Цель: обучающая: на основе личностно-ориентированного обучения через наблюдение и анализ иллюстраций и предметов познакомиться с устройством компаса и принципом его работы, на основе практической деятельности научиться ориентироваться по компасу и местным признакам.
развивающая: развивать речь, память, внимание, расширять кругозор, активизировать словарный запас; воспитывающая: способствовать формированию ответственного отношения к учению; воспитывать культуру учебного труда;
Тип урока: объяснение нового
Вид урока: традиционный
Прогнозируемый результат: умение объяснить, что такое компас, строение компаса и для чего он нужен.
Оборудование: индивидуальные компасы, таблица “Ориентирование по местным признакам”, рисунки, карточки со словами “компас”, “Китай”, простейший компас, сделанный руками учителя.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Психологический настрой:
Я в школе на уроке. Сейчас я начну учиться. Внимание мое растет. Память моя крепка. Голова моя мыслит ясно. Я готов работать. Работаю.
1. Определение сторон горизонта.
- Вспомните, что такое горизонт.
- Что такое линия горизонта?
- Назовите основные стороны горизонта, промежуточные.
- Укажите, каких сторон не хватает на карточке?
2. Диктант.
- Возьмите листочки. От исходной красной точки пройдите 3 шага на запад (1 шаг – 1 клетка), 3 шага на юг, 3 шага на восток, 3 шага снова на юг и 3 шага на запад.
- Что получилось? (5).
- У кого получилось 5 – тот хорошо знает стороны горизонта.
3. Постановка темы и целей урока
Отгадайте загадку:
Под стеклом сижу,
На север и на юг гляжу.
Со мною пойдешь,
Дорогу обратно найдешь.
- Тема сегодняшнего урока – «Компас». (Вывешивается карточка со словом “компас”)
- Что мы должны будем узнать? Чему научиться?
(Дети сами ставят перед собой цель.)
- Сегодня мы отправляемся в школу будущих туристов. Помогать нам будут инструкторы (заранее подготовленные учащиеся).
Класс разбит на 4 группы. В каждой группе свой инструктор.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: обучающая: на основе личностно-ориентированного обучения через наблюдение и анализ иллюстраций и предметов познакомиться с устройством компаса и принципом его работы, на основе практической деятельности научиться ориентироваться по компасу и местным признакам. развивающая: развивать речь, память, внимание, расширять кругозор, активизировать словарный запас; воспитывающая: способствовать формированию ответственного отношения к учению; воспитывать культуру учебного труда; Тип урока: объяснение нового Вид урока: традиционный Прогнозируемый результат: умение объяснить, что такое компас, строение компаса и для чего он нужен. Оборудование: индивидуальные компасы, таблица “Ориентирование по местным признакам”, рисунки, карточки со словами “компас”, “Китай”, простейший компас, сделанный руками учителя. Ход урока. I. Организационный момент. Психологический настрой: Я в школе на уроке. Сейчас я начну учиться. Внимание мое растет. Память моя крепка. Голова моя мыслит ясно. Я готов работать. Работаю. 1. Определение сторон горизонта. - Вспомните, что такое горизонт. - Что такое линия горизонта? - Назовите основные стороны горизонта, промежуточные. - Укажите, каких сторон не хватает на карточке? 2. Диктант. - Возьмите листочки. От исходной красной точки пройдите 3 шага на запад (1 шаг – 1 клетка), 3 шага на юг, 3 шага на восток, 3 шага снова на юг и 3 шага на запад. - Что получилось? (5). - У кого получилось 5 – тот хорошо знает стороны горизонта. 3. Постановка темы и целей урока Отгадайте загадку: Под стеклом сижу, На север и на юг гляжу. Со мною пойдешь, Дорогу обратно найдешь. - Тема сегодняшнего урока – «Компас». (Вывешивается карточка со словом “компас”) - Что мы должны будем узнать? Чему научиться? (Дети сами ставят перед собой цель.) - Сегодня мы отправляемся в школу будущих туристов. Помогать нам будут инструкторы (заранее подготовленные учащиеся). Класс разбит на 4 группы. В каждой группе свой инструктор.
III. Новая тема. 1. - Подумайте, как пройти через лес и не заблудиться? - Как найти нужный путь и не сбиться с курса в открытом море, когда берегов не видно много дней подряд? - Так что же такое компас? Для чего он нужен? На доске открывается надпись(Компас – это прибор для определения сторон горизонта). Пополнение словарного запаса: компас, поверхность, предохранитель, намагниченная стрелка.
2. Из истории возникновения компаса (рассказ учителя). Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тысяч лет назад. Его придумали в Китае. (Вывешивается карточка со словом “Китай”). Древние мастера называли его “ведающий югом”, так как вначале стрелка компаса показывала на юг. На колесницах китайских вельмож устанавливали железные фигурки с вытянутой рукой, которая указывала направление на юг. Первый компас был очень громоздок и не был похож на сегодняшний. И выглядел так: железная стрелка, конец которой намагничивался, укреплялся на пробке, плававшей в сосуде с водой. (Демонстрация компаса, сделанного своими руками). Первоначально в компасе было только 4 стороны горизонта. - Вспомним их. Потом добавились промежуточные. - Какие? Компас поместили в круглую коробку, очень удобную для переноски в любых условиях. 3. Практическая работа в группах. - Рассмотрите компасы, которые лежат у вас на столах. - Из чего состоит компас? Рассмотрите рисунки на с.25. - Сравните компасы на рисунке и на столе.
- Из чего состоит компас? Он состоит из: корпуса циферблата намагниченной стрелки предохранителя – надписи вывешиваются на доске.
Далее с правилами работы с компасами группы знакомятся самостоятельно. Инструкторы объясняют и показывают каждому члену группы, учат их определять стороны горизонта по компасу. Компас установить на лист с первым заданием, т.к. на компасах надписи латинскими буквами. Вывод: Компас – это специальный прибор для определения сторон горизонта. Физкультминутка.«Мы готовы для похода»
Мы готовы для похода, Но от парты не отходим. Поднимаем выше ноги, И не нужно нам дороги. (Ходьба на месте.) Птицы учатся летать, Плавно крыльями махать. Полетели, полетели, Опустились, посидели. (Руки прямые перед грудью, затем рывком разводятся в стороны.) Наклоняемся вперёд, Прогибаемся назад: Кто носочки достаёт? Молодцы. Последний раз (Наклоны вперёд-назад.) Отдохнули все ребята, А теперь пора за парты. (Дети садятся за парты.) 4. Задание для каждой группы. 1-й группа - определите в классе предметы, которые находятся в северном направлении; 2-й группа - в западном; 3-й группа - в южном; 4-й группа - в восточном. От каждой группы выходят по одному участнику и с помощью компаса определяют расположение в классе отдельных предметов (цветы с правой стороны от доски, дверь, раковина, окно). Учитель находит сундучок. - Смотрите какие красивые пятерки. А может они не для нас? Давайте докажем , что мы тоже можем получать пятерки. 5. - Можно ли обойтись в лесу без компаса? (Выслушиваются мнения детей). - Как быть, если вы заблудились в лесу и не можете воспользоваться компасом? (Надо уметь пользоваться природными “компасами”). - А сейчас вы познакомитесь с информацией и поделитесь с другими. Работа в группах – чтение и обсуждение местных признаков. Выступления по группам. - Как ориентироваться по местным природным признакам? На доске плакат. Представители каждой группы рассказывают, показывают по рисункам, как ориентироваться без компаса: 1 группа – по ветвям, стволам, коре деревьев; у отдельно стоящих деревьев ветви пышнее и гуще с южной стороны; кора большинства деревьев грубее и темнее на северной стороне; на хвойных деревьях смола больше накапливается с южной стороны: 2 группа – по муравейнику, по мхам и лишайникам; муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней и кустов, кроме того, южный скат муравейников пологий, северный – крутой. с северной стороны деревья, камни обильнее покрываются мхом и лишайником; 3 группа – по Солнцу, по Полярной звезде; самое точное определение севера по Полярной звезде. Она «висит» прямо над нашим Северным полюсом. Но её видно хорошо только ночью; днем солнце указывается на юг, но происходит это раз в сутки, в полдень. Надо встать спиной к солнцу и определять стороны горизонта по тени;
4 группа – по годовым кольцам пней, по таянию снега на склонах, по ягодам и фруктам. годовые кольца на свежих пнях деревьев расположены гуще с северной стороны; снег быстрее подтаивает на южных склонах; ягоды и фрукты раньше краснеют (желтеют) с южной стороны; - Можно ли по одному из этих признаков найти правильное направление в лесу? Нет. - Если у вас нет компаса, нужно воспользоваться несколькими признаками. Физкультминутка. IV. Закрепление новой темы через решение задач Дети пошли за грибами в лес, расположенный к востоку от своего села. В каком направлении они должны возвращаться домой?(На запад) В каком направлении вы будете возвращаться домой, если из дома вы шли в северном направлении?( В южном) Представим, что во время сбора грибов вы заблудились, однако, помните, что нужно идти на север. На пути встретили муравейник. Не подскажет ли он, как найти направление на север?( крутой склон)
V. Итог урока. - Итак, чем вы можете воспользоваться, если нужно определить стороны горизонта? - Что каждый из вас узнал на уроке нового, чему научился? - Было ли вам интересно? - О чем бы вы еще хотели узнать?