«система работы доу по художественно-эстетическому развитию»
«система работы доу по художественно-эстетическому развитию»
Одна из основных целей педагогического коллектива по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников - развитие творческого потенциала ребёнка, создание условий для его самореализации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««система работы доу по художественно-эстетическому развитию»»
МБДОУ – детский сад «Берёзка»
СООБЩЕНИЕ
«СИСТЕМА РАБОТЫ ДОУ
ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ
РАЗВИТИЮ»
Старший воспитатель: Малышева О.М.
Мне хотелось бы начать с цитаты Льва Семёновича Выготского, который сказал:
«Творчество-это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что- либо новое».
В соответствии с законом «об образовании РФ» дошкольное воспитание стало первой ступенью общего образования. Воспитание носит личностно-ориентированную направленность. Одним из актуальных направлений модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.
В соответствии с ФГОС ДО п.п. 2.6. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Художественно-эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Одна из основных целей педагогического коллектива по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников – развитие творческого потенциала ребёнка, создание условий для его самореализации.
Для получения ожидаемых результатов в нашем дошкольном учреждении создана система работы по данному направлению, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
1. Вначале мы продумываем содержания деятельности (выбор программ и технологий);
2. Затем создаём условия (кадровое обеспечение, методическое и материально- техническое обеспечение, создание развивающей предметно –пространственной среды)
3. Занимаемся организацией образовательного процесса (работа с детьми и родителями);
4. Выстраиваем взаимодействие с родителями
5. Координируем работу с другими учреждениями и организациями.
Такая система работы предполагает тесное сотрудничество всех педагогов ДОУ:
Музыкального руководителя
Воспитателей
Старшего воспитателя
Учителя-логопеда
Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно – эстетического образования. Целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов достигается благодаря совместному планированию воспитательного процесса.
Только креативный педагог сможет развить в ребенке интерес к творческой деятельности. Наши педагоги – люди творческие, они не только придумывают сценарии и декорации спектаклей, костюмы персонажей, но и совершают экскурсии, посещают мастер-классы, работают по нетрадиционным техникам ИЗО деятельности.
Система художественно – эстетического развития призвана научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, она должна быть, прежде всего, единой, объединяющей всю образовательную деятельность, режимные моменты, всю жизнь дошкольника, где каждый вид деятельности имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности дошкольника.
Именно дошкольный возраст является важнейшим этапом развития и воспитания личности. Возраст с рождения до семи лет – период приобщения ребёнка к изучению окружающего мира и период его начальной социализации. В дошкольном возрасте формируется самостоятельность мышления, развиваются любознательность и познавательный интерес детей.
Таким образом, большую актуальность приобретает воспитание у детей дошкольного возраста художественного вкуса, формирование творческих умений, осознание ими чувства прекрасного
Организация системы работы по художественно-эстетическому воспитанию реализуется через:
изобразительную деятельность,
музыкальное воспитание,
театрализованную деятельность,
дополнительные образовательные бесплатные услуги,
кратковременные образовательные практики,
индивидуальную работу,
выставки детских работ,
праздники, концерты.
Музыкальное развитие в детском саду призвано решать несколько основных задач. Главная задача – общая духовная культура детей формируется именно в музыкальной деятельности в детском саду
Музыкальная деятельность в детском саду благотворно влияет на развитие музыкальных и творческих способностей детей. Музыкальная деятельность может быть самых разных видов – это помогает учесть возможности каждого ребенка.
Музыку мы используем и режимных моментах.
Знакомство детей с народной культурой является первым шагом в освоении богатств мировой культуры, общечеловеческих духовных ценностей. В нашем детском саду развитие детей на традициях музыкальной народной культуры является одним из основных направлений общего художественно-эстетического воспитания и образования дошкольника.
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.
Дети ежедневно занимаются продуктивными видами деятельности, вместе с педагогом готовят выставки, проводят интересные творческие мероприятия, посещают мини-музеи ДОУ и музей «Русская комната», ходят на экскурсии, целевые прогулки.
Знания, полученные в продуктивной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием рисуют, музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.
Дети проявляют интерес и творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности. Участвуют в выставках и конкурсах.
Дополнительное образование по художественно-эстетическому воспитанию реализуется через работу дополнительных образовательных бесплатных услуг и кратковременных образовательных практик (создано положение, реестр) эстетической направленности, которые способствует раннему выявлению и разностороннему развитию способностей детей, помогают их проявлению и дальнейшему совершенствованию и составляют вариативную часть образовательной программы.
Цель - обогащение духовного мира детей различными средствами; формирование эстетического отношения к окружающему миру; развитие природных данных детей.
Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды. Каждая группа детского сада эстетически оформлена. Там созданы условия для художественно-речевой, театрально-игровой, изобразительной и музыкальной деятельности: имеются театральные, игровые центры, центры художественного творчества, которые содержат разнообразный материал, пособия, игры, театральные костюмы, атрибуты, мини-музеи.
В группах оформлены выставки детских поделок. Творческий процесс сопровождают художественная литература, поэзия, музыкальные произведения и произведения русского народного творчества.
Эффективно используются раздевалки, коридоры. В них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного и бросового материала, выставки совместного творчества различной тематики.
Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям:
-Вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением.
-Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации, семинары-практикумы.
Эффективность работы по эстетическому воспитанию зависит от координации работы с другими учреждениями:
- Коллектив детского сада тесно сотрудничает с детской библиотекой;
- ЦДОД домом творчества
-Школой искусств;
- Музеем;
- КДЦ «Чулым»
- Службой занятости
-Галереей искусств.
Все дети талантливы, поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами.
Завершить выступления хотелось бы такими словами Сухомлинского «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности. Это правило касается вех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания».
А в перспективе - продолжать планировать работу по совершенствованию системы художественно-эстетического развития детей в соответствии с ФГОС, развивать чувство прекрасного, создавать условия для реализации творческого потенциала каждого ребенка.