Просмотр содержимого документа
«Конспект "Деревья и кустарники"»
Ортаңғы тобындағы ұйымдастырылған оқу қызметінің конспектісі
Конспект организованной учебной деятельности в средней группе
Өткізу күні/Дата проведения:
Тәрбиеші/Воспитатель:
Білім беру саласы/Образовательная область: «Коммуникация»
Пән/Предмет:Естествознание
Өтпелі тақырып/Сквозная тема:«Деревья весной»
Тақырыбы/Тема:«Деревья и кустарники»
Мақсаттары/Цели:
1. Воспитательная: воспитание интереса к миру растений.
2. Развивающая: развитие речи детей, обогащение активного словаря
3.Обучающая: обучение умению различать деревья и кустарники; выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников; схематично изображать дерево и куст.
Педагогикалық технологиялар /пед.технологии: игровая, здоровьесберегающая.
Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение: Картинки с изображением деревьев (дуб, рябина, клен, береза, ель,каштан, их листьями и плодами, картинки с частями дерева (корень, ствол, ветви, листья), плоды (желуди, шишки, сережки, ягоды, крылатки).
Раздаточный материал: натуральные листья и плоды деревьев, собранные детьми во время прогулки.
Дуб- рябина- береза; береза- ель-дуб; клен- рябина- ель; ель-дуб- клен; дуб- клен- ель и др.
2.Негізгі бөлім/основная часть
Беседа:
Какое время года? (көктем-весна)
- Что вы называли? (Деревья)
- Где растут ағаштар- деревья? (На улице, в лесу, в парке, в сквере)
-Почему люди сажают деревья? (Они приносят пользу людям)
-Какие бывают ағаштар -деревья? (Высокие, низкие)
-Какую пользу приносят деревья (очищают воздух, плодами питаются звери и птицы)
-Где растут деревья и не живут люди? (в лесу)
Воспитатель:
Рассказ о частях, из которых состоит дерево.
(Выставление на стенд картин с изображением деревьев).
- Назовите эти деревья (береза, клен, ель, дуб, каштан,рябина).
Дерево – это многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, которые образуют крону. Деревья появились на земле очень давно 390 млн. лет назад. Это самые крупные растения нашей планеты.
- Вы назвали много разных деревьев. Назовите, из каких частей состоит дерево? (корень; ствол, ветки и листья - крона).
(Ответы детей. Дополнение, обобщение.)
- Да, правильно дети. Дерево, как и любой живой организм, состоит из отдельных органов: корня, ствола, веток и листьев.
- Какую пользу приносят корни дереву?
(Ответы детей. Дополнение, обобщение.)
Корни прочно закрепляют ствол в земле, снабжают дерево водой и растворимыми в ней минеральными веществами. Без них дерево не могло бы жить. Главный корень уходит в глубокую почву, а боковые ближе к поверхности.
-Ребята, а что вы знаете о стволе дерева?
(Ответы детей. Дополнение, обобщение.)
Ствол – это основа дерева. По нему вверх и вниз текут растворы питательных веществ. Ствол растет и в высоту и в ширину.
- Теперь давайте посмотрим на наши белоствольные, удивительно красивые, любимые русские березки.
(Рассматривание двух картин с изображением березок).
- Маша, покажи ствол у этих деревьев. На какой картине ствол у березы тоньше, а на какой толще? (ответы детей)
- А, кто из вас может рассказать стихотворение о русской березке?
2. Чтение стихотворения наизусть.
Стихотворение А. Прокофьева «Русская березка»
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
- Ребята, как вы думаете, о чем пишет автор стихотворения: «Березка в белом сарафанчике»? (о коре)
- Да, вы правы, ствол всех деревьев покрывает кора, которая защищает их. Как вы думаете, от чего? (от высыхания, от насекомых).
Под корой находится сам ствол, который состоит из темных и светлых полосок – колец. Так узнают, сколько лет дереву – по ГОДИЧНЫМ КОЛЬЦАМ.
(Определение возраста дерева по годичным кольцам)
Ребята, у каждого из вас на столе лежат картинки с изображением ствола дерева. Найдите годичные кольца и определите, сколько лет дереву.
(Ответы детей).
-Вы знаете, что ствол, ветки и листья образуют крону деревьев.
Дети, какую форму имеют кроны деревьев?
(Ответы детей. Дополнение, обобщение.)
Кроны у деревьев бывают самой разной формы: круглой, овальной, треугольной. У хорошо знакомых нам деревьев нашей полосы: дуба, березы, каштана, липы, рябины, ели, сосны, они обычно состоят из крупных ветвей, которые в свою очередь разветвляются на множество мелких веток, покрытых листвой или хвоей.
- Ребята, во время экскурсии по территории нашего сада, мы с вами рассматривали листья разных деревьев. Вспомните, какой формы бывают листья?
Какого цвета бывают листья? (Слушаю ответы, показываю листья)
Лист – источник жизни на планете.
- Какую пользу приносят листья? – (выделяют кислород, поэтому легко дышать и сохраняется жизнь на планете) Вот какое добро приносят нам листья деревьев.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Руки как ветки,
А мы как деревья,
Теперь мы как будто в лесу.
Мы руки поднимем
И резко опустим,
Так ветер сбивает росу.
Чуть в стороны руки,
И плавно помашем,
Так листья летят с высоты.
И как они лягут,
Мы тоже покажем-
Руки сложить мы должны.
Игра «Узнай лист».
В «Чудесном мешке» листья разных деревьев, вырезанные из картона на магнитной основе. Дети по очереди достают по листу, определяют, к какому дереву он принадлежит, и крепят его на магнитную доску.
Отгадайте, о каком дереве загадка:
-Зимой и летом одним цветом (ель)
-Не заботясь о погоде в сарафане белом ходит, а в один из теплых дней май сережки дарит ей (береза)
-У какого дерева все детки в беретиках, когда с дерева упадут, своих беретиков не найдут. (Дуб)
-У какого дерева листья резные, летом зеленые, осенью красные. (Клен)
Воспитатель выставляет на доску картинки- отгадки.
Воспитатель: а теперь послушайте последнюю загадку: Ягода красна, летом горька, а зимой сладка (Рябина)
Воспитатель: (выставляет картинку) Чем рябина отличается от других деревьев?
Дидактическая игра «Собери дерево»
У кадого ребенка на подносе по одной картинке с частью дерева (корень, ствол, ветки, листья, плоды (ягоды). Дети составляют на доске дерево.
Воспитатель: Чем это дерево отличается от всех других?
Дети: У всех деревьев от корня отходит один ствол, а у этого много стволов.
Воспитатель: Правильно. Это рябина (выставляет картинку). Рябина- это кустарник. У кустарника нет главного ствола. От корня отходит много стволов.
Дидактическая игра «Один- много»
Один лист- много листьев
Один ствол- много стволов
Один плод- много плодов
Одна ягода- много ягод
Одна шишка- много шишек
Одна ветка- много веток
Игра «Да — нет».
Воспитатель задаёт вопросы, а дети отвечают «да» или «нет».
• Осенью растут грибы?
• Тучки солнце закрывают?
• Колючий ветер прилетает?
• Ну а птицы гнёзда вьют?
• А букашки прилетают?
• Звери норки утепляют?
• Урожай все собирают?
• Птичьи стаи улетают?
• Часто-часто льют дожди?
• Достаем мы сапоги?
• Солнце светит очень жарко?
• Можно детям загорать?
• Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать?
Дидактическая игра «С чьей ветки детки?»
В коробочках лежат листья и плоды деревьев. Ребенок достает из коробочки лист, определяет, с какого он дерева и прикрепляет на нужное дерево, называя (лист с березы- березовый).
Составление рассказов- описаний по плану
Дети по очереди берут по одной картинке и составляют рассказы по образцу:
Образец:
Это береза. У нее есть корень, ствол, ветки, листья. Листья у березы летом зеленые, осенью желтые.
Плоды- сережки.
Итог занятия.
Беседа о пользе деревьев.
Как вы думаете, какую еще пользу приносят деревья? (Ответы детей)
Деревья приносят большую пользу:
• их свежая зелень украшает города и селения;
• от деревьев зависит существование многих животных, растений и человека;
• они дарят прохладу в жаркие дни; в тени можно укрыться, отдохнуть;
• деревья дают древесину;
• они служат топливом;
• из дерева делают мебель, бумагу;
• плодами деревьев питаются люди, животные, птицы;
• деревья служат преградой ветрам, предохраняют почву от высыхания и помогают выжить полевым птицам и животным.
Закрепление законов охраны природы (забота о деревьях)
-А, что мы с вами, можем сделать доброго и полезного для деревьев? (Ответы детей)
• не вырубать, не ломать деревья;
• не разжигать в лесу костры;
• не бросать в лесу мусор: банки, бутылки, пустые пакеты;
• поливать плодовые деревья, обкапывать их;
- Ребята, если мы будем соблюдать эти законы, то нас всегда будут окружать красивые, здоровые деревья.
3. Қорытынды/итоговая часть
- Ребята о каких добрых друзьях мы с вами говорили? Давайте вспомним, из каких частей состоят деревья? Какую пользу они приносят людям? Какие добрые и полезные дела мы – люди можем сделать для деревьев? Что нового вы узнали о деревьях, растущих на участке нашего детского сада?