5. Вызвать у детей интерес к образам сказки. Эмоциональную отзывчивость, сопереживание, желание помочь попавшему в беду; создать у детей радостное настроение от общения со сказочными героями.
Предварительная работа: чтение волшебных сказок; заучивание стихотворений о весне; наблюдение и беседы о красоте природы; конструирование геометрических фигур из полосок, палочек, пластилина; обучение цифрам; рассматривание репродукций с изображениями весенних пейзажей и сказочных сюжетов.
Оборудование: «чудо – дерево», карточки с цифрами, геометрические фигуры, демонстрационный материал, звукозапись, расписные шкатулки разного цвета – сундуки.
Раздаточный материал: счетные палочки.
Ход занятия.
- Ребята, какое сейчас время года? (Весна.) В это время года происходят необычные истории и приключения. А вы хотите попасть в сказку? (Дети отвечают) Давайте все вместе отправимся в Тридевятое Царство, в Тридевятое Государство. Но в пути нас могут поджидать разные трудности и опасности. Не испугаетесь? (Дети отвечают) На чем же мы туда отправимся? (На поезде, на самолете, на машине.) Это все правильно. Но страна эта волшебная и попасть можно только на ковре-самолете. Чудеса уже начинаются. И наш ковер превращается в волшебный ковер – самолет. Занимайте места – полетели. (Звучит звукозапись, на ее фоне воспитатель читает стихотворение.)
Пусть вам звезды засияют,
И дорогу озаряют.
Ты, ковер, лети, лети,
Нас по небу прокати.
Выше, выше поднимайся,
Тише, тише, не качайся,
Не пугай моих ребят.
Хорошо они стоят,
В небо звездное глядят.
Ниже, ниже опускайся,
Тише, тише, не качайся,
Мы уже в лесной тиши,
Тихо, тихо ни души.
- Вот мы с вами и прилетели в волшебную страну, но как тихо вокруг, никого не видно, никто нас не встречает. Дети, обратите внимание: на дворе весна, а в сказочной стране зима. Наверное, здесь что-то случилось?
Звучит звукозапись:
«Ха-ха-ха! Весну захотели? Никогда в сказочной стране не будет весны! Это говорю я – злой волшебник. Заточил я Весну в высокую башню, и теперь в сказочной стране не будет весны. Мой замок крепко закрыт на волшебные замки и откроются они, только если отгадать загадки, которые находятся в сундуках».
- Ребята, что же делать? Надо помочь жителям сказочной страны. Давайте попробуем отыскать сундуки и отгадать загадки. (Обратить внимание на камушки.Дети идут по ним, находят сундуки.)
А вот и наши сундуки. Они разного цвета и цифрами. Какой же сундучок мы будем открывать первым? С какой цифрой? (С цифрой 1.) Найдите сундучок с цифрой 1. (Дети находят.) Какого он цвета? (Красного) Но сундучок не открывается, как же его открыть? (Надо сказать волшебные слова) (Если дети испытывают затруднения при ответе, то воспитатель поясняет, что страна сказочная, здесь все волшебное, и, значит, сундучки тоже волшебные и открываются они только с помощью волшебных слов.)
Сундучок, сундучок,
Позолоченный бочок,
Расписная крышка, медная задвижка,
Раз, два, три, сундучок отопри.
(Воспитатель открывает сундучок и достает задание №1)
- Отгадайте загадку: В зеленые листочки деревья одеваю, посевы поливаю, движения полна. А зовут меня… (Весна) Правильно, молодцы.
- А какая бывает весна? Подберите красивые слова к слову весна (Теплая, красная, солнечная, голубая, бурливая и т. д.) Как можно назвать весеннее солнце? (Теплое, яркое, ласковое, лучистое, золотое, красное) А какое небо весной? (Голубое, яркое, синее) Что можно делать весной? (Пускать кораблики, бегать по лужам, собирать подснежники) Да, весна так прекрасна, что будоражит чувства всех людей. Многим хочется весной петь, смеяться, сочинять стихи, танцевать, совершать хорошие дела. Многих тянет на природу – погреться на теплом солнце, почувствовать запах оттаявшей земли. Послушать капель и журчание ручьев, полюбоваться вылетевшей бабочкой. Первым нежным цветком. Какое веселое время года весна! Кто знает стихи о весенних забавах? (Дети читают стихи)
- Молодцы, и загадки отгадали, и многое про весну рассказали. Значит, выполнили мы 1-е задание. Давайте следующий сундучок искать, с какой цифрой? (С цифрой 2) Какого он цвета? (Зеленого) Но чтобы он открылся, нужно опять сказать волшебные слова (Дети с воспитателем говорят волшебные слова) (Воспитатель открывает сундучок и достает счетные палочки) Что это? (Счетные палочки) Что их них можно выкладывать? (Геометрические фигуры) Подумайте, какие геометрические фигуры можно выложить? (Квадрат, прямоугольник, треугольник) Дети. Давайте найдем на чудо – дереве квадрат, прямоугольник и треугольник. (Дети находят) Кто хочет выложить из счетных палочек эти геометрические фигуры, садитесь за столы и начинайте работу. А с остальными детьми мы немного поиграем.
Физминутка – игра «Проворный жук».
- Какие фигуры остались на дереве? (Круг, овал.) Можно ли эти фигуры выложить из счетных палочек? (Нет.) Давайте раскрасим их. (Двое детей раскрашивают, а остальные водят хоровод) Какой же будет следующий сундучок, с какой цифрой? (С цифрой 3) Какого он цвета? (Желтого) Отгадайте загадку, и вы узнаете, что находится в сундучке.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел.
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
(Воспитатель достает бабочек из сундука и прикрепляет их на дереве.В это время ребенок читает стихотворение про бабочку «Спал цветок и вдруг проснулся… »)
- Ребята, сосчитайте, сколько бабочек на чудо-дереве? (5.) Какие они? (легкие, воздушные, яркие, разноцветные) Давайте, мы превратимся в бабочек и покружимся, полетаем.
Физминутка.
Звучит звукозапись:
«Молодцы, вы отважные, смелые ребята. Не испугались трудностей, выполнили все мои задания, за это я освобождаю весну, а вам дарю целую корзину подснежников с сюрпризом и отправляю вас обратно в детский сад».
Воспитатель: Ребята, мы потрудились с вами, и в сказочной стране наступила Весна. Она благодарит вас за помощь.