Конспект НОД «Лепка птиц по мотивам дымковских игрушек».
Конспект НОД «Лепка птиц по мотивам дымковских игрушек».
Раздается цокот копыт и звон колокольчиков.
- Дети, кто-то прискакал к нам на лошади! Давайте посмотрим! Да это птичница из села Дымково! Посмотрите, какая она красивая, нарядная.
( Воспитатель вносит подставку с дымковскими игрушками: птичницей, петухом и курицей)
- Дети, с кем приехала птичница?
- С петухом и с курицей.
- Правильно, вот таких петухов и курочек мы сегодня с вами будем лепить, а птичница в конце занятия скажет нам, как удались наши игрушки. Дети, мы с вами уже лепили петуха и курочку, давайте вспомним, что интересного, особенного есть у дымковских игрушек?
- Они красивые, у них хвосты изогнутые, пышные, крылья волнистые.
- Верно. У дымковских птиц богатое оперение, волнообразное, как меха у гармошки. Но внешний вид курицы и петуха отличается. Какие отличия вы заметили?
- У петуха хвост большой, волнистый, а у курицы - маленький. У курицы еще гребешок вверх вытянут, а у петушка шапочкой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД «Лепка птиц по мотивам дымковских игрушек».»
Ё
Конспект занятия лепка «Лепка птиц по мотивам дымковских игрушек».
Программное содержание:
Продолжать учить детей лепить птиц по мотивам дымковских народных игрушек, подмечать и отражать в работе отличительные особенности петуха и курочки: у петуха - гребешок-корона и богатое оперение, у курочки - маленький хвост, небольшой гребешок.
Закреплять умение лепить птиц из целого куска, дополняя изделие деталями путем налепа. Отрабатывать умение волнообразно, изогнуто лепить крылья, оперение хвоста.
Развивать желание лепить глиняные игрушки, делать их красивыми, выразительными, похожими на настоящие.
- Дети, кто-то прискакал к нам на лошади! Давайте посмотрим! Да это птичница из села Дымково! Посмотрите, какая она красивая, нарядная.
( Воспитатель вносит подставку с дымковскими игрушками: птичницей, петухом и курицей)
- Дети, с кем приехала птичница?
- С петухом и с курицей.
- Правильно, вот таких петухов и курочек мы сегодня с вами будем лепить, а птичница в конце занятия скажет нам, как удались наши игрушки. Дети, мы с вами уже лепили петуха и курочку, давайте вспомним, что интересного, особенного есть у дымковских игрушек?
- Они красивые, у них хвосты изогнутые, пышные, крылья волнистые.
- Верно. У дымковских птиц богатое оперение, волнообразное, как меха у гармошки. Но внешний вид курицы и петуха отличается. Какие отличия вы заметили?
- У петуха хвост большой, волнистый, а у курицы - маленький. У курицы еще гребешок вверх вытянут, а у петушка шапочкой.
- Да, хвост у петуха богаче, больше волнообразных крыльев, а гребешок, как корона. Сейчас я вам покажу, как лепить крылья. Беру небольшой кусочек глины, раскатываю, а затем немного сплющиваю (сопровождает показом), пластину делю пополам, чтобы получились два боковых крыла. Затем прикрепляю крыло к туловищу птицы, тщательно примазываю и только потом прищипываю края так, чтобы получилось волнообразно. А кто расскажет, как лепить корону-гребешок?
- Сначала надо слепить пластину, затем прилепить к голове, соединить и прищипнуть края.
- Правильно, с чего начнете работу?
- С деления глины на большой кусок, для туловища, и поменьше, для крыльев и гребешка.
- Как будем лепить птицу?
- Сначала лепится овальное туловище, затем оттягивается голова с шеей и хвост, а затем прикрепляются гребешок и крылья.
- Для чего, ребята, нужна вода и тряпочки?
- Чтобы загладить поверхности игрушки, сделать ее гладкой, ровной.
- Молодцы, ребята. Я вижу, что вы готовы лепить дымковских птиц. Приступайте к работе.
(Воспитатель проверяет, правильно ли дети пользуются приемами лепки, подсказывает, помогает советом, ведет индивидуальную работу).
После того, как дети закончат лепку, устраивается выставка работ. Воспитатель с детьми и с птичницей рассматривают петушков и курочек, отмечают наиболее удачные.
- У Тани петушок красивый, вытянул шею, раскрыл клюв, хочет запеть от радости. Крылья у него волнистые, хорошо прикреплены и отглажены, вид у петушка важный.
- Петя сделал курочку-хохлатку, он постарался аккуратно загладить тряпочкой поверхность, такой курочкой всем хочется поиграть.
В конце занятия птичница благодарит детей за хорошие работы, прощается с ними.
Занятие по рисованию «Хохломская роспись. Узор на миске»
Цель занятия : Составление узора из плавно изгибающейся ветки с ягодками, листьями, завитками, травками.
Задачи: Образовательная: Продолжать знакомить с искусством Хохломы
Формировать умение сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи: черный, красный, золотой (охра). Развивать творческие способности детей.
Воспитательная: Воспитать аккуратность, умение объективно оценивать детские работы.
Демонстрационный материал. Миска с хохломским узором или образец ее, нарисованная миска с изогнутой веткой.
Раздаточный материал. Миски черного цвета, вырезанные из бумаги: гуашь, мягкие кисточки.
Ход НОД:
Все за парты дружно сели, на меня все посмотрели чтобы занятие получилось интересным, творческим начинаем занятие с хорошего настроения.
Показать детям миску с хохломским узором или образец.
Каким узором украшена миска?
Как вы узнали, что хохломским?
Сегодня будем учиться украшать хохломским узором низкую миску. Посмотрите внизу и вверху на изделии нарисованы прямые полоски. Это кайма.
Из чего состоит узор на миске? (Из ветки с ягодами, листками, завитков и травки) .
Вызвать ребенка к доске. Предложить провести пальцем вдоль ветки и сказать:
Какая ветка? (Изогнутая) .
Как расположены на ветке ягоды и листики?
Где расположены завитки и травка?
Назовите цвета, которыми нарисованы элементы узора на черной миске.
Хотя узор нарисован всего двумя с красками, но сочетание черного фона с яркими красками сделано изделие нарядным. Порядок нанесения элементов хохломской росписи.
Порядок рисования элементов узора: вверху и внизу изделия рисуют кайму, затем вдоль миски слегка изогнутую ветку; на ней изображают ягоды, листья (по три) затем на всех свободных местах на ветке изображают завитки и тоненькую изогнутую травка.
В каком порядке следует рисовать элементы узора?
Физминутка.
На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты.
Ветер дует иногда,
Только это не беда.
Наклоняются цветочки
Опускают лепесточки.
А потом опять встают
И по- прежнему цветут.
Игра. «Составь узор»
Когда дети нарисуют ягоды и листья, посоветовать дорисовать к ягодам мелкие детали на их концах (точки или «усики», а на листьях- прожилки (черные). Завитки и травку рисовать кончиком кисти.
Анализ рисунков. Найдите миски, наиболее похожие на хохломские.
Чем они похожи на хохломские? (Узор, расположение, цветосочетание) .
На каких мисках узор получился густым, где он занимает на изделии много места?
Где на изделиях особенно тонкая травка и завитки?
Конспект занятия по рисованию «Узор на миске» (хохломская роспись)
Цель: Украшение шаблона посуды (миски) узором по мотивам хохломской росписи (узор из плавно изгибающейся ветки с ягодками, листьями, завитками, травками) .
Задачи:
1. Учить основным приёмам кистевой росписи шаблона посуды (миски, совершенствовать свободное владение кончиком кисти;
2. Формировать умение сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи: черный, красный, золотой (охра). Развивать творческие способности детей.
3. Развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади.
4. Воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству.
Демонстрационный и раздаточный материал: Хохломские изделия, посылка, расписанная хохломской росписью; аудиозапись русской народной музыки; тонированные заготовки-шаблоны мисок; приглашение на выставку; кисти; гуашь, непроливайки с водой; цветовая схема хохломы; пошаговая схема хохломского узора.
Ход НОД:
Воспитатель: - Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад я увидела у нас в группе вот эту необычную посылку. Как вы думаете, от кого эта посылка? (ответы детей) .
Воспитатель: Эта посылка от хохломских мастеров.
А что вы знаете о хохломской росписи? Что ей расписывали? (Ответы детей). Какие элементы росписи вы знаете? (Ответы детей). Молодцы! А вы хотите посмотреть, что в посылке?
Воспитатель: - В ней лежит приглашение на выставку хохломских изделий (читает приглашение)
Низко кланяемся вам, дорогие гости!
Приходите, нашу выставку посетите
Кому посуда для кашки-окрошки,
Чудо-блюдо да чашки, ложки
Откуда посуда?
Да к вам приехала сама
Золотая Хохлома.
Воспитатель: Ну вот, мы с вами и оказались на выставке хохломских изделий. Посмотрите, сколько красивой посуды на нашей выставке, и вся она красивая, нарядная, расписная. Посмотрите, ребята, здесь не только посуда, но и мебель, расписанная хохломскими мастерами.
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Небывалой красоты.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой
Воспитатель: А давайте теперь с вами вспомним, каким узорами мастера расписывали свою волшебную посуду? (завиток, капелька, кустик, ягодка, листик, веточка, травинка)
Воспитатель: – А какие цвета использовали мастера? (золотой, черный, красный, зеленый, коричневый) .
Воспитатель: – Как хорошо вы все запомнили, ребята, вот теперь я думаю, вам знаний о хохломе хватит для того, чтобы сегодня ненадолго превратиться в русских мастеров и самим попробовать расписать деревянную посуду хохломской росписью.
Воспитатель: Хохломские мастера прислали нам в своей посылке вот такие миски. Давайте сделаем их нарядными и расписными. И в этом нам поможет Золотая Хохлома.
Воспитатель: Ребята, давайте мы вместе с вами превратимся в настоящих мастеров Хохломы. Для этого нам нужно сказать волшебные слова и сделать волшебные движения.
Физкультминутка:
Птица хохломская крыльями махала
Крыльями махала – злато рассыпала.
Головой качала, в стороны качала
Да, с землицы русской травы собирала.
Травы собирала, чаши украшала,
Мастерство с любовью нам передавала. Руки в стороны, махи
Махи, встряхиваем кисти рук
Наклоны голы
Наклоны в пол, собираем
Собираем, обводим руками круг
Руки к сердцу, руки вперед.
Воспитатель: А теперь ребята, давайте пройдем в нашу мастерскую (дети проходят к своим рабочим местам) .
Воспитатель: Давайте ещё раз вспомним, какие цвета используют хохломские мастера? (золотой, черный, красный, зеленый, коричневый) (воспитатель размещает на доске цветовую схему хохломы)
Воспитатель: В каком порядке следует рисовать элементы узора? (вверху и внизу изделия рисуют кайму, затем вдоль миски слегка изогнутую ветку; на ней изображают ягоды, листья (по три) затем на всех свободных местах на ветке изображают завитки и тоненькую изогнутую травка) (воспитатель размещает на доске пошаговую схему рисования узора)
Воспитатель: - Теперь мы можем приниматься за работу. Помните, что рисовать нужно аккуратно. А чтобы вам было веселее рисовать, я включу вам музыку (Во время работы детей, тихо звучит русская народная мелодия) .
(По окончании работы организуется выставка рисунков.)
Хохлома, хохлома -
Наше чудо дивное!
Мы рисуем хохлому
Красоты невиданной.
Нарисуем травку
Солнечною краской,
А цветы-огоньки
Красной краской от зари.
Роспись хохломская.
Словно колдовская.
В сказочную песню
Просится она
И нигде на свете
Нет таких соцветий -
Всех чудес чудесней
Наша хохлома!
Воспитатель: Найдите миски, наиболее похожие на хохломские.
Чем они похожи на хохломские? (Узор, расположение, цветосочетание) .
На каких мисках узор получился густым, где он занимает на изделии много места?
Где на изделиях особенно тонкая травка и завитки?
Молодцы, ребята! Вы стали настоящими хохломскими мастерами