- Сегодня мы вместе с Чебурашкой идём в гости к его другу крокодилу Гене, который выступает в цирке вместе с животными, в названии которых есть один звук, но вот какой, Чебурашка забыл. Он просит тебя узнать что это за звук. Мы узнаем его, если назовёшь лишнее слово.
3. Объявление темы занятия.
Игра «4 лишний». Назови лишнее слово:
Собака, рысь, кошка, коза.
Туфли, сапоги, тапочки, рубашка.
Велосипед, ракета, автомобиль, мотоцикл.
Логопед: Какой первый звук мы слышим во всех этих словах?
Ребенок: звук [Р].
Логопед: Правильно, сегодня мы будем закреплять правильное произношение звука [Р] и поможем Чебурашке попасть на представление к своем другу крокодилу Гене.
4. Анализ артикуляции звука.
Логопед: «Но прежде, чем отправиться в цирк, давайте объясним Чебурашке, как произносится звук [Р] , а помогут нам схема и картинки.
Ротик свой мы открываем, губы в улыбочке удерживаем,
язычок приподнимаем, в бугорочки упираем,
Краешки к зубам прижмем, да и сильно дуть начнем
Язычок наш задрожит, никуда не убежит.
Ребенок : Кончик языка у бугорков за верхними зубами, «вибрирует».
Логопед: В каком положении зубы, губы?”
Ребенок : Зубы приоткрыты, губы в улыбке.
Логопед: Какая воздушная струя?
Ребенок: Воздушная струя сильная и тёплая.
Логопед: Что напоминает звучание звука [Р]?
Ребенок: “Мотор”.
5. Произношение изолированного звука.
Логопед: А теперь мы сядем в машинки, заведём моторчики и отправимся в путь. Машинка едет с горы (голос понижаем), в гору (голос повышаем).
6. Автоматизация звука в слогах.
Логопед: Дорога закончилась и дальше на машине не проехать, мы пойдём пешком. Нужно соединять пальчики на руках, правильно называя слоги.
Ребенок: Соединяют пальчики на руках: Ра – ро – ру – ры – ар – ор – ур – ыр
7. Развитие фонематического слуха на звук [Р].
Логопед: А дальше дороги нет. Нужно выложить дорожку из картинок со звуком Р.
Ребенок выбирает из ряда картинок только со звуком Р.
Вот мы и построили мост. Прошли по мостику и вышли на поляну.
8. Физкультминутка.
Логопед: Вот и вышли мы на полянку и встретили весёлых зайцев. Давайте попрыгаем вместе с ними. Игра «Подпрыгивай, если услышишь звук Р»
9.. Развитие пространственного воображения.
Логопед: мы подошли к зоопарку, но злая Шапокляк разорвала афишу. Давай её соберём.
(Разрезная картинка с изображением животных: носорог, рысь, жираф, баран, кенгуру, барсук).
Логопед: Наших зверей перед представлением нужно покормить
Логопед: Какую запеканку мы приготовим из картофеля?
Логопед:- Какой салат мы сделаем из моркови?
Логопед: Какое варенье мы сварим из персика?
11. Развитие фонематических процессов.
Логопед: -крокодил Гена показывает номер с превращением слов .
Игра «Подбери пару»
Мак — …;
нога — …;
кот — …;
мука — …;
хобот — …;
забота — …;…
12. Определение количества слогов в слове.
Логопед: А сейчас звери просят нас рассадить их по вагончикам, чтобы отправиться на гастроли. В первом вагончике поедут животные, в названии которых 1 слог, во втором – 2 слога, в третьем – 3 слога.
Дети: Рассаживают по вагончикам животных (рысь, жираф, барсук, баран, кенгуру).
13. Развитие памяти, внимания.
Логопед: пора возвращаться в детский сад, но для этого мы должны вспомнить названия картинок, из которых был построен наш мост.
14. Автоматизация звука [P] в предложениях.
Логопед: Но Шапокляк опят вредничает. Она не хочет нас пускать в детский сад и перепутала все слова в предложении. Когда мы вернём слова на свои места, то и сами вернёмся в детский сад.
- Сахар кусает Иру.
- Двор ходит по курам.
- Мотор заводит шофера.
- Из пара идет самовар.
Логопед:! Нам пора прощаться с Чебурашкой и с остальными героями нашего путешествия.
15. Итог занятия.
Логопед: -
Чему мы учились сегодня на занятии?
- правильно произносить звук «Р»;
- определять первый звук в слове;
- определять место звука «Р» в слове;
- составлять предложения.
- Какой звук мы сегодня произносили чаще всего? (звук [Р]).
Уточняем артикуляцию звука: что делали губки, зубки, где был язычок, какая была воздушная струя, пело горлышко или нет. - Что вам понравилось на занятии больше всего?
16. Оценка речевой деятельности. - сегодня хорошо справился с заданиями и правильно произносили звук «Р».