Цель: Формировать первоначальные представления о компасе, познакомить детей с устройством компаса и правилами работы с ним.
Задачи:
образовательные: повторить понятия «горизонт» и «линия горизонта», познакомить с прибором для определения сторон горизонта – компасом, научить им пользоваться.
развивающие: развивать внимание, кругозор, наблюдательность, умение ориентироваться в непривычной ситуации, мышление, умение рассуждать, анализировать; стремление применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях.
воспитательные: воспитывать уверенность в себе; Воспитывать умение слушать другого, аккуратность, интерес к окружающему миру.
Ход урока:
- Актуализация знаний. Повторение пройденного
Здравствуйте, ребята! Рада видеть всех вас.
- Пусть этот урок станет уроком новых открытий для каждого из вас. Пожелаем друг другу успеха и прекрасного настроения.
-Сегодня на уроке ОМ мы продолжаем открывать тайны природы.
-А где их лучше всего открывать? (на природе)
- Для этого мы отправимся в поход.
-Кто ходил в поход? Молодцы.
-Как называют людей, идущих в поход? (туристы)
-Мы оправимся в воображаемый поход в лес.
-Что нужно взять в поход?
-Итак, приготовимся в путь. Встали, надели сапоги, куртку, шапку, взяли рюкзак на плечи и пошли. ( дети имитируют соответствующие движения)-(небольшая физминутка)
-Идем, идем, подошли к большому озеру и на горизонте виднеется корабль……..
-А что такое «горизонт»? ( земная поверхность, которую мы видим вокруг себя)
-А что такое линия горизонта?( это за линия, где небо как бы сходится с землей)? --Давайте до нее дойдем и сделаем привал. Сможем? ( нет, линия горизонта всегда отдаляется).
-Почему? –(потому что Земля круглая)
-Молодцы.
-Посмотрите, на доске буквы: С Ю З В Выберите каждый букву, которая вам нравится . Выйдите к доске и объединитесь в группы, заняв новые места.
-Сегодня мы работаем в группе. Давайте вспомним правила работы в
группе:
Правила работы в группе
- уметь слушать другого
- высказывать свое мнение
- уважать мнение других
-Не случайно мы вспомнили эти буквы .
-Кто догадался, что они обозначают?( стороны горизонта)
( 1 ученик прикрепляет на розу ветров основные стороны горизонта)
-Первая группа С- хором- (север), вторая-Ю- юг, третья- З- запад, четвертая В- восток (Командир группы ставит букву на розу ветров на доске)
-Мы назвали основные стороны горизонта. Вспомните и допишите промежуточные названия сторон горизонта в группе. Лист № 1
(работа детей)
-Проверим работу групп.
-1 представитель от группы прикрепит промежуточную сторону горизонта на доску Все внимательно слушают ответы и показывают знаки «+»,»-«
Итог: Назовите основные стороны горизонта. Промежуточные.
-Для чего нужно их знать.
-А кто уверен, что очень хорошо запомнил стороны горизонта, поднимите руки?
- А теперь проверим, как хорошо каждый из вас может ориентироваться по сторонам горизонта. Будем писать графический диктант, но непростой, а по сторонам горизонта
-Чтобы не допустить ошибки, потренируемся и сделаем вместе.
-Показываем направление рукой.
-Север- вверх, юг- вниз, запад -влево, восток- вправо.
-А теперь каждый сам проверит свои знания сторон горизонта.
-Перед вам маршрутный лист. Найдите поле в клеточку о поставьте карандаш в точку
Начинаем: 1 шаг = 1 клеточке.
(4 клетки) на Юг
- 4 клетки на В
- 4 шага на С
- 4 шага на З
- Какая фигура у вас получилась? (квадрат)
-Встаньте все у кого получился квадрат. Молодцы
- Так какие основные стороны горизонта? А промежуточные?
Целепологание.
-И вот мы пришли в лес. (видеофрагмент- релакс)
Сколько всего интересного вокруг.
-А что можно делать в лесу? ( слушать пение птиц, любоваться природой…)
-А что нельзя?
-Гуляли мы в лесу и заблудились. Что делать?
-Что должен иметь настоящий турист, чтобы не заблудиться в лесу?
– А мы продолжаем разгадывать загадки природы, будущие туристы, отгадайте загадку.
По стране в поход идём,
Друга мы с собой берём.
Он не даст нам заблудиться,
От маршрута уклониться.
Нам покажет верный друг
Путь на север и на юг. (компас)
-Как догадались, подтвердите свое мнение строчками загадки.
- На маршрутном листе давайте напишем на нем тему урока.
-(Компас)
-Давайте еще раз проговорим четко это слово вместе. Мы называем это слово компас, а моряки говорят компаас.
\
(Учитель вывешивает на доску название темы урока «Компас»
-А что бы вы хотели узнать о компасе?
Дети отвечают на вопрос- учитель вывешивает на доску план урока:
1.Что такое компас?
2.Устройство.
3.Порядок работы.
-Что такое компас? Как вы думаете, ребята?
-Задание 1. Из слов соберите определение компаса и наклейте полоски в нужном порядке. Помогут в работе ваши умения составлять предложения.
Учитель в это время раздает компасы.
(Компас- это прибор для определения сторон горизонта.)
-Проверим свое определение с определением, данным в учебнике на с. 75 (знаки)
-Так что же такое Компас? Проверка (диск)
- А зачем знать стороны света? ( Чтобы не заблудиться)
-Продолжаем наш виртуальный поход, ребята.
-Перед вами компасы.
-Что такое компас? (Прибор)
-Чтобы научиться пользоваться этим прибором, что нужно узнать?(Как он устроен)
- Рассмотрим, как устроен компас.
- На что похож компас? (на часы)
-Чем компас похож на часы? (круглая коробочка, сверху стекло, внутри шкала с делениями)
-Предлагаю внимательно рассмотреть компас вдвоем. Осудить в паре из чего состоит.
- Если сомневаетесь- обратитесь к учебнику.
-в рабочем листе найдите задание 2 и сами допишите составные части компаса.
-Из какие частей состоит компас? Все внимательно слушают и дополняют пару.
- -Проверка- доска. Еще раз проверим себя и записи в маршрутных листах.
-На какой вопрос урока мы нашли ответ? (Устройство компаса)
-Я внимательно слушала ваши ответы. Вы говорили МАГНИТНАЯ стрелка
-А что это значит? Кто ее намагнитил? Ответы детей…
Внимание на экран.
http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/2-klass/puteshestviya/dlya-chego-nuzhen-kompas
-Что мы уже знаем о компасе?
-Кто готов работать с компасом? Выйди к доске. Получилось?
-Что нужно узнать еще? (правила работы)
- Правила работы с компасом.
- Расположите пункты работы с компасом в правильном порядке.
Положите компас на ровную поверхность.
Подождите, пока стрелка компаса успокоится.
Поверните корпус компаса так, чтобы буква «C» совпала с синим концом стрелки.
Тогда все буквы укажут направление сторон горизонта.
-Проверка по группам. (интерактивная доска) Поставьте предложения в нужной последовательности. 1 группа
Группа С -1. Группа Ю-2. Группа З-3. Группа В-4.
-Так что же такое компас?
-Из чего он состоит?
-Как пользоваться?
-Возьмите компас в руки. Обратите пристальное внимание на компас. Что заметили?(буквы не русские)
-Стороны горизонта на компасе обозначены латинскими буквами. Они очень похожи на буквы англ. языка.
-Где будет север? Как называется север?
Cевер-Норд –буква –эн-N( прикрепить на доску)
Противоположная сторона- юг- зюйт- буква S- зэ
Запад -вэст- буква дабл ю- W
- Восток- ист- буква Е-
-Кто самый внимательный? Как на компасеузнать где север, если забыл латинские буквы??? 0!!!!!!градусов
Практическое применение компаса
-Давайте попробуем вместе с помощью компаса определить стороны горизонта.
Пользуемся планом.
- Прочитай 1 пункт плана……2, 3, 4.
- А теперь определите в каком направлении расположена доска-с, дверь- св, окно-юг
Закрепление полученных знаний. Практическая работа.
-В лесу много прекрасного. И в нашем классе тоже спрятались объекты природы.
-Каждой группе нужно будет определить с помощью компаса сторону горизонта своего объекта.( снегирь, синичка, снеговик, заяц)
- Выполните действия в соответствии с планом работы с компасом.
-Проверяем работу групп.
-А сейчас вопрос для самых смекалистых. Когда нужно использовать компас? Когда вы уже заблудились? (Нет. При входе в лес, чтобы выйти в обратном направлении)
Допишите последнее задание в маршрутном листе.
Проверка (доска)21
5. Совет начинающему туристу.
Итог.
-Пора возвращаться домой, ребята.
-На все вопросы урока ответили?
-Кто помнит, что было главным на уроке? Почему тема так важна?
-Что у нас получилось. Давайте озвучим их. 1 гр.
Рефлексия.
-Вернемся к фигуре, которая у нас получилась в начале урока. Нашли?
- Превратим его в компас, дорисуйте стороны горизонта.
- Если на уроке вам все было понятно, вы хорошо усвоили материал, у вас все получилось, то нарисуйте стрелку на север.
-Если на уроке у вас было хорошее настроение, нарисуйте стрелку на юг.
-Если остались какие-то сомнения и вопросы, нарисуйте стрелку запад.
Дома вы сможете более подробно изучить эту интересную тему.
-Если вас что-то огорчило или возникли какие-то трудности, то нарисуйте стрелку на восток.
-Встаньте дети у кого все получилось- похлопаем им
-Кого что-то огорчило?
-Это очень сложная тема, мы продолжим ее изучение и обязательно выйдем на улицу и будем ориентироваться по компасу.
-Людям каких профессий нужно уметь пользоваться компасом? (летчики, военные, моряки)
-Может быть из вас тоже вырастут будущие военные и моряки, поэтому сейчас научимся пользоваться компасом.
-Где и когда нам могут пригодиться знания, полученные на этом уроке? (заблудились в лесу, пошли в поход, соревнования по спортивному ориентированию, тур. слеты)
- А маршрутный лист поможет вам в подготовке домашнее задания.
-Спасибо за активную работу на уроке.