Просмотр содержимого документа
«Художественно – эстетическое воспитание в ДОУ»
Тема статьи : «Организация работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников».
Заведующий МДОУ «Ясли-сад № 273 г.Донецка»
В.В.Порываева
В данное время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Наряду с физическим, умственным и нравственным развитием значительное место в работе дошкольного учреждения занимает художественно-эстетическое развитие. Педагоги дошкольного учреждения уделяют большое внимание разным сторонам эстетического развития - оформлению помещения и участка, внешнему виду детей и взрослых, использованию художественных произведений. Среди занятий, проводимых с детьми, немалая доля принадлежит занятиям, на которых дети рисуют, лепят, слушают художественную литературу, сами учатся выразительно читать, поют и пляшут под музыку. Эстетическое развитие осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества). Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны. Это игры, занятия, экскурсии, праздники, развлечения. Очень важно, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по определённой программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.
Эстетическая жизнь ребенка замечательна своим универсализмом - и этим наиболее отлична она от эстетической жизни взрослых: все прекрасное, в какой бы ни было оно форме, привлекает и увлекает детей. Дети любят и музыку, и сказку, и рисование, и лепку, и танцы, и сценические представления. Другая характерная черта детской эстетической жизни заключается в творческом ее характере: ребенок никогда не может ограничиться эстетическим восприятием, он неизменно стремится к творчеству, пользуясь всеми доступными ему средствами.
Именно поэтому мы уделяем большое внимание художественно-эстетическому развитию своих воспитанников.
Система художественно-эстетического развития дошкольников будет успешной, если будут реализованы следующие педагогические условия:
создание обстановки эмоционального благополучия;
создание и обновление предметно-развивающей среды;
творческий подход к содержанию образования;
вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;
использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;
синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по ознакомлению детей с природой;
использование музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности;
осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной, игровой и другой художественной деятельности (систематичное ознакомление детей с искусствоведческим материалом художников, поэтов, композиторов, описывающих природу, труд, быт);
взаимодействие с семьями воспитанников;
преемственность в работе с учреждениями культуры.
Работа по художественно-эстетическому воспитанию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей.
В работе с педагогами необходимо руководствоваться следующими принципами:
- индивидуальный подход;
- практический деятельностный подход;
- системный подход.
Перечисленные принципы синтезируют вокруг себя все эстетические понятия, раскрывая, обосновывая и развивая их. Они обосновывают эстетический взгляд на мир, предопределяющий содержание эстетического воспитания, которое включает два компонента: содержание воспитательной деятельности по развитию художественной деятельности детей; содержание воспитывающих влияний по художественно-эстетическому развитию воспитанников в процессе образовательной деятельности всех сотрудников детского сада и семьи в целом.
Методы художественно-эстетического воспитания дошкольников:
1.Методы формирования эстетического сознания – сюда входят методы побуждения к сопереживанию (сопереживание формирует эмоционально-положительное отношение к позитивному, прекрасному в жизни и искусстве и отрицательное к негативному), метод формирования эмоциональной отзывчивости на прекрасное, метод убеждения.
2. Методы организации художественной деятельности – к ним относят метод приучения, упражнения в практических действиях, направленных на внесение эстетического начала в быт и поведение: данные методы направлены на развитие эстетического восприятия, эстетического вкуса и предназначены для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения у подрастающего ребенка.
3.Методы стимулирования и активизации художественного творчества – к ним принято относить метод поисковых ситуаций, творческих заданий, методы побуждения детей к творческим проявлениям: в этом отношении метод побуждения воспитанников к творческим проявлениям подразумевает направленное педагогом творчество детей, создание ситуаций для него. Этот метод – механизм развития детей. В свою очередь, проблемные ситуации являются средствами активизации данного механизма и побуждают детей к творческим и практическим действиям над поставленной задачей.
Вышеперечисленные методы приобретают специфику применительно к тому виду детской деятельности, который моделируется взрослым в процессе художественно-эстетического воспитания.
Реализации художественно-эстетического развития воспитанников способствуют формы системной работы с педагогическими кадрами:
консультации,
просмотр и обсуждение видеоматериалов,
совместные игровые и познавательные мероприятия,
семинары, семинары – практикумы,
педсоветы,
деловые игры,
смотры,
конкурсы,
творческие недели,
мастер-классы,
анкетирование педагогов по проблемам данного направления,
творческое портфолио,
методические объединения по художественно – эстетическому развитию детей;
представление опыта педагогов ДОУ на городских семинарах, конкурсах.
Средствареализации содержания художественно-эстетического развития подбиралось в соответствии с целями и задачами, поставленными перед ДОУ:
эстетическое общение – особое условие и средство эстетического воспитания, направленное на то, чтобы заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них активность, пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, в то, что он пришел в мир творить добро и красоту, приносить людям радость;
природа: она заключает в себе многообразие чувственно-эстетических свойств и благодаря этому имеет огромные возможности для понимания детьми, по словам Л. Леонова, богатства мира, в котором живут, мира, который дружески расположен к человеку, кроме того, природа способствует тому, чтобы и дети открылись ему всей душой;
искусство(музыка, литература, театр, произведения художественно-декоративного творчества) способствует формированию органов чувств, установленных на восприятие отдельных видов искусства, формирует эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов;
окружающая предметная среда, по мнению К. А. Флериной, повышает активность, творческий характер художественно-эстетической деятельности дошкольников, ее результативность. Она указывала на то, что не только красивые предметы сами по себе эстетически воспитывают детей, "но и та живая работа, то заботливое отношение воспитателя и детей к вещам, которые необходимо воспитывать";
самостоятельная художественная деятельность детей (музыкальная, изобразительная, художественно-игровая) представляет собой средство и процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать и любить искусство, развития потребности в художественно-творческой деятельности, формирование мировосприятия ребенка средствами искусства;
разнообразные виды игр: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации и др.;
разные виды труда детей в детском саду, о значении которых говорил В. А. Сухомлинский: он связывал их с формированием представлений о красоте бытия и радости ее создания: "Радость труда – красота бытия";
физические упражнения и элементы спортивных игр.
Для успешного внедрения приоритета по художественно-эстетическому развитию работа в ДОУ строится по следующим направлениям:
Создание условий работы по художественно-эстетическому развитию детей
Работа с педагогическими кадрами
Работа с воспитанниками детского сада
Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Рассмотрим работу с педагогическими кадрами
Направления работы заведующего:
- ознакомление коллектива с существующими программами и методиками художественно-эстетического воспитания;
- выбор программы и методики (совместно с педколлективом);
- определение места художественно-эстетического воспитания в общем образовательном пространстве детского сада, его связи с другими направлениями;
- контроль за координацией работы всех специалистов и воспитателей; реализация интегрированного подхода;
- мониторинг деятельности всего коллектива;
- участие в составлении диагностических карт, в диагностике детей и анализе её результатов;
- проведение методических семинаров для членов коллектива;
- участие в совершенствовании развивающей предметной среды;
- участие в распространении опыта работы ДОУ;
- присутствие на занятиях с целью определения особенностей поведения и характеристик дошкольников (произвольность, комфортность и т.п.);
- работа с родителями по выполнению целей и задач художественно-эстетического воспитания;
- координация работы с другими учреждениями (школой, музеем, музыкальной школой, библиотекой, художественной школой);
- обобщение результатов работы.
Итог работы:
-Повысился теоретических и практический уровень знаний педагогов;
-Педагоги активно внедряют новые технологии, разрабатывают занятия, сценарии досугов, тематических вечеров;
-Принимаем участие в выставках детского творчества, конкурсах детских работ;
-Принимаем активное участие в конкурсах драматизаций , инсценировок;
-Воспитанники ДОУ сохраняют интерес к музыке и хореографии, посещая музыкальную школу и танцевальные студии.
Мы не останавливаемся на достигнутом. Активная позиция и творческий потенциал педагогов убеждают в правильности выбранного пути. Участие и достижения в мероприятиях районного, городского уровня воодушевляют на новые успехи. Планируем расширить круг взаимодействия, с учетом запросов родителей, интересов воспитанников и социальных партнёров, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Аншукова, Е.Ю. Аналитическая деятельность старшего воспитателя. // Управление ДОУ. - 2004. №3.- С.15-19.
Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы / К.Ю.Белая. - М.: Сфера, 2005
Белая, К.Ю. От сентября до сентября. Рекомендации заведующим и старшим воспитателям детского сада к планированию воспитательно-образовательной работы / К.Ю.Белая. – М.: АСТ, 1998
Бондаренко, А.К. Заведующий дошк.учрежд.: Пособие для зав.дошк.учреждениями / А.К.Бондаренко, Л.В.Поздняк, В.И.Шкатулла. – М.:Просвещение, 1984. – 223с.
Васильева, А.И. Старший воспитатель детского сада / А.И.Васильева, Л.А.Бахтурина, И.И.Кобитина. – М., 1990
Виноградова, Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ:метод.пособие / Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 192с.
Дуброва, В.П. Организация методической работы в ДУ / В.П.Дуброва, Е.П. Милашевич. – М., 1995. – 128с.
Изергина, К.П. Наш "взрослый" детский сад / К.П.Изергина, Л.С.Преснякова, Т.В.Иншакова. - М.: Просвещение, 1991
Калмыкова, В.А. Руководство общественным дошкольным воспитанием в районе / В.А.Калмыкова. - М.: Просвещение, 1988
Ковалев, А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства / А.Г.Ковалев. - М., 1978