Конспект НОД «Светлая Пасха» для старшей группы
Цель: Формирование представлений детей о народном обрядовом празднике - Светлая Пасха
Задачи: Познакомить детей с праздником - Пасхой, ее традициями, обычаями, познакомить со значением новых слов, развивать творческие способности, воспитывать уважение к традициям русского народа.
Словарная работа: святая пасха, пост, «христосоваться», обряд, крашенки, писанки,
Материал: иллюстрации, пасха, кулич, расписные яйца, заготовки для раскрашивания и аппликации
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы будем с вами говорить, как великий русский народ поддерживает традиции, обычаи своих предков. С самых давних времен русский народ славится своим трудолюбием, но и традиции не забывает поддерживать.
-Какие народные праздники вы знаете?(Ответы детей.)
Воспитатель. Правильно; Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, Троица - это праздники, которые люди до сих пор помнят и стараются соблюдать некоторые традиции.
На Новый год - ставят ёлку, на Рождество - проводят гадания, на Масленицу обязательно пекут блины и сжигают чучело Масленицы прощаясь с зимой.
Воспитатель: А что делают на Пасху? (Ответы детей. )
Воспитатель: Да ребята, действительно на Пасху принято красить яйца и обмениваться ими, печь куличи.
Воспитатель: Сегодня поговорим мы с вами о великом весеннем празднике - Светлой Пасхе.
Воспитатель: А кто знает, что это за праздник? (Празднуется Воскресение Иисуса Христа.)
Воспитатель: Пасха-это окончание Великого Поста, радость встречи с родными и друзьями за праздничным столом. Этот праздничный день вызывает ощущение пробуждения природы. К этому дню христиане готовятся весь год.
Воспитатель: Для православных христиан самый главный праздник - Пасха. Слово пасха значит "исход", "освобождение", "избавление". Пасха всегда очень торжественно отмечалась, и люди ее считали "праздником праздников". Кто Пасху проводит в радостном настроении, тот будет счастлив весь год. На Руси всю пасхальную неделю звучал звон колоколов. Любой человек имел возможность ударить в колокол, поднявшись на колокольню.
На площадях разбивались балаганы, устанавливались карусели и качели. Вся неделя проходила в радостных встречах, люди принимали гостей, обменивались пасхальными яйцами, сделанными из прозрачного стекла, дерева, хрусталя, фарфора и др. Яйца делали деревенские умельцы, ювелирные фирмы. В кондитерских продавали сахарные и шоколадные яйца.
Хозяюшки очень тщательно и заранее готовились к Великой Пасхе. Убирали дом, красили яйца, пекли куличи, готовили вкусные блюда, делали пасху из творога, нарядные одежды доставали из сундуков. Когда наступал праздничный день, всей семьей шли в церковь, потом или гостей принимали, или шли в гости. В день Пасхи люди поздравляют друг друга. В церквях, домах, на улицах, здороваясь, они радостно говорят «Христос воскрес!»- «Воистину воскрес!» Это называется «христосоваться».
- В пасхальную ночь люди спешили в церковь, оставались дома только глубокие старики да маленькие дети. Возле церквей зажигали цветные фонарики, костры. Люди держали зажженные свечи в руках и ждали, когда выйдут из церкви священники и начнут крестный ход - обход церкви с иконами и крестом.
Воспитатель: До сих пор существует обычай печь на Пасху куличи и их освещать.
- Ранним утром, вернувшись из церкви, люди обменивались окрашенными яйцами. Символ Пасхи - красное яйцо.
- Ребята, а вы знаете, почему красят яйца?
- Это маленькое чудо, это символ жизни. Обычай красить яйца уходит корнями в древность. Раньше считалось красное яйцо - символ солнца, нового дела, новой жизни
Орнамент пасхальных яиц был самым разнообразным: геометрическим, растительным изображающим мир животных и птиц. Подобные яйца в древности называли – Крашенки.
- Стол на Светлую Пасху был уставлен различными кушаньями, куличами. Каждый, кто в дом придет, обязательно должен был быть напоен, накормлен, обогрет.
- Яиц заготовить надо было много: для веселых игр, для подарков друзьям и родным.
В праздник популярны яичные бои за пасхальной трапезой, или «чоканье» яйцами, как говорят в народе. Это простая и забавная игра: кто-то держит яйцо носиком вверх, а «соперник» бьёт его носиком другого яйца. У кого скорлупа не треснула,тот и победил и продолжает «чокаться» с другим человеком.
Воспитатель: Ели крашенные яйца не сразу, сначала с ними устраивали различные игры. Катали яйца с горки, чье дальше укатиться, тот и забирает все яйца себе. А еще в ложку клали яйцо, держали ее перед собой и бежали наперегонки. Победил тот, кто не уронил яйцо, удержал ее в ложке.
Воспитатель: Пасха всегда приходилась на весну и люди наблюдали за погодой, так складывались народные приметы:
Воспитатель: Посмотрите на улице, лежит ли еще снег? (Ответы детей. )
Воспитатель: Народная примета говорит нам: «Если к Пасхе весь снег уже сошел, то год будет урожайным. А если снег еще лежит, то год будет бедным».
Воспитатель: А теперь посмотрите, идет ли дождик или светит солнышко?(Ответы детей)
Воспитатель: Есть и еще примета: если в Пасхальное воскресение стоит ясная солнечная погода, то лето будет жаркое, но сухое. Если пройдет «грибной дождь», то лето будет теплое, но дождливое. А если облачно, но без дождя, то лето будет холодное, но засушливое.
Продуктивная деятельность.
Воспитатель: А сейчас я хочу предложить вам сделать интересную пасхальную открытку и подарить своим друзьям, как оберег. У нас все приготовлено для работы, предлагаю вам проявить свою фантазию и расписать ее к Празднику Пасхи интересным узором.
А на второй страничке по контуру яйца мы наклеим разноцветную мозаику из цветной бумаги.
Итог – анализ:
На ваших пасхальных открытках получился яркий, красочный узор,а внутри – необыкновенное яйцо. Ваши друзья будут рады такому подарку, потому что он сделан от души.
Воспитатель: Вот и мы постарались подготовиться к празднованию праздника - Светлая Пасха
Поведение итогов:
- Ребята, что вы узнали о праздновании Пасхи.
- О чем узнали на занятии?
- Что было нового для вас?
- Вам понравилось занятие?