Просмотр содержимого документа
««Коммуникативные умения и способности педагога»»
«Коммуникативные умения и способности педагога».
Коммуникативнаякультурапедагога предполагает овладение коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей.
Ккоммуникативнымумениям педагога можно отнести:
умения устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении;
умения управлять своими эмоциями;
наблюдательность и переключаемость внимания;
социальная перцепция, т.е. понимание психологического состояния ученика по внешним признакам;
умение "подавать себя" в общении с учащимися;
речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации и др.
В своей совокупности такие умения и способности составляют технику педагогического общения или характеризуют технологическую сторону коммуникативной культуры педагога.
Все коммуникативныеуменияможнообъединить в четырегруппы:
1. умения быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения;
2. умения правильно планировать свою речь, т.е. содержание акта общения;
3. умения находить адекватные средства для передачи этого содержания (верный тон, нужные слова и т.д.);
4. умения обеспечивать обратную связь.
Высокий уровень развития коммуникативной культуры педагога предполагает наличие у него:
- экспрессивных умений и способностей:
- выразительность речи,
- выразительность жестов,
- выразительность мимики,
- выразительность внешнего облика;
- перцептивных умений и способностей:
- умение понять состояние другого человека
- умение и способность составить адекватный образ другого человека и т.д.
Стили педагогического общения
Под стилемпедагогического общения понимаются индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и воспитанников. В нем находят выражение:
коммуникативные возможности педагога;
сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога;
особенности воспитанников.
Традиционно классифицируют стили педагогического общения на: авторитарный;
демократический;
попустительский (А.В. Петровский, Я.Л. Коломинский и др.).
Формальная сторона
Содержательная сторона
АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ
Деловые, краткие распоряжения
Дела в группе планируются заранее во всем их объеме
Запреты без снисхождения, с угрозой
Определяются лишь непосредственные цели, дальние - неизвестны
Эмоции не принимаются в расчет
Позиция лидера - вне группы
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
Инструкция в форме предложений
Мероприятия планируются не заранее, а в группе
За реализацию предложений отвечают все
Не сухая речь, а товарищеский тон
Похвала и порицание - с советами
Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются
Распоряжения и запреты - с дискуссиями
Позиция лидера - внутри группы
ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ
Тон - конвенциональный
Дела в группе идут сами собой
Лидер не дает указаний
Отсутствие похвалы, порицаний
Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера
Никакого сотрудничества
Позиция лидера - незаметно в стороне от группы
Сущность и структура педагогического профессионализма
На основании анализа требований профессии к личности специалиста вводится понятие профессионализма. Профессионализм - совокупность личностных и профессиональных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда.
Педагогический профессионализм представляет собой характеристику разнообразных взаимосвязанных компонентов, отражающих определенную образовательную систему, которая отвечает социальному заказу общества. Компоненты педагогического профессионализма:
• уровень общей культуры;
• психолого-педагогическая компетентность;
• владение содержанием предмета и педагогическими технологиями;
• способности к целеполаганию и целеосуществлению;
• способности к педагогической рефлексии;
• способности к осуществлению инновационной деятельности в сфере образования.
Педагогическаяэтика. В профессиональной культуре педагога проявляется уровень его нравственной воспитанности. Педагогический этикет предполагает договоренность о том, что считать принятым в поведении и деятельности, а что - непринятым. Еотъемлемой составляющей профессиональной этики педагога является педагогическийтакт - интуитивное чувство меры, помогающее дозировать воздействия и уравновешивать одно средство другим. Тактика поведения педагога состоит в выборе стиля и тона в зависимости от времени и места педагогического действия, а также от возможных последствий применения тех или иных методов.
Корпоративное взаимодействие воспитателей и узких специалистов при рении коррекционных задач
Особое значение организации взаимодействия в работе узких специалистов и воспитателей и помощников воспитателей уделяется в коррекционных группах.
Цель такой работы в создании модели взаимодействия педагогов, родителей и медицинского персонала в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, в снятии противоречий, изменении родительских установок, повышении профессиональной компетентности педагогов и обучении родителей новым формам общения и поддержки ребенка, организации предметной коррекционно-развивающей среды, стимулирующей развитие ребенка.
Содержание и структура педагогической поддержки во многом зависит от диагноза, структуры дефекта, компенсаторных возможностей ребенка, «зоны его актуального и ближайшего развития», личностно-ориентированного подхода.
Поэтому модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему. Ее цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, коррекционно-развивающий и профилактический аспекты, обеспечивающие нормальный уровень интеллектуального и психического развития ребенка.