Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД "Дымковская игрушка"»
Конспект занятия по художественному - эстетическому развитию
в старшей группе
Тема: «Дымковская игрушка»
Программные задачи:
Приобщить детей к миру прекрасного, учить видеть в неприметной игрушке выразительный образ народного промысла – дымковской расписной игрушки. Создать условия для познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с дымковской игрушкой.
Цели: Закрепить знания детей об особенностях и своеобразии дымковской игрушки.Закрепить умение самостоятельно реализовывать замысел в росписи дымковских игрушек, используя нетрадиционные техники рисования (тычком, ватными палочками).
Задачи:
Развивающие:
Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты; Способствовать творческой активности в процессе изобразительной деятельности.
Образовательные: умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, а также технику прорисовки овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки. Развивать чувство симметрии, ритма.
Воспитательные задачи:воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров. Способствовать проявлению положительных эмоций; воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.
Оборудование: ИКТ; разные народные игрушки ; дымковские игрушки; глина, стаканчики с водой, салфетки; кисточки, ватные палочки, краски, гуашь.
Ход занятия:
Дети входят в зал в народных сарафанах и держась за руки ведут хоровод исполняя песню «Ой вставала я ранёшенько»
В-ль: Здравствуйте, гости дорогие! Как я рада встрече с вами. Добро пожаловать к нам на ярмарку народных промыслов! Какие вы нарядные да ладные все, а знаете ли вы, что это за игрушки расписные?
- Дети : Да
1 ребёнок:
Мягко падает снежок, вьется голубой дымок. Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом. Голубые дали, и село большое Дымково назвали.
2 ребёнок:
Там любили песни, пляски. В селе рождались чудо-сказки. Вечера зимою длинны, и лепили там из глины.
3 ребёнок:
Все игрушки не простые, а волшебно расписные. Белоснежны, как березки - кружочки, клеточки, полоски – простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.
4 ребёнок:
И пошла о Дымке слава, заслужив на это право. Говорят о ней повсюду. Удивительное чудо!
В-ль: Присаживайтесь «Посидим рядком, да поговорим ладком!»
Дети на слайде рассматривают дымковские игрушки , а воспитатель рассказывает о них.
- Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка. Так ее называют по месту происхождения. С берега реки Вятки видна заречная слобода Дымково. Здесь в далёкую старину и зародилась эта игрушка.
-Делают её из глины, которую сначала замачивают, затем отстаивают, дают ей созреть, а затем мастерицы делают поделки. Вначале были свистульки, их лепили долгими зимними вечерами на радость детям, потом появились петушки, коньки, уточки, козлята, барышни, водоноски.
-Все поделки обжигаются в печи, чтобы были крепкими и звонкими.
-Потом разводят на молоке мел и белят игрушки. После этого наступает пора расписывать их.
В- ль: Почему же село это назвали Дымково?
Дети: Когда на улице было очень холодно, в домах затапливали печь. Дыма на улице было так много, что ничего не было видно. Один дым. А летом в пасмурную погоду, возле реки стоял густой туман и казалось, что село стоит как-будто в дымке. Вот и назвали то село Дымково.
В- ль: В те времена у детей игрушек не было. Вот взрослые и начали лепить для них разные игрушки.
Из чего же мастера лепили дымковскую игрушку?
Дети: Из глины.
В-ль: А где мастера брали глину?
Дети: На берегу реки Вятке, которая протекала рядом с селом.
В-ль: Но глина коричневая не красивая, как же игрушки получились такие веселые, нарядные?
Дети: Сначала игрушку лепили, потом подсушивали, обжигали в печи, покрывали мелом, разведенным на молоке, а потом расписывали.
В-ль: Да, ребята, так и появились дымковские игрушки.
В-ль: В какое время года взрослые лепили игрушки?
Дети: В зимнее время года.
В-ль: Да, ребята, именно в зимнее время года мастера занимались дымковской игрушкой, так как весной, летом и осенью у них было много работы в огороде, дома, на скотном дворе. Ребята, а какие вы пословицы знаете о труде?
Дети:
1. Дело мастера боится.
2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
3. Терпение и труд - все перетрут.
4. Труд человека кормит, а лень портит.
5. Кто первый в труде, тому слава везде.
Вос-ль : Молодцы ребята всё запомнили. А какими красками по цвету наносят узор?
Дети:- разноцветными - красными
- синими
- зелёными
- жёлтыми
В- ль: А как одним словом можно сказать про цвета, краски?
Дети: Яркие, нарядные, веселые, праздничные.
В-ль : Какие элементы дымковской росписи вы знаете?
Дети: Круги, полоски, точки, сетка, кольцо.
В-ль: Что означает круг в дымковской росписи? Волнистая линия, клеточки.
Дети: Солнце, вода, земля.
В- ль: правильно ребята и от этого хоровода ярких красок получаются очень весёлые игрушки. Весной все поделки появляются на ярмарке. Вот как у нас с вами и ярмарка и веселье. А называли весеннюю ярмарку из – за первых свистулек «Свистунья». Давайте ребята споём песню про «Савку и Гришку» и то как они играли на «Дуду».
Песня «Савка и Гришка»
В-ль : Молодцы ребята хорошо поют, но мы ведь умеем не только петь, мы можем лепить и расписывать дымковскую игрушку.
Дети: Да.
В –ль: Посмотрите сколько здесь на ярмарке поделок, а вы хотите свои поделки тоже выставить на ярмарке? Пусть все увидят, что вы тоже мастера. Проходите в мастерскую.
Физкультминутка.
Привезли мы глину с дальнего бугра Взялись за руки, идут по кругу
Ну-ка за работу, чудо-мастера! Вытягивают руки вперёд, в стороны
Слепим, высушим – и в печь! Лепят ладошками
А потом распишем. Пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии
Будем мы игрушки «печь», Лепят» ладошками
Печка жаром пышет. Кулачки сжимают и разжимают
А в печи – не калачи, Машут указательным пальцем
А в печи – игрушки! Вытягивают руки вперёд
Дети по подгруппам садятся за столы
1 подгруппа: Лепят из глины козлят и индюков
2 подгруппа :Покрывают готовую игрушку конька- белой гуашью
3 подгруппа :На готовую, покрытую белой гуашью барышню наносят узор. (для второй и третей подгруппы детей игрушки были сделаны раньше
Когда дети закончат работу они выставляют свои работы рядом с готовыми поделками и читают стихи:
1 ребёнок
Кони глиняные мчатся, На подставках что есть сил, И за хвост не удержаться, Если гриву упустил!
2 ребёнок
Как у нас -то козел,
Что за умный был
Сам по воду ходил
Сам кашу варил.
3 ребёнок
Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд
Сидит кокошник горделиво, барышня так красива.
4 ребёнок
Вот Индюк нарядный!
Весь такой он ладный!
Всех нарядом удивил,!
Крылья важно распустил!
5 ребёнок
Мы лепили вам из глины
Все игрушки не простые
А волшебно – расписные
Белоснежны как берёзки
Кружочки, клеточки, полоски
Простой казалось бы узор
Но отвести не в силах взор.
6 ребёнок
И пошла о дымке слава,
Заслужив на это право.
Говорят о ней повсюду,
Удивительному чуду мы поклонимся не раз!
О древней дымковской игрушке, рассказали мы сейчас.
Игра «Карусели»
После игры дети водят хоровод приговаривая слова и исполняя движения:
Раз, два, три, четыре-
Круг поуже, круг пошире.
На носочек и на пятку
Веселей пляши в присядку!
Влево в право повернись
Веселее улыбнись.
7 ребёнок
Ой вы гости дорогие
У нас игрушки расписные.
Приходите снова к нам
Рады мы всегда гостям.
Пришло время расставанья
До свиданья! До свиданья!
В-ль: Все ребята молодцы, потрудились от души.
Ну, что ж, за такую работу полагается награда, каждый мастер заслужил, потому что поработал на славу (раздаются петушки на палочке).