1 2 3 | Организационный момент Дети рассаживаются полукругом напротив проектора.
Основная часть Заключительная часть | Педагог начинает рассказывать историю: «Сегодня со мной случилась удивительная вещь. Я обнаружила у себя на столе морскую раковину. Моя сестра приходила в гости и оставила её в подарок. Она привезла раковину с моря. Как же я обрадовалась! Вы знаете, что если приложить раковину к уху, то можно услышать шум моря. Как я люблю этот шум: волны набегают, а затем убегают от берега, набегают и убегают от берега (интонирует, понижая тембр голоса). Жаль, что я забыла раковину дома. Но я могу дать вам послушать запись этих звуков». Педагог включает аудиозапись «Шум моря», комментирует ее: «Вы слышите? Как мне нравятся эти звуки! А вам? Я вижу эти волны, набегающие на берег, убегающие от него. Послушайте, как описал море в своем стихотворении Григорий Поженян “Есть у моря свои законы…”» Педагог читает строки стихотворения с описанием цвета моря.
Педагог: «Вам понравилось? А каким видите море вы? Каким цветом могут быть волны? Для меня море всегда разное – то темное, то светлое. Цвет морской воды зависит от времени суток, от того, как светит солнце, от уровня глубины».
Педагог включает предлагает рассмотреть репродукции картин И. К. Айвазовского. Задает вопросы: «На какой из репродукций изображено холодное море? Почему вы так решили? А на какой репродукции теплое море? Тихое, спокойное и бурное? Глубокое? Вечернее? Ночное?»
Педагог: «Ребята, мы с вами узнали, что море бывает разное: тихое, спокойное, бурное. Но также морская вода может иметь совершенно разные оттенки. Я хочу, чтобы вы сами в этом убедились. У нас в руках волшебный песок и с его помощью можно нарисовать любой оттенок моря. Попробуем? Сначала смешаем два цвета. Здорово, вот это цвет! Как бы вы его назвали? А я бы назвала холодок. Он такой же прохладный. А что будет, если смешать три цвета?» Педагог стимулирует каждого ребенка придумывать необычные названия цвета моря, просит повторить названия, которые придумали другие дети. Обсуждает с детьми идеи по смешиванию цветов, поощряет независимые суждения, предлагает при необходимости свою версию. Педагог: «Как можно назвать оттенок, смешанный, например, из зеленого, синего и белого песка? Какие необычные у вас названия цветов. Все цвета, которые мы с вами получим, смешивая разные цвета песка, расположим на столике. У нас получилась „палитра моря“. Этими цветами можно нарисовать море в любом состоянии: волнующееся и спокойное, теплое и холодное, прохладное и тихое. Как многообразна его палитра.» Педагог: «А мы с вами тоже можем изобразить море в движении. Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Раз, два, три – море оживи!» Проводит физкультминутку «Море волнуется раз…» После игры педагог предлагает детям снова рассмотреть репродукции картин. Стимулирует детей высказывать свои мысли, аргументировать свою точку зрения. Педагог: «Смотрите, какие разные изображения моря у нас есть, это и фото и рисунки. Нравятся вам эти фотографии и репродукции картин?» (СЛАЙДЫ с рисунками, фотографиями, на которых изображено море) Педагог: «А вы знаете, как называют художников, которые рисуют море? Их называют маринистами. Вам знакомо такое имя – Марина. Марина в переводе значит „морская“. Поэтому художников, рисующих море, называют маринисты, или „рисующие море“». Просит нескольких детей повторить словосочетание «художники-маринисты». Педагог: «Художник И. К. Айвазовский был маринистом. Если мы с вами создали палитру моря, то мы тоже художники-маринисты». Педагог вносит доску с липким слоем, на которой изображен кит, берег. Педагог: «Посмотрите, какую картину я нарисовала!... Ой, ребята, а куда же море исчезло? Я так старалась! Хотела вас порадовать своей картиной. Даже кит загрустил. Что же теперь делать? А я знаю! Ребята, вы, как художники, наверняка сможете мне помочь! Не зря же мы создали морскую палитру. Если этим песком посыпать на картину, то она снова заиграет красками. Попробуем?» Педагог: «Наконец-то киту стало весело. Море, в котором он живёт снова заиграло красками, а ещё у кита появилось много друзей! И эти друзья, ребята, вы! А за вашей работой наблюдали и птицы, и краб, и улитка. Им всем очень понравилось, как чудесно вы смогли сделать из песка картину, и поэтому они решили встречаться на берегу каждый день и тоже что-то делать из песка, например, строить замки». Педагог: «Сегодня мы с вами увидели репродукции замечательных картин, на которых было изображено море. И узнали, как называют художников, которые его рисуют. Что ещё мы с вами сегодня делали? Что понравилось больше? С чем было трудно справиться?... Наше занятие подходит к концу! Вы сегодня отлично потрудились, узнали много нового и интересного. Спасибо за работу!»
| Слушают историю, отвечают на вопросы педагога, высказывают свои мысли Дети слушают аудиозапись и стихотворение. Ответы детей. Дети рассматривают репродукции, выполняют задание педагога: находят картину по настроению, по состоянию. Дети смешивают песок разных цветов, помещают их в прозрачные ёмкости, называют полученные цвета, сами придумывают названия оттенков. Ответы детей. Дети играют в игру «Море волнуется раз…» Дети садятся на свои места и повторно рассматривают фото репродукций, высказывают свое мнение, что понравилось больше, почему. Повторяют слово «маринист». Подходят к столу, на который кладётся картина, посыпают на липкий слой песок. После завершения работы рассматривают картину, оценивается результат. |