-
Тема ООД: « Волшебница – вода»
Возраст дошкольников : старшая группа
Цель и задачи: формировать у детей познавательный интерес к природе; дать понятие о том, в каком виде существует вода в природе; обратить внимание на значение воды в нашей жизни; вода необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека; вода - источник питьевой воды; развивать навыки проведения лабораторных опытов ( умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, соблюдать при этом необходимые правила безопасности); познакомить со свойствами воды; развивать умение детей высказывать суждения, умозаключения; активизировать и обогащать словарный запас детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия; воспитывать навык бережного отношения к воде, как к природному ресурсу.
Оборудования: 2 стаканчика ( 1 с водой, 2 с молоком); трубочки для коктейлей, соль; веточки берёзы; тарелки; кусочки льда; термос с кипятком; зеркало; картинки с изображением дождя, тумана, росы, снега, инея; глобус; краски.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество, художественная литература, физическая культура, здоровье
-
Место проведения: групповая комната.
Описание хода занятия.
- Вводная часть. Игровой приём.
-
Здравствуйте, ребята! Узнали меня? А я - Водяной. Живу в болоте в лесу Старика - годовика. Разбуди вы меня, решил я к вам прийти в гости. Нет у меня друзей. Внутри меня водица. А что же в этом плохого?
- Основная часть.
-
1.Дидактическая игра « Если бы вода вдруг исчезла»
-Только представьте, что было бы, если вода вдруг исчезла?
-Не было бы рек, морей. Погибли бы рыбы.
-Нельзя было бы приготовить еду.
-Нельзя было бы стирать, мыть посуду.
- Нельзя было бы купаться, умываться, мыть ручки.
-Не было бы растений.
-Погибли бы растения, животные, которые живут в воде.
-Люди не смогли бы выжить.
2. Эксперименты» Знакомство со свойствами воды».
-Ребята, Водяной просит вас познакомить вас его со свойствами воды. Поможем ему?
2.1.Опыт №1. Вода прозрачная.
-Водяной не знает , прозрачная воды или нет?
-Ребята, а как вы думаете?
-Перед вами два стаканчика: один с водой , другой с молоком.
-Молоко какое? ( белое, непрозрачное)
-А вода? ( прозрачная)
-Как доказать, что вода прозрачная?
-В оба стаканчика положим трубочки для коктейлей, в каком из стаканчиков они видны, а к в каком – нет? ( в стаканчике с водой мы видим трубочку, а в стаканчике с молоком - нет).
-Почему? ( вода прозрачная, а молоко - нет).
На наборное полотно выставляется символ.
2.2.Опыт №2. У воды нет вкуса.
-Водяной утверждает, что в его болоте самая вкусная вода. А вы что, ребята, на это скажете? Есть у воды вкус?
-Давайте попробуем воду на вкус через трубочку. ( у воды нет вкуса). Конечно, когда человек очень хочет пить, чтобы выразить своё удовольствие, говорит « Какая вкусная вода!» Хотя на самом деле вкуса не чувствует её вкуса.
-А вот морская вода какая на вкус? ( на вкус она солёная, потому что в ней много солей. Её человек не может пить)
На оборотное полотно выставляется символ. Что он обозначает?
2.3.Опыт №3.У воды нет запаха.
-Водяной говорит, что вода в его родном болоте очень приятно пахнет.
-Давайте понюхаем воду. Чем она пахнет? ( запаха нет, вода из водопроводного крана может иметь запах , так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.)
На оборотное полотно выставляется символ. Что он обозначает?
2.4.Опыт №4.Вода не имеет формы.
-Водяной уверен, что вода имеет форму его любимого болота.
-Чтобы проверить, верно ли его утверждение, нальём воду в кувшин, стакан, на поверхность стола. Что происходит?( вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей)
На наборное полотно выставляется символ.
2.5.Опыт №5. Животворное свойство воды.
-В лесу Старика – годовика есть как в сказке « живая вода». Что же это за вода?
-Вода нужна всему живому. Животворное свойство воды можно доказать.
-Мы заранее срезали веточки берёзы. Какими они были вначале?
-Прошло время, и веточки ожили? Что с ними произошло?
-На них появились зелёные клейкие листочки.
-Почему? ( в группе тепло, достаточно воды)
На оборотное полотно выставляется символ. Что он обозначает?
-Повторите для нашего гостя все свойства воды, а то не запомнил.
Физкультминутка.
Улитки ползут, свои домики везут( дети передвигаются по кругу в полуприсиде, сложив руки за спиной)
Рогами шевелят, на рыбок глядя(останавливаются, делают рожки из пальчиков, ритмично наклоняют голову влево, вправо)
Рыбки плывут, плавничками гребут( дети передвигаются по кругу мелкими шажками , опустив руки вдоль туловища, движения ладонями вперёд – назад)
Влево, вправо поворот, а теперь наоборот( плавные повороты туловища влево – вправо и наоборот)
2.6.Опыт №6.Лёд – твёрдая вода.
-Водяной рассказывает нам по секрету, что в лесу все лесные жители называют воду волшебницей. А почему , как вы думаете?
-Потому что вода превращается. Она может быть жидкой , твёрдой, в виде пара.
-В начале нашего занятия к вам на тарелки дежурные положили кусочки льда. Что с ними случилось? ( они постепенно уменьшились, стали таять.) Обозначим результат опыта символом.
2.7.Опыт №7. Вода жидкая, может течь.
-Как доказать, что вода жидкая? Перельём аккуратно воду из одного стаканчика в другой. Льётся вода? Почему? ( потому что вода жидкая)
-Если бы вода не была жидкой, она бы не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана.
2.8.Опыт №8. Пар – это тоже вода.
-Давайте с вами докажем теперь, что пар – это тоже вода. Для этого я принесла термос с кипятком. Откроем его. Что вы видите?
-Над паром я подержу зеркало. Что вы на нём видите? (капельки воды)
3.Дидактическое упражнение « Разнообразие воды в окружающей природе»
- Так всегда ли в природе вода бывает одинаковой?
-Что вы представляете при слове вода? ( дождь, росу, снег, туман, иней).
Выставляются картинки.
4.Коллективное рисование пальцами « Портрет воды»
5. Дидактическое упражнение « Как нам спасти воду?»
-Посмотрим на глобус – модель нашего земного шара. На нём много синего цвета. Что обозначается им? ( вода) Кажется, что на земле воды очень много. Но с каждым годом чистой воды становится всё меньше и меньше, так как люди загрязняют водоёмы.
-Рассмотрите картинки. Как загрязняется вода? ( фабрики и заводы сбрасывают в реки отходы производства)
-А ещё? ( Когда на танкерах , перевозящих нефть, происходит катастрофа, разлитая нефть не растворяется в воде и губит всё живое.)
-Как же нам спасти воду? ( не бросать в водоёмы мусор, не мыть рядом с водоёмами велосипеды, машины)
-Ребята, а всякую ли воду можно пить людям? ( пить можно только кипячёную воду. Её надо очищать через специальные фильтры, а потом кипятить .Также в магазине продаётся чистая питьевая вода.
I I I. Подведение итогов.