
Весна: Верно! Мы сейчас с вами поиграем.
Физминутка «Птицы».
Мы будем птицами, которые возвращаются с тёплых стран на родину. Встали клином. Вот летят журавли и курлычут: «Курлы-курлы-курлы», а теперь дикие утки: «Кря-кря-кря». А за ними дикие гуси: «Га-га-га». А теперь превратимся в лебедей. Лебеди плавно взмахивают крыльями, красиво выгибают шею. Белоснежные, красивые птицы.
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Дети отгадывают загадки и по смыслу договаривают слова.
Давайте с вами вспомним стихи о весне Федора Тютчева «Зима недаром злится…»
Дидактическая игра «Чей птенец?»:
Грач- грачонок, грачата,
Аист-аистенок, аистята,
Стриж - стрижонок - стрижата,
Журавль- журавленок - журавлята,
Кукушка-кукушонок - кукушата,
Лебедь- лебеденок - лебедята,
Скворец- скворчонок- скворчата,
Утка - утенок - утята,
Гусь – гусенок - гусята.
Физминутка «Птицы».
В : На днях вспомнилось мне, как в детстве мама пекла по весне жаворонков – птичек из теста, с глазками-изюминками и хрустящей корочкой. Такая радость стояла в доме! А сколько ожиданий… Ведь в одной из птичек был секрет – орешек или цукат, кому она достанется, тот будет счастлив весь год. Конкретную дату и официальное название этого чуда я не знала. А оказывается, что наступает праздник 22 марта, имя ему «Сороки» или «Жаворонки». Еще его называют «птичьим днем». В истории этого дня множество фактов переплелось, языческие поверья с христианской традицией. Считалось, что именно в этот срок прилетают из теплых стран сорок птиц, и первыми из них появляются жаворонки. День с ночью равняются, а затем приходит весна, побеждая зиму.
Традиционно 22 марта пекли птичек из постного теста. Ребятишки насаживали их на длинные шесты, собирались на пригорке и кричали весенние заклички, призывая жаворонков, а с ними – тепло. Бывало, что в хрустящих птичек прятали маленькие предметы. Это было своеобразным гаданием. Кто колечко достанет – семьей обзаведется, монетку – разбогатеет.
Заклички:
Жаворонки,Жаворонки,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весну- красну.
Зима надоела,
Весь хлеб поела.
Развлечением деревенской молодежи были «Веснянки» - особые песни и хороводами и играми:
Весна, весна красная,
Приди весна с радостью.
С радостью великою,
С милостью богатою.
Со льняном высоким.
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!
В : Дети, вам понравилось наше путешествие в мир весны.
Дети: Понравилось.
В: Понравились и вы мне. Я подарю вам подарки – картинки, но не простые, а картинки-раскраски.
Итог: - Как называлось наше путешествие? - Что вам больше всего запомнилось? - Сегодня вечером предлагаю вам нарисовать свои впечатления о путешествии в весенний лес и поделиться ими со своими родителями.