Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД "Дымковская игрушка"»
Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию проведенного в старшей группе МБДОУ – детский сад № 77 составила студентка III курса ИПиПД Попугаева А.П.
Тема: «Дымковская игрушка».
Возрастная группа: старшая группа.
Форма организации: групповая, индивидуальная, парная.
наглядные - дымковские игрушки, фотографии, иллюстрации, образцы элементов дымковской росписи;
мультимедийные – презентация;
литературные - стихи, загадки;
музыкальные – 3-4 отрывка разно-жанровых музыкальных произведений, весёлые русские народные песни (мелодии)
оборудование – ИКТ; CD – проигрыватель; разные народные игрушки; шкатулка; карточки-схемы, для выстраивания алгоритм последовательности рисования дымковской игрушки; шаблоны – силуэты дымковских игрушек (по желанию детей); стаканчики с водой (по количеству детей); салфетки; кисточки, ватные палочки, краски, гуашь, карандаши, восковые мелки (по выбору детей)
Цель: Создать условия для развитие познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с дымковской игрушкой.
Задачи:
Обучающие задачи:
Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки. Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.
Развивающие задачи:
развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;
развивать активную речь (речь-доказательство, речь – аргументация) детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек, в поиске идентичных элементов;
развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, а также технику прорисовки овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки. Развивать чувство симметрии, ритма.
развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат исследования;
Развивать чувство ритма при игре на музыкальных инструментах.
Воспитательные задачи:
воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;
способствовать проявлению положительных эмоций;
воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.
Планируемый результат:
активность в продуктивной деятельности, в разговоре;
чувство ритма и мелодики поэтического текста, музыки;
проявление эмоционального отношения к литературным и музыкальным произведениям;
умение взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы;
умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта;
умение делиться с педагогом и детьми своими впечатлениями;
применение усвоенных способов рисования ватной палочкой, кистью в самостоятельной деятельности;
стремление создать выразительный и интересный образ с помощью использование шаблона или без него, выбирая самостоятельно средства для рисования;
умение самостоятельно делать выводы;
умение сосредоточенно действовать в течение 15 – 25 мин.;
Ход деятельности:
Этап деятельности
Содержание совместной деятельности
Деятельность педагога
Деятельность детей
Планируемый результат
1 этап
Организационный
(2 мин.)
-ситуативный разговор
-загадка
Здравствуйте ребята, рада всех вас сегодня видеть.
Здравствуйте — желаю вам здоровья!
В слове этом — мудрость, доброта, Что всегда соседствуют с любовью, И души народной красота!
Ребята, а вы готовы сегодня узнать секреты народных мастеров из Дымково, о красоте их творчества?
Тогда выбирайте в группе самые удобные места.
Дети, вы ничего странного в группе не заметили?
Как узнать от кого письмо? Откуда? (Письмо от мастеров из Дымково, в нем загадка:
Солнце яркое встаёт,
Спешит на ярмарку народ,
А на ярмарке товары:
Продаются самовары,
Покупают люди сушки
И отличные игрушки!
А вот какие игрушки отгадайте? -
Весёлая белая глина
Кружочки полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы,
А ну-ка отгадайте - ка друзья! (Дымковская)
(открывают Шкатулку Мастеров)
Приветствует детей задаёт положительный эмоциональный настрой
Предлагает и корректирует выбор детей
Создаёт проблемную ситуацию, показывает и свою заинтересованность
Приветствуют друг друга и гостей
Выбор удобного места для творчества
Дети обходят группу в поиске необычного предмета, находят шкатулку мастеров. Обследуют её, находят письмо.
Дети высказывают свои мысли о том, что делать с письмом и Шкатулкой Мастеров, кто-то из детей читает письмо или предлагают это сделать взрослому.
Дети настроены на общение
Проявляют интерес к предстоящей деятельности
2 этап
Работа над темой
-проблемная ситуация
(1 мин.)
Все ли игрушки у нас дымковские в Шкатулке Мастеров? Выберите себе любую дымковскую игрушку
Решают проблемную ситуацию, выбирают игрушку, рассматривают элементы росписи, сравнивают с элементами росписи игрушек других ребят группы.
Умение делать вывод и его аргументировать
-презентация
(3 мин.)
Вятский край издавна славился художественными промыслами. Работы талантливых народных умельцев были повсеместно известны ещё в далеком прошлом. Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка. Почему игрушка могла получить такое название? Игрушку называют «дымковской» по месту её проживания. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, когда туман слобода вся – будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка. А как выдумаете, как люди узнали о дымковской игрушке мастеров? Зарождение этого промысла связывают с древним народным праздником «Свистунья», к которому в течение всей зимы мастерицы готовили разнообразные свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц. Весенний праздник сопровождала бойкой торговлей свистульками. Их яркая, красочная роспись соответствовала общему радостному весеннему настроению. Всюду звучали, народные музыкальные инструменты.
Вводит элементы новизны, используя сюрпризный момент на основе наглядных информационных средств, вовлекает в слушание, стимулирует интерес детей.
Слушают, узнают об истории создания дымковской игрушки, рассуждают.
Обогащает опыт, проявляет интерес к народной игрушке.
-отгадывание на слух какой музыкальный инструмент звучит
(2 мин.)
За ширмой звучат музыкальные инструменты, поощряет детей за внимательность и правильные высказывания
Внимательно выслушивают, называют музыкальный инструмент
Определяет музыкальные инструменты.
Знает названия русских народных музыкальных инструментов
-музыкальная игра
(2 мин.)
Приглашает детей к совместной деятельности, выражает восхищение
Выбирают музыкальный инструмент, слушают русскую народную мелодию, стараются ритмично попадать в такт мелодии, демонстрируют положительные эмоции
Умение выбивать ритм.
Получение в процессе игры положительных эмоций.
Обеспечена потребность детей в движении.
- подвижная игра
«Найди игрушку»
(с музыкальным сопровождением)
(2 мин.)
Знакомит детей с игрой, даёт инструкцию, стимулирует к внедрению в игру правил, предложенных детьми
Выбирают свои правила игры, выбирают партнёров, демонстрируют физическую активность
Умение слушать, выполнять выбранные правила.
Умение ориентироваться в пространстве.
Реализована потребность детей в общении
-продуктивная деятельность
(9-10 мин.)
Вовлекает детей в изобразительную деятельность, предлагает детям карточки из шкатулки мастеров. Для выбора последовательности раскрашивания игрушки,
постановка проблемы; способствует групповой работе детей, либо в парах, тройках или индивидуально напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность; предоставляет время для творческой деятельности; предоставляет выбор техники элементов раскрашивания и материалов, наблюдает за детьми во время выполнения задания.
Ребёнок выбирает способ взаимодействия при выполнении своей работы: индивидуально в паре, в тройке в подгруппе, по желанию использует шаблоны – силуэты дымковской игрушки из Шкатулки Мастеров, выбирает материалы (краски гуашь, кисточки или ватные палочки), которые можно применить для изобразительной деятельности. Если возникла трудность, дети обращаются за помощью к воспитателю и друг другу.
Проявляет творческую активность в процессе изобразительной деятельности;
Умение подбирать необходимые материалы для работы;
Умение делать логический вывод;
Умение следовать правилам
3 этап
Итог творческой деятельности
Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); обеспечивает открытость на ориентированную самостоятельную или совместную с родителями деятельность; предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свои работы.
Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную) деятельность; высказывают эмоциональный отклик.
*(Выставка, ярмарка, подарок-предложения детей)
Умение оценивать результат своей деятельности;
Умение выражать чувства;
Умение делать выводы;
Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность.
-чтение стихов о дымковских игрушках)
(2-3 мин.)
1. Вот индюк нарядный,
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
2. Индюк сказочно красив,
Он напыщен, горделив,
Смотрит свысока вокруг,
Птица важная индюк.
3. Удивительный наряд:
Сидит кокошник горделиво,
Водоноска так красива,
Как лебёдушка плывёт,
Песню тихую поёт.
4. Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Длиннорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.
5. Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
В Дымкове, за Вяткою рекою,
Драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя,
Труженицы славные живут.
Кто-то сделал индюка- распушенные бока,
У кого-то глина стала вдруг павлином.
Кто-то вылепил синицу- сразу стало веселей.
Мастера и мастерицы появились на селе.
Приглашает к чтению стихов
Слушают, читают стихи
Проявляют эмоциональное отношение к литературным произведениям.
-исполнение русской народной песни
(2 мин.)
*возможно исполнение песни «Ярмарка», либо другая (по выбору детей)
Выбирают песню, партнёра (если необходимо), сочетают движение в с музыкой самостоятельно
Имеют чувство ритма и мелодики музыки;
Проявляют эмоциональное отношение к музыкальному произведению
Обогащение тактильного опыта
Показатели и критерии оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью.
Определение уровней развития изобразительных умений и навыков детей и их творческих проявлений.
Художественная деятельность объединяет в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд. Интеграция позволяет педагогам и воспитателям формировать интересы детей, их потребности, приобщать к основам культуры, искусства, к различным видам художественной деятельности, развивать творчески самостоятельную личность.
Изобразительная деятельность значит для ребенка очень много. Поэтому для педагога очень важен анализ уровня развития изобразительной деятельности ребенка как показатель его эстетического и интеллектуального развития, а также уровень ее освоения ребенком в тот или иной возрастной период.
В связи с этим важны показатели и критерии оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью. В качестве их я использую разработанные показатели и критерии И.А.Лыковой, Т.Г.Казаковой, Л.А.Парамоновой, Е.А.Флёриной, А.Е.Шибицкой, Т.С.Комаровой, А.Н.Малышевой.
Полный набор критериев и показателей, объединен в единую таблицу, что позволяет оперативно проанализировать более глубоко характеристики уровня овладения детьми изобразительной деятельностью. Для этого отобран ограниченный набор критериев и показателей, общий для всех видов изобразительной деятельности (таблицы 1,2)
На основе этих показателей проводится диагностика обследования умений и навыков дошкольников в изобразительной деятельности.
В качестве тестового задания нами было выбрано задания дорисовывания кругов. Выбор диагностического задания был продиктован следующими соображениями: оно является частью задуманной программы, направленной на развитие детского изобразительного творчества и в связи с этим стимулирует творческие способности детей и дает детям возможность эксплицировать, модифицировать и трансформировать имеющийся опыт. Задания должны быть в совокупности изображенных образов, имеющих общую основу (круг), отразить сложности творческого процесса. На альбомном листе бумаги нарисованы графитным карандашом 6 кругов одинаковой величины (диаметр 4,5 см). Детям предлагается подумать, чем может быть каждый круг, и дорисовать.
Результаты выполнения детьми задания оцениваются по 3-х бальной системе.
Оценка 3 (высокий уровень) ставится тем детям, которые наделяют оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения одного или близкого образца.
Оценка 2 (средний уровень) ставится тем детям, которые наделяют образным содержанием все или почти все круги, но допускают почти буквальное повторение (например, цветочек или мордочка) или оформляют круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, солнышко и т.п.).
Оценка 1 (низкий уровень) ставится тем, кто не смог наделить образным решением все круги, задание выполняют не до конца и небрежно.
Конечно, принятая оценка очень проста и не позволяет достаточно точно и разностороннее охарактеризовать уровни интеллектуально-эстетического развития детей. Но я исхожу из того, что, во-первых, в диагностике это не единственное задание и оно лишь дополняет данные, полученные при применении других диагностических методик, а, во-вторых, я считаю достаточно важным, то, что данная методика настолько проста, что может быть использована любым воспитателем. И это позволит педагогам увидеть насколько эффектна их работа по обучению детей изобразительной деятельности и развитию их творчества. Здесь оценивается не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы ли характерные детали или ребенок ограничился лишь передачей общей формы). Учитывается также техника рисования и закрашивания. Подсчитывая общее количество баллов, полученное детьми каждой группы, делится на количество детей в ней. Также подсчитывается общее количество образов, созданных детьми группы, и выделяется число индивидуальных изображений.
Для определения уровней развития изобразительных умений и навыков детей и их творческих проявлений я руководствовались критериями, разработанными Т.С. Комаровой.
1. критерий: содержание выполненного изображения, его компоненты, их разнообразие;
2. критерий: передача формы (формы простая или сложная, передана точно или искаженно);
3. критерий: строение предмета (части расположены, верно, или нет);
4. критерий: цвет (цвета яркие или бледные, теплые или холодные);
5. критерий: характер линий (нажим сильный или слабый, раскраска мелкими штрихами или крупными).
Чтобы проверить, в какой степени ребенок овладел тем или иным умением, я провожу контрольное обследование 2 раза в год. Это позволяет оценить динамику развития ребенка, спланировать дальнейшую работу с учетом дополнительных занятий для формирования необходимых навыков.
Таблицы для обследования умений и навыков, разработанные А.Н.Малышевой я использую для обследования умений и навыков работы с ножницами, тканью, ножницами детьми старшая группа и подготовительной группы.
Обследование умений и навыков работы с ножницами (старшая группа)
№
Ф.И. ребенка
Умение держать ножницы
Вырезание несложных предметов по контуру
Работа с выкройкой
Точность выполнения
Координация движений
Умение пользоваться выкройкой
Вырезание по готовой выкройке
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Обследование умений и навыков работы с тканью (старшая группа)
№
Ф.И ребенка
Умение различать разновидности ткани
Выдергивание нити по краю ткани (бахрома)
Выполнение аппликации на ткани
Точность выполнения
Координация движения
Зрительно
Тактильно
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Обследование умений и навыков работы с нитью (старшая группа)
№
Ф.И.ребенка
Умение сматывать нитки
Умение плести
узоры на станке
Выполнение
ниткописи
Точность выполнения
Координация движений
В намотку
В клубок
По образцу
По замыслу
По образцу
По замыслу
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
(таблица 1)
Параметры развития детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности.
Параметры развития
Виды творческого развития
Высокий уровень развития
Средний уровень развития
Низкий уровень развития
Овладение техническими навыками и умениями.
Живопись
Графика
Архитектура
Скульптура
Художественно – прикладное творчество
Нетрадиционные техники
Полностью владеет техническими навыками и умениями.
Испытывает затруднения в применении технических навыков и умений.
Пользуется помощью педагога.
Развитие цветового восприятия.
Использует всю цветовую гамму. Самостоятельно работает с оттенками.
Использует всю цветовую гамму.
Использует не более 2-3 цветов.
Развитие композиционных умений
Самостоятельно составляет и выполняет композиционный замысел.
Испытывает затруднения в композиционном решении.
Изображает предметы не объединяя их единым содержанием.
Развитие эмоционально – художественного восприятии, творческого воображения.
Видит красоту окружающего мира, художественных произведений, народного декоративно - прикладного творчества, отражает свое эмоциональное состояние в работе. Увлечен выполнением работы, создает образы самостоятельно, использует в полной мере приобретенные навыки.
Видит красоту окружающего мира, художественных произведений, народного декоративно - прикладного творчества. Испытывает затруднения в передаче своего эмоционального состояния через образы.
Чувствует красоту окружающего мира, художественных произведений, народного декоративно - прикладного творчества. Но не может самостоятельно выразить свое эмоциональное состояние через образ, цвет.
(таблица 2)
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
обследования уровня развития детей старшего дошкольного возраста в художественно – творческой деятельности
№
Фамилия, имя ребенка
Живопись
Графика
Архитектура
Скульптура
Художественно-
прикладное
творчество
Нетрадиционное
рисование
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Примечание:
«В» - высокий уровень развития
«С» - средний уровень развития
«Н» - низкий уровень развития
Педагогическая диагностика (мониторинг)
художественно-творческого развития воспитанников ДОУ
В каких же видах деятельности малейшие достижения ребенка более наглядны и доступны для объективного мониторинга? Помимо двигательной (физической) активности, результаты которой можно надежно измерить и сравнить, описать количественно и качественно, следует отметить определенные преимущества художественно-продуктивной деятельности. Результаты изобразительной деятельности, конструирования и художественного труда обычно материализуются в форме конкретного продукта (рисунка, коллажа, игрушки, модели, конструкции и др., объективно отражают динамику художественного и общего развития детей, визуализируют сложный, противоречивый, многоаспектный процесс формирования эстетических эмоций, художественного вкуса и общей культуры каждого ребенка, а также позволяют значительно расширить временные и пространственные границы самого мониторинга. Продукты художественной деятельности могут длительное время храниться, не изменяют свое содержание (предмет мониторинга) с течением времени, легко фиксируются с помощью фотоаппарата и видеоаппаратуры, могут быть предъявлены другому эксперту. Все это вместе взятое позволяет объективно оценивать уровень художественно-эстетического и общего развития каждого ребенка.
Старшая группа (5-6 лет)
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- Самостоятельно создает выразительные образы различных объектов и явлений окружающего мира на основе сформированных представлений о них, при этом старается передать не только основные признаки (форму, цвет, пропорции, фактуру) изображаемых объектов, но и различные взаимосвязи между ними, а также свое личное отношение.
- В разных видах изобразительной деятельности стремится к воплощению развернутых сюжетов; в декоративно-оформительской деятельности создает изделия, гармонично сочетающие форму, декор и назначение предмета.
- Самостоятельно создает конструкции из разнообразных по форме, величине, материалу и фактуре строительных деталей и других материалов (природных и бытовых, готовых и неоформленных); свободно сочетая и адекватно взаимозаменяя их, в соответствии с конструктивной задачей или своим творческим замыслом; понимает способ и последовательность действий, самостоятельно планирует работу и анализирует результат.
- Успешно применяет освоенные художественные техники и способы, свободно сочетает их для реализации своих творческих замыслов; по своей инициативе осваивает новые техники (монотипия, коллаж, мозаика, граттаж, декупаж, квиллинг, папье-маше, оригами, киригами и др.) и различные изобразительно-выразительные средства; интересуется изобразительным и декоративно-прикладным искусством; замечает красоту и гармонию в окружающем мире.
Конспект занятия воспитателя по конструированию в старшей группе
Тема: «Снеговик».
Программное содержание:
Развивающие задачи:
Познакомить детей с техникой киригами, которая предполагает использование ножниц для создания фигурок из бумаги.
Индивидуальная работа: формирование навыков самостоятельной работы.
Ход занятия:
(дети сидят на ковре вокруг воспитателя)
Воспитатель: Ребята, чтобы узнать, чем мы будем заниматься на занятии, нужно сначала отгадать загадку.
Появился во дворе
Он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык
Наш приятель …(снеговик)
Правильно, это снеговик. Давайте послушаем ещё несколько загадок о нём.
Что за нелепый человек
Пробрался в двадцать первый век.
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла. (Снеговик)
Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик)
Воспитатель: Ребята, в какое время года мы с вами лепим снеговиков? (Зимой).
— А что с ними случится, когда придёт весна? (Снеговики растают).
— Правильно, они растают, и мы все будем скучать по нашим зимним забавам.
— А как вы думаете, сможем ли мы как-то сохранить частичку зимнего дня в нашей памяти? Как? (Сфотографировать, нарисовать рисунок, сделать аппликацию и т.д.).
— Сегодня я предлагаю вам выполнить фигуру снеговика из бумаги, используя новую технику — киригами. Киригами — это разновидность оригами. Зародилось это искусство в Японии всего 30 лет назад. Для киригами используется бумага или тонкий картон. На них делаются разрезы и затем складываются сложные фигуры. Эта техника широко используется в изготовлении открыток, в дизайне интерьеров, в подарочном бизнесе.
— Наше знакомство с киригами начнётся с простых схем. Сейчас мы сядем за столы и начнём работу.
(Воспитатель показывает схему и объясняет порядок работы).
— А сейчас отдохнем!
Физминутка:
Сегодня из снежного мокрого кома
Идут по кругу, катят перед собой воображаемый ком
Мы снежную бабу слепили у дома.
«Рисуют» руками три круга, начиная с маленького
Стоит наша баба у самых ворот
Повороты вправо-влево, руки на поясе
Никто не проедет, никто не пройдёт.
Грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом — левой
Знакома она уже всей детворе,
Идут по кругу, взявшись за руки.
А Жучка всё лает: «Чужой во дворе!»
Воспитатель: Отдохнули? Теперь приступаем к работе.
При необходимости воспитатель помогает ребенку.
После окончания работы дети демонстрируют свои завершенные работы.
Воспитатель: Давайте выстроим наших снеговиков! Они нам будут напоминать, что скоро Новый год!
Анализ занятия воспитателя
Занятие по конструированию в старшей группе по теме «Снеговик»
1. Анализ целей задач. Программное содержание подобрано в соответствии с программой, по которой занимаются дети, соответствует уровню развития детей данной группы (дети уже знакомы с техникой оригами), объем программного содержания занятия соответствует возрасту детей, дозировка материала хорошо продумана.
2. Анализ структуры и организации занятия. Занятие актуально и приурочено к подготовке к Новому году, игры и загадки соответствуют теме и содержанию занятия.
3. Анализ содержания занятия. Вопросы и загадки доступны для детей, присутствовала актуализация опыта детей с прошлых занятий, объяснение нового материала, закрепление нового материала на практике.
4. Организация самостоятельной работы детей. Каждый ребенок был задействован на занятии, проблем по освоению программного содержания занятия у детей не возникало. При ответах на вопросы работа была фронтальной. Детям было интересно.
5. Анализ методики проведения занятия. Дидактический материал — актуальный, интересный, с эффектом новизны, дети с интересом рассматривали, сравнивали свои работы. Шаблон был выдан каждому ребенку, при необходимости воспитатель оказывала помощь каждому ребенку индивидуально.
6. Анализ работы и поведение детей на занятии. Занятие интересно, актуально, хорошо продумано, дети заинтересовались техникой, работали активно, с интересом, сосредоточенно. В тоже время поделка оказалась не очень трудной, и все дети были довольны своими результатами. Дисциплина на занятии хорошая.
7. Общая оценка занятия. Занятие проведено на высоком педагогическом и методическом уровне. Отрицательных моментов в работе нет. Можно лишь добавить повторение техники безопасности при работе с ножницами.
Челябинская область, Саткинский район, город Бакал
Старший воспитатель МКДОУ д/с № 38
Мартьянова Марина Владимировна
«Технологическая карта как способ конструирования непосредственно образовательной деятельности, как новая форма написания НОД »
Сегодня перед педагогами дошкольных учреждений стоит вопрос: как правильно спроектировать непосредственно образовательную деятельность в соответствии с ФГОС?
Сегодня в процессе НОД, как правило, используется сценарий (конспект), однако в нем не всегда прослеживается структура и взаимосвязь компонентов. Элементы, этапы планируются по наитию, без четкой целевой установки и видение перспективы, подчас это лишь набор предлагаемых детям заданий, в лучшем случае объединенных внешней интригой, сюжетом. При таком подходе вряд ли можно рассчитывать на высокие результаты образовательной деятельности – бессистемность и нелогичность всегда негативно отражаются на результате.
Современный педагог должен четко представлять цель и результат образовательной деятельности, в том числе каждого ее этапа.
Способом выхода из данной ситуации является конструирование технологической карты.
Общее определение технологической карты– описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием применяемых средств. В образовательной практике обязательно указываются также цели, задачи и предполагаемый результат.
Использование технологической карты поможет определить структуру образовательной деятельности, выбрать оптимальную форму, наиболее эффективные методы, рационально распределить время и решить многие другие задачи. А это, безусловно, благоприятно сказывается на качестве образовательного процесса и его результативности.
Разработка технологической карты
Технологическая карта должна предусматривать все элементы образовательной деятельности и подготовки к ней. Конспект как таковой может входить в технологическую карту, но это не обязательное условие.
Порядок конструирования технологической карты может предусматривать:
постановку цели НОД, определение темы и конечного результата;
формулирование задач;
определение этапов НОД их целей и промежуточных результатов;
выбор методов, приемов и форм организации деятельности воспитанников в соответствии с поставленными целями и задачами;
определение и отражение в технологической карте направления работы, свойственных данной технологии, методике, программе;
наполнение содержанием, подбор материала;
примерный хронометраж НОД.
Прослеживается цепочка каждого этапа: задачи – содержание – методы и приемы – результат.
В итоге хотелось бы отметить, я не призываю переходить на составление технологических карт при ежедневной работе, но при участии в профессиональных конкурсах, открытых мероприятий умение конструировать технологическую карту играет немало важную роль. Польза этого умения очевидна, т.к. воспитателю приходится осмысливать собственную педагогическую деятельность, ее результативность, активно использовать профессиональную терминологию, оценивать определенные моменты в новом ракурсе – все это имеет большое значение для профессионального роста педагога.
Я хочу вам предложить примерный шаблон технологической карты НОД. Этот шаблон можно использовать при конструировании технологических карт. В зависимости от вида образовательной деятельности, реализуемой технологии, методики выбираются этапы, формулируются задачи, определяются оптимальные формы организации совместной деятельности. При необходимости технологическую карту можно дополнить, например, указать в ней интегрируемые области, коррекционную работу или оборудование и дидактический материал, используемый на определённом этапе. В зависимости от целей и вида образовательной деятельности, от реализуемой технологии, методики структура карты (этапы, их чередование) может различаться. Так, например, этап «психологический настрой» в большей степени актуален для приходящего в группу специалиста. Однако логическая последовательность и взаимосвязь всех этапов должна быть выдержана.
В приложении 1, 2 Вы найдете примерный шаблон технологической карты непосредственно образовательной деятельности и технологическую карту продуктивной деятельности по освоению образовательной области «Художественное творчество».
И в заключение хочу добавить, в настоящее время востребован не просто воспитатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества специалиста могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Технологическая карта и сценарий( конспект) организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей
в старшей группе по теме «Идем в кино»
Предлагаю сравнить конспект моделированного занятия и технологическую карту организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей
в старшей группе по теме «Идем в кино»
Моделированное занятие для старшей группы «Идем в кино».
Цель: расширение социального опыта.
Задачи: Закреплять знания об элементарных общепринятых нормах и правилах взаимоотношений с окружающими. Закреплять умение договариваться, обращаться с просьбой, использовать вежливые слова. Активизировать словарный запас. Закреплять умение оценивать свои и чужие действия. Воспитывать внимательное отношение к окружающим.
Оборудование: кинопроектор, экран, афиша, стульчики с наклеенными геом. фигурами, билеты, стульчики в виде трамвая, книга, касса, кукла Буратино.
Сценарий занятия.
В гости к детям приходит Буратино (кукла):
- Здравствуйте! Я принес вам афишу.
- Вы знаете, что такое афиша?
- Где можно увидеть афишу?
Буратино хочет нас куда-то пригласить, но нужно отгадать загадку.
Там можно посмотреть мультфильмы,
Журналы, клипы, кинофильмы.
Идём туда мы целым классом.
Там – хорошо, там просто – классно!
Там что-то не были давно,
Пора бы посетить … (КИНО).
Читаем афишу. Буратино приглашает детей на киносеанс.
- Как добраться до кинотеатра? (на машине, на автобусе, на трамвае)
- Как называется такой вид транспорта? (пассажирский)
Аудиозапись песни «Трамвай».
Предложить поехать на трамвае. Кто водит трамвай? Выбрать вагоновожатого. При этом возможна ситуация спора за право быть вагоновожатым. Детям дается возможность договориться и выбрать вагоновожатого.
Трамвай из стульчиков находится рядом. Напомнить детям, как надо заходить в трамвай. Предложить одному из детей последить за поведением Буратино в трамвае.
Поездка в трамвае: чтение стихов И.Солнышко «В трамвае», беседа о правилах:
- Легко ли было попасть в трамвай?
- В чем бегемот вел себя неправильно? Как нужно выходить из трамвая? Как чувствует себя Буратино, удобно ли ему?
Остановка. Выходим из трамвая и видим надпись «КИНОТЕАТР», спрашиваю детей:
- Как попасть в кинотеатр? (надо купить билеты)
- Куда нам сейчас надо пройти? (рядом находится касса)
- Как купить билет?
Предлагаю детям купить билеты за волшебные «вежливые» слова, показывая пример. Билеты в виде наклеенных геометрических фигур находятся у кассира (взрослый). Спросить, как найти свое место в зрительном зале.
- Теперь у нас есть билеты, и мы, наверное, сразу можем идти смотреть мультфильм? Нет, необходимо дождаться, когда в зал нас пригласят. Кто же приглашает в зал, проверяет билеты? Билеты проверяет контролер (контролер - старший ребенок или взрослый)
- Мы ничего не забыли? Вы берете что-то с собой в кинотеатр?
- Как вы думаете - хорошо или плохо смотреть кино с попкорном?
- А где может оказаться попкорн во время просмотра? (на полу)
Физминутка «Кино».
Мы идем с тобой в кино. Там в кино всегда темно. Шагаем.
Мы на креслах посидим и мультфильмы поглядим. Приседания.
Мы не будем есть попкорн, чтоб не падал он на пол. Пальцем, наклон.
И отключим телефон, чтобы не трезвонил он. Хлопки, голова.
Предложить одному из детей взять с собой на просмотр мультфильма Буратино, посмотреть за ним, чтобы тот никому не помешал.
Показываем контролеру билеты, проходим в зал, ищем свои места. Роль воспитателя – помощь при затруднении, регулировка поведенческих реакций.
Гаснет свет, начинается мультфильм «Самый большой друг». После просмотра «отправляемся домой». Возвращаемся в группу и обсуждаем поход в кинотеатр:
- Понравился ли мультфильм?
- Почему бегемот называл себя самым большим другом девочки?
- Был ли бегемот настоящим другом, и почему нет?
- Кто оказался настоящим другом и почему?
- Почему крокодил не смог съесть девочку?
- Хорошо ли это – иметь много друзей?
- Всем ли было удобно приобретать билеты?
- Почему легко было найти свое место?
- Было ли вам комфортно, удобно смотреть мультфильм?
- За что бы ты себя похвалил?
- Хотели бы вы еще побывать в кинотеатре?
- Пойдет ли Буратино с нами еще в кинотеатр?
Буратино хвалит детей и прощается с ними.
Технологическая карта организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей
в старшей группе по теме «Идем в кино»
Составила: Мартьянова Марина Владимировна, старший воспитатель МКДОУ д/с № 38
Приоритетная образовательная область: «Социализация», «Коммуникация»: приобщение к общепринятым социальным нормам и правилам через развитие сюжетной игровой деятельности (поход в кино), овладение способами взаимодействия (обращаться с просьбой, используя вежливые слова), развитие всех компонентов устной речи, связной речи (диалогической речи).
В интеграции:
«Коммуникация»: развитие свободного общения, овладение способами взаимодействия (умение договариваться), овладение нормами речи, формирование нравственных ценностей (забота о других: уступить место, наклонить голову).
«Физическая культура»: формирование потребности в двигательной активности.
«Здоровье»:сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
«Познание»: расширение кругозора детей (афиша, кинотеатр, виды транспорта, вагоновожатый, контролёр, кассир).
«Чтение художественной литературы» (далее ЧХЛ): формирование нравственных ценности (забота о других: уступить место, наклонить голову),
Предпосылки УУД (универсальные учебные действия): умение слушать, выполнять по заданному образцу и правилу, умение оценивать свои и чужие действия, осознание своих качеств, самооценка (похвалить себя).
Оборудование: кинопроектор, экран, афиша, стульчики с наклеенными геом. фигурами, билеты, стульчики в виде трамвая, книга, касса, кукла Буратино.
Структура ННОД
Содержание ННОД
Образовательная
область
(вид детской
деятельности)
Наличие
средства для
достижения
образовательного результата у
каждого ребёнка
Формы
работы
Образовательные цели и задачи
Итоговый
образовательный
результат
(формируемые
у детей
интегративные
качества)
Вводная часть
В гости к детям приходит Буратино (кукла):
- Здравствуйте! Я принес вам афишу.
- Вы знаете, что такое афиша?
- Где можно увидеть афишу?
Познание
Рассматривание
Расширение кругозора детей (афиша)
Имеющий первичные представления о мире, любознательный, активный
Буратино хочет нас куда-то пригласить, но нужно отгадать загадку.
Там можно посмотреть мультфильмы,
Журналы, клипы, кинофильмы.
Идём туда мы целым классом.
Там – хорошо, там просто – классно!
Там что-то не были давно,
Пора бы посетить … (КИНО).
Читаем афишу. Буратино приглашает детей на киносеанс.
ЧХЛ
Аудирование,
отгадывание
загадки
Расширение кругозора детей (кинотеатр)
Имеющий первичные представления о мире, любознательный, активный
- Как добраться до кинотеатра? (на машине, на автобусе, на трамвае)
- Как называется такой вид транспорта? (пассажирский)
Аудиозапись песни «Трамвай».
Предложить поехать на трамвае.
- Кто водит трамвай?
Познание Коммуникация (коммуникативная)
Слово
Беседа,
ситуативный разговор
Расширение кругозора детей (виды транспорта, вагоновожатый). Овладение нормами речи (правильное произношение «пассажирский»), развитие свободного общения, диалогической речью
Овладевший средствами общения, имеющий первичные представления о мире, любознательный, активный
Основная часть
Выбрать вагоновожатого. При этом возможна ситуация спора за право быть вагоновожатым. Детям дается возможность договориться и выбрать вагоновожатого.
(коммуникативная)
Игровая ситуация со считалкой
Овладение способами взаимодействия (считалочка).
Овладевший конструктивными способами взаимодействия со сверстниками
Основная часть
Основная часть
Трамвай из стульчиков находится рядом. Напомнить детям, как надо заходить в трамвай.
Предложить одному из детей последить за поведением Буратино в трамвае. Дети проходят по одному и присаживаются на скамеечку.
Социализация
(игровая)
Место в трамвае (скамейка)
Сюжетная игра,
игровые
действия
Развитие воображаемой игровой деятельности детей. Закрепление представлений о правилах поведения в общественных местах.
Соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила, способный управлять своим поведением
Поездка в трамвае: чтение стихов И.Солнышко «В трамвае».
Беседа о правилах:
- Правда плохо поступил?
- Легко ли было попасть в трамвай?
- В чем бегемот вел себя неправильно?
- Как нужно выходить из трамвая?
- Как чувствует себя Буратино, удобно ли ему?
ЧХЛ
(коммуникация)
Социализация
(ЧХЛ)
Слово
Аудирование
Беседа по прочитанному
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам, развитие свободного общения, эмоциональная отзывчивость, формирование нравственно-ценностной ориентации (заботы о других), умение слушать
Соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила, умение слушать взрослого.
Эмоционально отзывчивый, способный решать интеллектуальные и личностные задачи
Остановка. Выходим из трамвая и видим надпись «КИНОТЕАТР», спрашиваю детей:
- Как попасть в кинотеатр? (надо купить билеты)
- Куда нам сейчас надо пройти? (рядом находится касса)
- Как купить билет?
Предлагаю детям купить билеты за волшебные «вежливые» слова, показывая пример. Билеты в виде наклеенных геометрических фигур находятся у кассира (взрослый).
Социализация
(игровая)
Коммуникация
(коммуникативная)
Воображаемые деньги – «вежливые слова»
Слово
Сюжетная игра, игровые
действия
Беседа
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам, развитие диалогической речи, свободного общения
Соблюдающий элементарные общепринятые нормы имеющий первичные представления о обществе, мы и правила, умение слушать взрослого, овладевший средствами общения, диалогической речью
Спросить, как найти свое место в зрительном зале.
- Теперь у нас есть билеты, и мы, наверное, сразу можем идти смотреть мультфильм? Нет, необходимо дождаться, когда в зал нас пригласят.
Кто же приглашает в зал, проверяет билеты? Билеты проверяет контролер (контролер - старший ребенок или взрослый)
- Мы ничего не забыли? Вы берете что-то с собой в кинотеатр?
- Как вы думаете - хорошо или плохо смотреть кино с попкорном?
- А где может оказаться попкорн во время просмотра? (на полу)
Познание, коммуникация
(коммуникативная)
Сюжетная игра, игровые
действия
Беседа
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам, развитие свободного общения, диалогической речи, воспитание внимательного доброжелательного отношения к труду других.
Показываем контролеру билеты, проходим в зал, ищем свои места.
Социализация
(игровая)
Билеты
Сюжетная игра, игровые
действия
УПУД: использует условные обозначения, умение слушать
Овладевший УПУД – умение слушать
Гаснет свет, начинается мультфильм «Самый большой друг» (автор сценария С. Прокофьева)
ЧХЛ
Просмотр мультфильма
Формирование нравственных представлений, понятия о дружбе
Овладевший УПУД – умение слушать,
эмоционально
отзывчивый, любознательный, активный, способный управлять своим поведением
После просмотра «отправляемся домой» (бег).
Здоровье
(двигательная)
Движение (малоподвижный бег)
Игровая ситуация с бегом
Формирование потребности в двигательной активности
Физически
развитый
Заключительная часть
Возвращаемся в группу и обсуждаем поход в кинотеатр:
- Понравился ли мультфильм?
- Почему бегемот называл себя самым большим другом девочки?
- Был ли бегемот настоящим другом, и почему нет?
- Кто оказался настоящим другом и почему?
- Почему крокодил не смог съесть девочку?
- Хорошо ли это – иметь много друзей?
ЧХЛ
(коммуникативная)
Слово
Беседа по просмотренному мультфильму
Развитие свободного общения, формирование нравственных представлений, понятия о дружбе
Эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи
- Всем ли было удобно приобретать билеты?
- Почему легко было найти свое место?
- Было ли вам комфортно, удобно смотреть мультфильм?
- За что бы ты себя похвалил?
- Хотели бы вы еще побывать в кинотеатре?
- Пойдет ли Буратино с нами еще в кинотеатр?
Буратино хвалит детей и прощается с ними.
Социализация
(коммуникативная)
Ситуативный
разговор
Приобщение к общепринятым нормам и правилам.
УУД: способствовать осознанию своих качеств, самооценки.
Соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила, умение слушать, имеющий представления о себе
Образовательные ситуации в зоне ближайшего развития: покупка билетов, вход в кинозал по билетам, ситуация с выбором вагоновожатого, в ситуации оценивания собственного поведения……
Приложение 1. Челябинская область, Саткинский район, город Бакал
Старший воспитатель МКДОУ д/с № 38
Мартьянова Марина Владимировна
Примерный шаблон технологической карты непосредственно образовательной деятельности
по освоению __________________________________________
(название образовательной области)
Возрастная группа _____________________________________________________________________________________
Предварительная работа _________________________________________________________________________________
Этап, его
продолжительность
Задачи этапа
Деятельность педагога
Деятельность воспитанников
Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности
Результат
Психологический настрой, 1 минута
Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка
Приветствие, доброе пожелание, установление зрительного, тактильного контактов и т.д.
Приветствие, участие в игре и пр.
Психогимнастика, психологические этюды, игровые моменты и др.
Психологическая готовность
Вводно – организационный,
1-2 минуты
Организация направленного внимания
Организация образовательного пространства
Занимают свои места, готовят рабочее место при необходимости, задают и отвечают на вопросы и т.д.
Беседа.
Игровое упражнение. Соревновательные моменты.
Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания
Мотивационно – побудительный, 1-2 минуты
Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах
Знакомство детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности либо создание проблемной ситуации, требующей разрешения
Осознают и принимают поставленную задачу
Создание проблемной ситуации. Придание личной значимости предстоящей деятельности. Сюрпризный или соревновательный момент, прием «Яркое пятно» и т.д.
Внутренняя мотивация на деятельность
Другой вариант вводно – организационного этапа (может объединить предыдущие три этапа)
Формирование интереса к содержанию НОД; направление внимания детей; раскрытие образовательной задачи. Формирование умений слушать и руководствоваться указаниями взрослого
Деятельность педагога аналогична той, что представлена в предыдущих этапах.
Деятельность педагога аналогична той, что представлена в предыдущих этапах.
Методы, формы, приемы, виды деятельности те же, что и в предыдущих трех этапах, или частично
Результаты те же, что и в предыдущих трех этапах, или частично
Актуализация, 3 минуты
Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений
Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами
Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение. Основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное. Задают и отвечают на вопросы.
Беседа, игровые и занимательные приемы, упражнения, моделирование, наблюдение и т.д.
Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового
Восприятие и освоение нового (либо расширение имеющихся представлений),
5-8 минут
Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, способах действия и т.д.
Объяснение, рассказывание, организация поисковой деятельности. Подведение детей к проблемной ситуации. Организация и проведение экспериментов и т.д. организация взаимодействия в достижении результата.
Наблюдают, рассматривают, сравнивают. Участвуют в обсуждении, экспериментах. Отвечают и задают вопросы. Составляют связные высказывания, делают выводы (с помощью воспитателя), выполняют упражнения по образцу, если это необходимо, и т.д.
Приемы активизации самостоятельного мышления детей. Фантазирование. Моделирование. Решение проблемных ситуаций. Экспериментирование. Импровизация. Наглядный показ образца, способа действия. Беседа. рассказ воспитателя, объяснение с наглядной демонстрацией объектов. Наблюдение. Обсуждение. Разучивание. Дидактические игры. Чтение художественных произведений. Театрализация. Демонстрация фильма. Заочная экскурсия. Игра и т.д.
Осознанные усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки и т.д. овладение способами познавательной деятельности. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Любознательность и активность.
Динамическая пауза, 1 минута
Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости
Проведение физкультминутки, подвижной игры
Участвуют в игре, выполняют физические упражнения, исполняют танец и т.д.
Игровые приемы
Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта
Практическая работа (если предусмотрена), 5-10 минут
Овладение способами действия, применение знаний, навыков, умений
Организация практической работы. Оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки. Организация взаимодействия в достижении результата
Выполняют практическую работу. Взаимодействуют с другими детьми и педагогом (задают вопросы, помогают, договариваются, обмениваются предметами, распределяют действия в сотрудничестве и т.д.)
Моделирование. Упражнения конструктивного, творческого характера. Выполнение практических, творческих работ и др. групповые, парные, индивидуальные формы организации деятельности
Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности. Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
Рефлексивно – корригирующий (для образовательной деятельности, в которой преобладает практическая работа), 3 минуты
Формирование элементарных навыков самоконтроля. Корректирование при необходимости деятельности результата в соответствии с поставленными задачами
Проверка полученных результатов, исправление возможных ошибок
Самопроверка (возможно с помощью взрослого) по образцу, исправление возможных ошибок
Фронтальная, индивидуальная работа
Сформированность элементарных навыков самоконтроля. Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции (один из планируемых итоговых результатов освоения ООП ДО)
Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы
Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния и т.д.
Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки
Приложение 2. Челябинская область, Саткинский район, город Бакал
Старший воспитатель МКДОУ д/с № 38
Мартьянова Марина Владимировна
Технологическая карта продуктивной деятельности
по освоению образовательной области
«Художественное творчество»
Этап, его
продолжительность
Задачи этапа
Содержание деятельности
Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности
Результат
Психологический настрой
Радостное приветствие, установление зрительного, тактильного контактов и т.д.
Психогимнастика, психологические этюды и др. ситуативный разговор
Вводно - организационный
Постановка и принятие ребенком творческой задачи, обеспечение ее реализации (знакомство с инструментами и материалом)
Игровые приемы, беседа и т.д.
Структурирование задачи
Разъяснение сущности изобразительного приема по отдельным операциям. Ведение диалога по поводу выбора способов действия.
Беседа.
Практическое воплощение творческого замысла
Практическая работа. Организация общения в процессе и по поводу творческой деятельности. Оказание необходимой технической помощи и эмоциональной поддержки
Индивидуальная, парная, коллективная работы
Вербализация
Словесное обсуждение, а также интерпретация нарисованных объектов и возникших ассоциаций. Рассказывание о том, как воплощался творческий замысел и что в результате получилось. Словесное выражение чувств и эмоций, преобладавших в процессе творческой деятельности. Сочинение историй на тему творческой деятельности.
Подведение итогов продуктивной творческой деятельности с разных точек зрения: качества выполнения работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы и т.д.
Беседа, игра, психогимнастика. Релаксация и пр.
Список литературы :
Белая К.Ю. «Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ» // Журнал «Справочник старшего воспитателя ДУ» 2012 №1, с.4
Белая К.Ю. «Особенности планирования работы с учётом ФГТ» // Журнал «Справочник старшего воспитателя ДУ» 2011 №11, с.6
Федина Н.В. «Организация образовательного процесса в соответствии с ФГТ» // Журнал «Справочник старшего воспитателя ДУ» 2012 №2,
с.6
Асанова З. Т. «Технологические карты организованной образовательной деятельности. Средняя группа» Издательство: Учитель, 2014