Цель: Развитие познавательных интересов у детей, формирование целостного представления о воде, ее свойствах, умения самостоятельно делать выводы и работать сообща.
Задачи:
• продолжить знакомить детей со свойствами воды; • развивать наблюдательность, умение делать выводы, интерес к экспериментированию, отрабатывать навыки проведения опытов совместно с педагогом и самостоятельно; • воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать, радоваться полученному результату.
Методы и приемы: игровой, словесный, наглядный, практический, ТРИЗ, метод исследовательского обучения, здоровьесберегающие технологии.
Оборудование: прозрачные пластиковые большие стаканы (для воспитателя), маленькие стаканчики (для детей), ложки, вода, молоко, тарелочки с солью, сахаром, лимоном, обруч, халаты, бахилы, шапочки, изображение Капельки — грустной и веселой, капельки из белого и синего картона по количеству детей, тучка.
Мотивационно-побудительный этап
Воспитатель: Ребята, давайте встанем и поздороваемся с нашими гостями.
Дети: Здравствуйте. Сәлеметсіз бе.
Воспитатель: а теперь ребята, давайте встанем в кружок и поздороваемся друг с другом
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, мои друзья!
Очень рад вас видеть я!(выполняют движение в соответствии с текстом).
Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришла Капелька. Посмотрите, какая она грустная и печальная.
Она недавно родилась и совсем ничего про себя не знает. Знает только, что ее зовут Капля — Тамшы . От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать — это совсем не весело. И поэтому она решила обратиться к нам за помощью, ведь мы умные ребята и наверняка что-то обо ней знаем.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы сможем Капельке что-нибудь рассказать о ней?
Дети: Да
Воспитатель: Итак, начнем прямо сейчас.
Дидактическая игра «Что общего?»
Воспитатель: Капелька из чего состоит?
Дети: Из воды.
Воспитатель: И живет она где?
Дети: В воде.
Воспитатель: Молодцы. А где мы можем встретить воду?
Дети: В реке, море, кране и т. д.
Воспитатель: Ребята, а Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода? А А для чего она нужна нам? (ответы детей)
Воспитатель: Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода — это жизнь!
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что вода волшебная? С ней можно играть, проводить различные фокусы, опыты. Хотите поэкспериментировать?
Дети: Да.
Воспитатель: А позовем Капельку с собой?
Дети: Да.
Воспитатель: Видишь, Капелька, как много о тебе знают наши дети, но нам еще многое предстоит узнать, поэтому мы приглашаем тебя в нашу лабораторию. (через волшебный портал (обруч) дети отправляются в лабораторию, надевают бахилы, шапочки).
Поисково-исследовательский этап
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на столе у меня два стакана (в одном налито молоко, в другом — вода). Определите, в каком из них вода? (дети показывают).
Воспитатель: Как вы догадались? Как вы это определили? (ответы детей). Правильно вы определили. Но основные отличительные качества воды — это прозрачность, отсутствие запаха и вкуса. Давайте мы с вами посмотрим, правда это или нет?
Опыт № 1: «На определение прозрачности воды»
Воспитатель: Ребята, сейчас я положу в стакан с водой ложку. Видно ее? (ответы детей). А теперь вторую положу в стакан с молоком. Видно? (ответы детей). Действительно в стакане с молоком ложку не видно, а в стакане с водой — видно. Это потому что вода на самом деле прозрачная.
Опыт № 2 «У воды нет вкуса».
(У каждого ребенка на столе стаканчик с чистой водой, и 2 тарелочки с солью и сахаром.)
Воспитатель: А сейчас мы с вами определим вкус воды. Какая вода на вкус? Попробуйте.
Дети: (пробуют) Без вкуса.
Воспитатель: Правильно. А теперь давайте положим в воду соль и попробуем её на вкус (дети проводят опыт)
Воспитатель: Какая стала вода на вкус?
Дети: Солёная.
Воспитатель: Если в капельку добавить соль, то она тоже станет соленая. Правильно, ребята?
Дети: Да.
Воспитатель: А в какие блюда добавляют соль?
Дети: В суп, кашу, ...
Воспитатель: Для чего это делают, как вы думаете?
Дети: Чтобы было вкусно, ...
Воспитатель: Ребята, давайте, на это раз положим в воду сахар и попробуем её на вкус (дети экспериментируют). Какая стала вода на вкус?
Дети: Сладкая.
Воспитатель: В какие блюда мы добавляем сахар?
Дети: Чай, компот, кофе, ...
Воспитатель делает вывод: Чистая вода — безвкусная, а если в нее добавить какое-нибудь вещество, то вода приобретает вкус того, что в нее положили. Значит капелька может быть и соленой, и сладкой!
Воспитатель: Ребята, вы, наверное, устали, давайте с вами отдохнем и поиграем.
Физминутка под музыкальное сопровождение)
Воспитатель: Хорошо отдохнули. Теперь продолжим наши опыты.
Опыт № 3: «На определение запаха воды»
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, вода чем-нибудь пахнет? Давайте понюхаем воду и узнаем, пахнет вода или нет (дети подносят стакан с водой к носу, нюхают воду, отвечают). Правильно вода ничем не пахнет. А теперь возьмем лимон на шпажку и поднесем к носу. Пахнет ли лимон? (дети отвечают). А теперь добавьте этот лимон в воду и помешайте немного. Понюхайте теперь ее. Запах воды изменился? (дети проводят эксперимент и отвечают). А почему вода лимоном пахнет? (дети отвечают). Да, потому что у лимона есть запах. Значит, какой мы можем сделать вывод? (дети высказывают свое мнение)?
Воспитатель делает вывод: Чистая вода не имеет запаха, но если в нее добавить вещество с запахом, то у воды появится запах того, что в нее добавили.
Воспитатель: Молодцы! Сегодня вы узнали очень много нового о воде. Но нам пора возвращаться в группу (дети снимают шапочки, бахилы и через «волшебный портал» возвращаются в группу).
Подведение итогов. Рефлексия
Воспитатель: Давайте напомним Капельке, что мы еще узнали о ней сегодня. Чем отличается молоко от воды? (ответы детей). А как мы с вами в этом убедились? (ответы детей). Правильно, вы узнали сегодня, что вода прозрачная.
Воспитатель: А еще, что мы еще узнали? У воды есть вкус? (ответы детей). Что мы добавили в воду, чтобы у нее появился запах? (ответы детей). А до того, как мы добавили лимон, вода была какая? (ответы детей).
Воспитатель: А теперь, ребята, я прошу вас выбрать белую капельку, из тех, что лежат у вас на столе, если вам не понравилось проводить опыты с водой, голубую, если понравилось, — если. Отлично, можете повесить капельки на нашу тучку.
Воспитатель: Ребята, я считаю, что вы сегодня были большие молодцы! А теперь, дети, я прошу вас обратить внимание на то, какая наша Капелька стала веселой? (меняется изображение грустной Капельки на веселую).
Капелька: Я очень благодарна вам, ребята, за то, что много узнала о себе. Вы действительно умные, добрые, трудолюбивые, дружелюбные дети. Можно я останусь у вас?
Дети: Да
Воспитатель: ребята, наше занятие подошло к концу. Давайте попрощаемся с нашими гостями.