Тема: Компас.
Цель: познакомить с устройством компаса и принципом его работы, научиться ориентироваться по компасу и местным признакам.
Задачи:
- развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, делать выводы,
- развивать умение работать в группе, укреплять чувство ответственности за результат своей работы и за работу группы, умение считаться с мнением товарищей,
- развивать умение оценивать свою работу, рефлексировать.
Оборудование: компасы, рисунки с местными признаками, индивидуальные тексты о компасе, карточки со словами горизонт, компас, Китай, магнит, швейная игла, нитка, небольшой листок бумаги, инструкции по изготовлению компаса, карточки с заданиями для групп.
Ход урока.
Орг. момент.
Приветствие.
- Какое у вас настроение?
На доске слово горизонт. Что вы об этом знаете?
Дети делятся своими знаниями.
На доске и у каждого ребёнка на парте. (без букв знак горизонта)
- А это что за изображение? Чего не хватает? Восстановите.
Физ. минутка.
Наклонись на север, наклонись на юг. Повернись на запад, повернись на восток.
Постановка темы и целей урока.
Загадка.
На ладонь он ляжет весь, не часы – а стрелка есть. Он в дороге пригодится, с ним нигде не заблудиться.
- Вы отгадали тему нашего урока. А что мы должны будем узнать, чему научиться?
- Что вы о компасе уже знаете?
- Давайте поработаем с текстом и может ещё что – то новое нам откроется?
Работа с текстом.
Дети работают с карандашом, выделяя новые сведения в тексте.
Компас
Компас - прибор для определения сторон горизонта. Действие компаса основано на явлении магнетизма. Магнитная стрелка движется, потому что сама Земля является магнитом. А как притягиваются магниты друг к другу, вы хорошо знаете.
Компасом люди стали пользоваться не менее 2,5 тысяч лет назад. Его придумали в Китае. Древние мастера его называли «ведающий югом», так как в начале стрелка компаса показывала на юг. Первый компас был очень громоздок и не был похож на сегодняшний. Сейчас компас поместили в круглую коробочку, очень удобную для переноски в любых условиях.
Различают магнитный, механический (гирокомпас), радиокомпас (направление на радиомаяк) и другие. Используют компас в навигации, геодезии, военном деле и др.
Стороны горизонта обозначаются иногда латинскими буквами: N (норд) – север, E (ист) или O (ост) – восток, S (зюд) – юг, W (вест) – запад.
Практическая работа.
- Работа в группах.
Рассмотрите компасы, которые лежат у вас на столах. Обсудите из чего они состоят? Установите правила работы с компосом.
- Работа в парах.
- На каждого у нас компаса не хватило. Попробуем исправить положение.
Перед вами конверты в них инструкция. Прочитайте и выполните задание.
(Возьмите намагниченную иголку, проткните ею листки насквозь и, держа за конец нити, дайте бумаге свободно повиснуть. Бумажка на нитке покрутится, а затем остановиться в определённом положении. На что укажут концы концы иглы?) Что мы изготовили?
- Задание для групп.
Определите в классе предметы, которые находятся:
1, 5 группа – в северном направлении, 2 группа в восточном, 3,6 группа – в южном, 4 группа – в западном.
Физ. минутка.
Миша шёл, шёл, шёл. Миша в лес пришёл. 1 грибок, 2 грибок. Заблудился наш дружок.
- Работа в парах.
- Как быть в такой ситуации?
Дети сообщают о народных приметах ориентиования.
- Можно ли по одному предмету сориентироваться?
Откройте тетради, найдите № 35 и укажите направления стон горизонта на рисунках.
- Работа в группах.
Задание для:
1, 2, 3 группы. Девочка в школу шла 100м на юг, 300м на северо-восток, 120м на восток. Какой она путь пройдёт, возвращаясь домой?
4, 5, 6, 7 группы. Геологи отправились в горы и прошли до места назначения 5км на север, 2км на юго-запад, 4км на запад. Какой они путь проделают обратно?
Рефлексия. Как поработала ваша группа? (звуковая оценка: а- отлично, о-хорошо, у- можно и лучше)
Итог. Вам понравился урок, чем? Какое у вас настроение?