kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Художественно – эстетическое воспитание в ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование работы по художественно – эстетическому  воспитанию  в ДОУ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Художественно – эстетическое воспитание в ДОУ»

Тема статьи : «Организация работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников».

Заведующий МДОУ «Ясли-сад № 273 г.Донецка»

В.В.Порываева

В данное время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Наряду с физическим, умственным и нравственным развитием значительное место в работе дошкольного учреждения занимает художественно-эстетическое развитие. Педагоги дошкольного учреждения уделяют большое внимание разным сторонам эстетического развития - оформлению помещения и участка, внешнему виду детей и взрослых, использованию художественных произведений. Среди занятий, проводимых с детьми, немалая доля принадлежит занятиям, на которых дети рисуют, лепят, слушают художественную литературу, сами учатся выразительно читать, поют и пляшут под музыку. Эстетическое развитие осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества). Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны. Это игры, занятия, экскурсии, праздники, развлечения. Очень важно, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по определённой программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

Эстетическая жизнь ребенка замечательна своим универсализмом - и этим наиболее отлична она от эстетической жизни взрослых: все прекрасное, в какой бы ни было оно форме, привлекает и увлекает детей. Дети любят и музыку, и сказку, и рисование, и лепку, и танцы, и сценические представления. Другая характерная черта детской эстетической жизни заключается в творческом ее характере: ребенок никогда не может ограничиться эстетическим восприятием, он неизменно стремится к творчеству, пользуясь всеми доступными ему средствами.

Именно поэтому мы уделяем большое внимание художественно-эстетическому развитию своих воспитанников.

Система художественно-эстетического развития дошкольников будет успешной, если будут реализованы следующие педагогические условия:

  • создание обстановки эмоционального благополучия;

  • создание и обновление предметно-развивающей среды;

  • творческий подход к содержанию образования;

  • вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;

  • использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;

  • синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по ознакомлению детей с природой;

  • использование музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности;

  • осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной, игровой и другой художественной деятельности (систематичное ознакомление детей с искусствоведческим материалом художников, поэтов, композиторов, описывающих природу, труд, быт);

  • взаимодействие с семьями воспитанников;

  • преемственность в работе с учреждениями культуры.

Работа по художественно-эстетическому воспитанию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей.

В работе с педагогами необходимо руководствоваться следующими принципами:

- индивидуальный подход;

- практический деятельностный подход;

- системный подход.

Перечисленные принципы синтезируют вокруг себя все эстетические понятия, раскрывая, обосновывая и развивая их. Они обосновывают эстетический взгляд на мир, предопределяющий содержание эстетического воспитания, которое включает два компонента: содержание воспитательной деятельности по развитию художественной деятельности детей; содержание воспитывающих влияний по художественно-эстетическому развитию воспитанников в процессе образовательной деятельности всех сотрудников детского сада и семьи в целом.

Методы художественно-эстетического воспитания дошкольников:

1. Методы формирования эстетического сознания сюда входят методы побуждения к сопереживанию (сопереживание формирует эмоционально-положительное отношение к позитивному, прекрасному в жизни и искусстве и отрицательное к негативному), метод формирования эмоциональной отзывчивости на прекрасное, метод убеждения.

2. Методы организации художественной деятельности – к ним относят метод приучения, упражнения в практических действиях, направленных на внесение эстетического начала в быт и поведение: данные методы направлены на развитие эстетического восприятия, эстетического вкуса и предназначены для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения у подрастающего ребенка.

3. Методы стимулирования и активизации художественного творчества к ним принято относить метод поисковых ситуаций, творческих заданий, методы побуждения детей к творческим проявлениям: в этом отношении метод побуждения воспитанников к творческим проявлениям подразумевает направленное педагогом творчество детей, создание ситуаций для него. Этот метод – механизм развития детей. В свою очередь, проблемные ситуации являются средствами активизации данного механизма и побуждают детей к творческим и практическим действиям над поставленной задачей.

Вышеперечисленные методы приобретают специфику применительно к тому виду детской деятельности, который моделируется взрослым в процессе художественно-эстетического воспитания.

Реализации художественно-эстетического развития воспитанников способствуют формы системной работы с педагогическими кадрами: 

  • консультации,

  • просмотр и обсуждение видеоматериалов,

  • совместные игровые и познавательные мероприятия,

  • семинары, семинары – практикумы,

  • педсоветы,

  • деловые игры,

  • смотры,

  • конкурсы, 

  • творческие недели,

  • мастер-классы,

  • анкетирование педагогов по проблемам данного направления,

  • творческое портфолио,

  • методические объединения по художественно – эстетическому развитию детей;

  • представление опыта педагогов ДОУ на городских семинарах, конкурсах.

Средства реализации содержания художественно-эстетического развития подбиралось в соответствии с целями и задачами, поставленными перед ДОУ:

  • эстетическое общение – особое условие и средство эстетического воспитания, направленное на то, чтобы заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них активность, пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, в то, что он пришел в мир творить добро и красоту, приносить людям радость;

  • природа: она заключает в себе многообразие чувственно-эстетических свойств и благодаря этому имеет огромные возможности для понимания детьми, по словам Л. Леонова, богатства мира, в котором живут, мира, который дружески расположен к человеку, кроме того, природа способствует тому, чтобы и дети открылись ему всей душой;

  • искусство (музыка, литература, театр, произведения художественно-декоративного творчества) способствует формированию органов чувств, установленных на восприятие отдельных видов искусства, формирует эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов;

  • окружающая предметная среда, по мнению К. А. Флериной, повышает активность, творческий характер художественно-эстетической деятельности дошкольников, ее результативность. Она указывала на то, что не только красивые предметы сами по себе эстетически воспитывают детей, "но и та живая работа, то заботливое отношение воспитателя и детей к вещам, которые необходимо воспитывать";

  • самостоятельная художественная деятельность детей (музыкальная, изобразительная, художественно-игровая) представляет собой средство и процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать и любить искусство, развития потребности в художественно-творческой деятельности, формирование мировосприятия ребенка средствами искусства;

  • разнообразные виды игр: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации и др.;

  • разные виды труда детей в детском саду, о значении которых говорил В. А. Сухомлинский: он связывал их с формированием представлений о красоте бытия и радости ее создания: "Радость труда – красота бытия";

  • физические упражнения и элементы спортивных игр.

Для успешного внедрения приоритета по художественно-эстетическому развитию работа в ДОУ строится по следующим направлениям:

  • Создание условий работы по художественно-эстетическому развитию детей

  • Работа с педагогическими кадрами

  • Работа с воспитанниками детского сада

  • Взаимодействие с родителями (законными представителями)

Рассмотрим работу с педагогическими кадрами

Направления работы заведующего:

- ознакомление коллектива с существующими программами и методиками художественно-эстетического воспитания;

- выбор программы и методики (совместно с педколлективом);

- определение места художественно-эстетического воспитания в общем образовательном пространстве детского сада, его связи с другими направлениями;

- контроль за координацией работы всех специалистов и воспитателей; реализация интегрированного подхода;

- мониторинг деятельности всего коллектива;

- участие в составлении диагностических карт, в диагностике детей и анализе её результатов;

- проведение методических семинаров для членов коллектива;

- участие в совершенствовании развивающей предметной среды;

- участие в распространении опыта работы ДОУ;

- присутствие на занятиях с целью определения особенностей поведения и характеристик дошкольников (произвольность, комфортность и т.п.);

- работа с родителями по выполнению целей и задач художественно-эстетического воспитания;

- координация работы с другими учреждениями (школой, музеем, музыкальной школой, библиотекой, художественной школой);

- обобщение результатов работы.

Итог работы:

-Повысился теоретических и практический уровень знаний педагогов;

-Педагоги активно внедряют новые технологии, разрабатывают занятия, сценарии досугов, тематических вечеров;

-Принимаем участие в выставках детского творчества, конкурсах детских работ;

-Принимаем активное участие в конкурсах драматизаций , инсценировок;

-Воспитанники ДОУ сохраняют интерес к музыке и хореографии, посещая музыкальную школу и танцевальные студии.

Мы не останавливаемся на достигнутом. Активная позиция и творческий потенциал педагогов убеждают в правильности выбранного пути. Участие и достижения в мероприятиях районного, городского уровня воодушевляют на новые успехи. Планируем расширить круг взаимодействия, с учетом запросов родителей, интересов воспитанников и социальных партнёров, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.


Используемая литература

 

  1. Алебастрова, А.А. Справочник заведующего дошкольным образовательным учреждением /. – М.: ВАКО, 2008. – 208с.

  2. Аншукова, Е.Ю. Аналитическая деятельность старшего воспитателя. // Управление ДОУ. - 2004. №3.- С.15-19.

  3. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы / К.Ю.Белая. - М.: Сфера, 2005
  4. Белая, К.Ю. От сентября до сентября. Рекомендации заведующим и старшим воспитателям детского сада к планированию воспитательно-образовательной работы / К.Ю.Белая. – М.: АСТ, 1998

  5. Бондаренко, А.К. Заведующий дошк.учрежд.: Пособие для зав.дошк.учреждениями / А.К.Бондаренко, Л.В.Поздняк, В.И.Шкатулла. – М.:Просвещение, 1984. – 223с.

  6. Васильева, А.И. Старший воспитатель детского сада / А.И.Васильева, Л.А.Бахтурина, И.И.Кобитина. – М., 1990

  7. Васильева, А.И. Воспитатель-методист детского сада / А.И.Васильева, Л.А.Бахтурина, И.И.Кобитина. – Минск, 1975

  8. Виноградова, Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ:метод.пособие / Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 192с.

  9. Дуброва, В.П. Организация методической работы в ДУ / В.П.Дуброва, Е.П. Милашевич. – М., 1995. – 128с.

  10. Изергина, К.П. Наш "взрослый" детский сад / К.П.Изергина, Л.С.Преснякова, Т.В.Иншакова. - М.: Просвещение, 1991

  11. Калмыкова, В.А. Руководство общественным дошкольным воспитанием в районе / В.А.Калмыкова. - М.: Просвещение, 1988

  12. Ковалев, А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства / А.Г.Ковалев. - М., 1978






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Художественно – эстетическое воспитание в ДОУ

Автор: Порываева Валентина Владимировна

Дата: 22.05.2020

Номер свидетельства: 550931

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Роль театра, как синтеза искусств,   в художественно –эстетическом воспитании дошкольников "
    ["seo_title"] => string(94) "rol-tieatra-kak-sintieza-iskusstv-v-khudozhiestvienno-estietichieskom-vospitanii-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "241660"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445279370"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Педсовет на тему «Художественно эстетическое развитее дошкольников»."
    ["seo_title"] => string(72) "piedsovietnatiemukhudozhiestviennoestietichieskoierazvitieiedoshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "317411"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1460358153"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Художественно-эстетическое развитие детей в МБДОУ "
    ["seo_title"] => string(60) "khudozhiestvienno-estietichieskoie-razvitiie-dietiei-v-mbdou"
    ["file_id"] => string(6) "247184"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446502747"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Тест «Художественно-эстетическое воспитание в ДОО»"
    ["seo_title"] => string(58) "tiest_khudozhiestvienno_estietichieskoie_vospitaniie_v_doo"
    ["file_id"] => string(6) "432540"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1508090544"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "«система работы доу по художественно-эстетическому развитию»"
    ["seo_title"] => string(62) "sistema_raboty_dou_po_khudozhestvenno_esteticheskomu_razvitiiu"
    ["file_id"] => string(6) "558386"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1600960904"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства